на главную страницу

22 Мая 2004 года

Геополитика

Суббота

«Черное золото»

Из-за него и сегодня развязываются войны
и гибнут государства

Александр ШУМИЛИН, кандидат исторических наук,
Гурген ГУКАСЯН, кандидат экономических наук.



На этой неделе произошел резкий скачок цен на нефть. Баррель сырой нефти остановился на отметке 41,55 доллара, что стало рекордом для Нью-Йоркской товарной биржи с момента начала ею в 1983 году операций с контрактами на нефть. Продолжающееся подорожание нефти может в любой момент привести к сбою ее поставок на рынке, что в свою очередь негативно отразится на военно-политической ситуации в мире. Ведь сегодня уже ни для кого не секрет, что нефть является одним из определяющих факторов мирового развития. В XX столетии многие события международной жизни происходили именно из-за стремления ведущих держав мира установить (или удержать) контроль над основными источниками «черного золота». Даже кризис советской экономики и последующий за ним распад СССР стал во многом результатом падения цен на нефть на мировых рынках. По мнению аналитиков, еще большее значение приобретет борьба за энергоресурсы в геополитике нынешнего века. В связи с этим предлагаем вниманию читателей аналитический материал, предоставленный редакции Институтом геополитической информации «Энергия» (первая статья о роли энергетического фактора в развитии военно-политической ситуации в мире – в номере от 30 апреля с.г.).

     
Игры на ценовом рынке

     Вопреки некоторым прогнозам, военная операция США и их союзников в Ираке не стимулировала тенденцию к снижению цен на мировом рынке нефти. Наоборот, в связи с нестабильностью ситуации в таких государствах - членах Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), как Венесуэла, Нигерия и Ирак, цены на нефть на мировых энергетических биржах поднялись за прошлый год в среднем более чем на 14 процентов. Этот показатель относится и к главному «индикатору» нефтяных цен - нефтяной смеси из Северного моря «Брент», основным поставщиком которой на мировые рынки является Норвегия (цены на эту марку нефти-сырца достигли самой высокой отметки за последние 20 лет).
     Высокий мировой спрос на нефть на фоне ограниченных возможностей стран - участниц ОПЕК усиливает нестабильность на нефтяном рынке. Как известно, некоторые страны - члены ОПЕК уже достигли предельных уровней добычи нефти легких сортов, которые преимущественно используются для производства бензина во многих странах, особенно в США. Неудивительно, что цена на легкую нефть на американском рынке неумолимо перешагнула психологически важную отметку в 40 долларов за баррель.
     Другим важным фактором эволюции рынка нефти в 2003 году стал резкий рывок нефтедобычи российских компаний. По предварительным данным Министерства энергетики, по сравнению с предыдущим годом увеличение добычи нефти составило 11 процентов. Как отмечает Международное энергетическое агентство, Саудовская Аравия добывала в третьем квартале 2003 года - это последние имеющиеся сведения - 8,29 млн. баррелей в день, Россия - 8,68 млн. баррелей. По сути Россия сменила Саудовскую Аравию в качестве самой крупной в мире нефтедобывающей страны. Сейчас на долю Российской Федерации приходится 10,97 процента всей мировой добычи нефти. В 2002 году этот показатель составлял 9,9 процента. В результате Россия резко повысила свой удельный вес на мировом рынке нефти, что расширило и масштабы ее политического влияния.

     
США увеличивают ставки

     Президент США Джордж Буш еще в ходе предыдущей предвыборной кампании обнародовал более 20 инициатив в области энергетической политики. Большая часть касалась энергетического комплекса самих США: делалась попытка снять запрет на поисково-разведочные работы на нефть в природном арктическом заповеднике на Аляске для снижения зависимости от импорта топлива (извлекаемые запасы около 7,6 млрд. баррелей при цене 24 доллара, однако эта инициатива не была принята конгрессом). В области международных контактов заявленные намерения президента США включали формирование системы единой энергетической политики США, Канады и Мексики, а также предложение по проведению ежегодных встреч стран «восьмерки» для развития международного энергетического сотрудничества.
     Кроме того, Белый дом ставил задачу активно способствовать разработке энергоресурсов вне ОПЕК - в первую очередь в районах Каспийского моря, Западной и Южной Африки. Джордж Буш обвинил прежнюю администрацию в том, что она не сумела сохранить созданную президентом Дж. Бушем-старшим во время ирако-кувейтского конфликта коалицию стран Персидского залива, что привело к ослаблению роли США среди нефтедобывающих стран Ближнего Востока и к уменьшению американских возможностей влиять на их политику.
     В целом администрация США во внешнем аспекте энергетической политики планировала сосредоточиться на двух основных направлениях: первое – снизить зависимость США от импорта ближневосточной нефти; второе – объединить международные усилия в выработке механизмов влияния на ценовую политику ОПЕК.
     С приходом Дж. Буша в Белый дом его команда оказалась непосредственно связана с энергетикой (сам Дж. Буш, вице-президент Дик Чейни, советник по национальной безопасности Кондолиза Райс и другие) и в борьбе за энергоносители стала действовать проверенными методами, то есть с использованием всей мощи государственной машины. Доходы американских нефтяных компаний, например за 1999 - 2000 годы, составили свыше 500 млрд. долларов, или 8 процентов от ВВП страны, а доля контролируемых ими мировых запасов – 3,3 процента по нефти и 3,7 процента по газу, в то время как основная часть этих запасов находится за пределами США. Доля американских компаний в мировой добыче составила соответственно свыше 13 процентов и 22 процентов. Этот фактор не мог не оказывать сильного влияния на внешнеполитический курс США.
     Внутренняя энергетическая стратегия США, предложенная командой Дж. Буша, предполагала строительство универсальных теплостанций, способных работать на всем спектре известных видов топлива (нефть, газ, уголь, биологические материалы) и выбрасывать высокоочищенный от примесей углекислый газ. Следует отметить, что в структуре потребления топлива электроэнергетикой США ядерное топливо занимает 20 процентов, возобновляемые источники энергии – 12 процентов, нефть – только 3, уголь – 54 и газ – 11 процентов. Но по потреблению нефти для транспорта США опережают все другие страны мира.
     В любом случае проблема снабжения США топливом во многом оказалась замкнутой именно на страны ОПЕК, в основном Саудовскую Аравию и Кувейт. В течение последнего десятилетия поставки в США нефти из Ближневосточного региона росли опережающими темпами в сравнении с ростом суммарного импорта и поставок из других стран — членов ОПЕК. За 10 лет, предшествующих 2002 году, суммарный импорт нефти в США возрос в 1,5 раза, при этом из стран Ближнего Востока – в 1,7 раза, из других стран — членов ОПЕК – в 1,2. В 2001 году США ввозили 26 процентов объема мировой торговли нефтью (т.е. каждую четвертую тонну проданной нефти). Весь импорт нефти США с Ближнего Востока, оцениваемый примерно в 1.640 миллионов баррелей в сутки (мбс), в 1992 году был обеспечен по сути двумя странами – Саудовской Аравией (1.597 мбс) и Кувейтом (39 мбс). Оман поставил 4 мбс. В 2001 году из 2.718 мбс, поступивших из Ближневосточного региона в Соединенные Штаты, Саудовская Аравия обеспечила 1.619 мбс, Кувейт – 242 мбс, ОАЭ – 28 мбс, Оман – 16 мбс, Ирак – 813 мбс.
     Насколько высока в настоящее время уязвимость США в плане поставок нефти с Ближнего Востока? Если в 2000 году в суммарном импорте нефти США доля стран региона составила 23,7 процента, то в 2001 г. она оценивалась уже в 25,5 процента. В 2001 году весь экспорт нефти из Персидского залива составил 16,25 мбс, из которых 12,8 млн. прошло через Ормузский пролив (соединяющий эту акваторию с Индийским океаном), остальные 3,45 млн. – в основном по нефтепроводу Petroline в Саудовской Аравии. Из Персидского залива танкеры достигают берегов Аляски за 40 суток. Гипотетически можно представить, что в случае, скажем, блокирования Ормузского пролива мировой объем торговли нефтью сократится почти на треть и что от этого в значительной степени пострадают Соединенные Штаты.
     Какие существуют направления диверсификации поставок из располагающих нефтью стран вне ОПЕК и других членов ОПЕК, помимо Ближнего Востока? С точки зрения стратегии США, американских и других крупнейших нефтяных компаний, которая отражает ситуацию с нефтеразработкой, заметно, что наиболее активно работы ведутся в Анголе, которая не входит в ОПЕК (на шельфе, первое открытое месторождение – Girassol (Elf)), а также в Нигерии, члене ОПЕК, месторождение - Bonga (Shell). Уже сейчас на глубине более 500 м подтверждены 37 месторождений с 2,4 млрд. тонн нефтяного эквивалента. На шельфе Анголы с 1996 года открыто 21 месторождение, и запасы выросли с 200 млн. т в 1995 году до 1,4 млрд. в настоящее время. Основной прирост получен за счет открытий на 4 блоках участков, где оперируют компании Chevron Texaco, Exxon Mobil, BP и TotalFinaElf. Добыча нефти здесь уже началась.
     Сообщается, что за 5 лет планируется инвестировать 20 млрд. долл., что может сделать Анголу второй нефтедобывающей страной в Африке, уступающей только Нигерии. Добыча нефти в ближайшее время должна будет составить 45 млн. т и превзойти уровень Алжира и Египта, а к 2010 году она может достичь 95 - 100 млн. т в год. Однако темпы открытий настораживают правительство Анголы, которое опасается того, что резкий рост добычи способен смениться таким же резким внезапным ее падением, как это уже раз имело место в истории нефтеразработок. В 2002 году правительство Анголы наложило мораторий на новые лицензионные раунды по нефтеразработке. Поэтому с массовой разработкой нефти в Анголе вопрос в политическом плане не однозначен.
     Имеются также планы разработки новых месторождений в Никарагуа, Конго, Экваториальной Гвинее, Габоне, Береге Слоновой Кости (на шельфе). В Латинской Америке в качестве основных из дополнительных источников нефтяных ресурсов рассматриваются залежи сверхтяжелых нефтей долины реки Ориноко, которые составляют 1,4 трлн. баррелей, из которых 300 млрд. баррелей считаются извлекаемыми. Сейчас добыча составляет 300 тыс. баррелей в сутки и должна возрасти до 800 тыс. к 2006 году.

     
Полуостров сокровищ

     Тем не менее основными производителями и обладателями запасов традиционной нефти в ОПЕК по-прежнему являются Саудовская Аравия (запасы 36 млрд. т), Ирак (15,2 млрд. т), Кувейт (13,3 млрд. т), ОАЭ (13 млрд. т) и Иран (12,3 млрд. т). В Венесуэле запасы оцениваются в 11,2 млрд. т. Страны ОПЕК с наиболее крупными запасами после Ирана – это Ливия (3,8 млрд. т), Нигерия (3,2 млрд. т), Алжир (1,2 млрд. т). Латинская Америка занимает третье место в мире по запасам после Ближнего (Среднего) Востока и республик бывшего СССР.
     При этом Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, в настоящее время добывающие около 12 миллионов баррелей в сутки (мбс), к 2020 году планируют увеличить добычу соответственно до 22,1 мбс, 5,1 мбс и 4,8 мбс. До 2010 года эти нефтеэкспортеры планируют инвестировать в нефтяную отрасль согласно оценкам Лиги арабских государств около четверти триллиона долларов.
     Саудовская Аравия. Большие размеры внутреннего государственного долга в сочетании с увеличившимся внешним вынуждают руководство страны с максимальной эффективностью использовать стратегию в области нефтеэкспорта. В связи с этим политика отказа от привлечения иностранных компаний на иных условиях, кроме как на подрядных, технического содействия и т.п., в последнее время стала сочетаться с расширенными инициативами по разработке ресурсов в королевстве, хотя это в первую очередь касается природного газа. Для участия иностранного капитала было полностью открыто 20 секторов экономики. Основными зарубежными компаниями, работающими в Саудовской Аравии, являются AOC, Mobil, Shell, Texaco. Японская компания АОС работает на двух шельфовых месторождениях, добывая 300 тыс. барр. в сутки. Американская Texaco разрабатывает 3 месторождения на суше – Вафра, Южный Фаварас и Южный Ум Гудайр, добывая свыше 200 тыс. б.с.
     Одной из главных целей Саудовской Аравии в экономической области является вступление в ВТО. Правительство рассчитывает облегчить этим вопросы экспорта продукции на рынки развитых стран, а одновременно привлечение инвестиций в разработку газа в стране в ее центральной и северо-западной частях на условиях раздела продукции – проекты по «газовой инициативе» (оценочной суммарной стоимостью 25 млрд. долл.), которой заинтересовались и российские компании. TotalFina (Франция), как сообщают, уже приняла решение инвестировать 8 млрд. долл.
     Кувейт. В вопросах регулирования мирового рынка нефти Кувейт – традиционный партнер Саудовской Аравии. Наличие значимых в масштабах данной страны зарубежных финансовых активов делает экономическое положение Кувейта более благоприятным, чем Саудовской Аравии. На 2001 год так называемый Кувейтский фонд будущих поколений располагал денежными средствами около 278 млрд. долл. На территории Кувейта расположено второе в мире по величине месторождение нефти Бурган с запасами 67 млрд. т, или 70 процентов запасов страны. В 1998 году Кувейт уже вдвое превысил уровень нефтедобычи 1990 года. Осуществляется план по инвестированию в нефтеперерабатывающее производство (около 3 млрд. долл.).
     Варианты поведения Кувейта на нефтяном рынке гипотетически могут быть следующими. Первый – сохранение нынешней стратегии добычи в пределах квот ОПЕК, безоговорочное соблюдение квотовой дисциплины. Второй - минимизация расходов на освоение новых месторождений и развитие ненефтяных секторов хозяйства за счет накопленных финансовых резервов. Третий - форсирование добычи за счет внутренних и внешних инвестиций и увеличение своей доли рынка в рамках квот или вне квот.
     Все эти стратегии уже были опробованы. Минимизация добычи невозможна в силу значения нефти Кувейта для остального мира (США, Европа, Япония). Форсирование добычи также не отражает стратегию поставок, принятую Кувейтом в 1980-е годы. Поэтому Кувейт, исторически тесно связанный с Саудовской Аравией, должен осуществлять претворение в жизнь тех шагов в нефтяной политике, которые свойственны ОПЕК и ее крупнейшим поставщикам, продолжать находиться в системе квот. Собственно, к маю 2002 года весомый триумвират поставщиков ОПЕК – Саудовская Аравия, Иран, Кувейт (45 процентов мировых запасов) - заставил других производителей в картеле, а также независимых, пойти на снижение добычи.
     Кувейт, как и большинство стран ОПЕК, имеет систему нефтяного хозяйства, в которой большинство вопросов решается государством, контролирующим всю отрасль через уполномоченные нефтяные компании. Это в отличие от США, России исключает добычу кувейтской нефти без согласования процесса с общегосударственными установками и квотами ОПЕК.
     Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн. Султанат Оман, хотя и не является членом ОПЕК и имеет определенную самобытность в политике (добывает около 0,86 млн. баррелей в сутки, правительство контролирует всю нефтяную промышленность), на практике полностью сохраняет лояльность к ОПЕК и придерживается консервативной линии в нефтяной и экономической политике. С 1997 года Оман дважды снижал добычу. Это позволяет судить о том, что и далее султанат будет поддерживать традиционную линию поведения. Нефть Омана устойчиво сбывается на азиатско-тихоокеанском направлении (Япония, Китай, Южная Корея). Индия поддержала ОПЕК в вопросе более высоких цен, хотя и переплачивает за нефть по сравнению с США и Европой. Оману более выгодна высокая цена, чем увеличение доли рынка.
     Другая аравийская монархия – федерация ОАЭ - сходна с Саудовской Аравией, Кувейтом, Оманом по широкому спектру вопросов экономической и нефтяной политики. То же можно сказать и о Катаре, который выступает в основном поставщиком природного газа.
     Еще одна аравийская монархия – Бахрейн, государство с незначительными остаточными запасами нефти. Бахрейн входит в ряд крупнейших мировых производителей алюминия, страна – международный финансовый центр. Выработка электроэнергии и многих видов промышленной продукции базируется на поставках нефти из Саудовской Аравии. Не входя в ОПЕК, Бахрейн в политическом плане по основным вопросам следует политике Саудовской Аравии и ССАГПЗ.

     
Россия выходит в лидеры

     После 11 сентября многое свидетельствует в пользу возможной перемены в конфигурации взаимоотношений между производителями и потребителями нефти. До этого времени в основном рассматривалась модель, при которой, с одной стороны, находились страны – важнейшие экспортеры, с другой – основные импортеры, прежде всего США. Правда, были и моменты, когда случалось заметное рассогласование действий членов ОПЕК, а также ОПЕК и независимых нефтеэкспортеров, например в 1997 - 1998 годах, а также в 2001 году, когда Россия и другие не члены ОПЕК фактически отказались координировать свою политику поставок нефти с этим картелем. В этот период стала вырисовываться тройная модель рынка: ОПЕК – другие экспортеры – импортеры нефти, с Саудовской Аравией, Россией и США как центральным элементом в ней. В случае же появления на рынке нефти Ирака (после стабилизации положения в стране) ситуация для России может существенно измениться: сократится возможность выступать на рынке в качестве экспортера, способного существенно повлиять на конъюнктуру.
     В то же время увеличение Россией поставок нефти в Азию, закрепление на европейском нефтяном рынке могут послужить рычагом воздействия на рынок (влияния на динамику спроса - предложения), что дает определенные аргументы. Другой вопрос – до какой степени с точки зрения бюджета и собственных потребностей выгодно расширение поставок в макроэкономическом плане.
     Россия пока воздерживается от тесного взаимодействия с ОПЕК. Принятая правительством РФ Энергетическая стратегия констатирует, что «при стабилизации цен на нефть в диапазоне 18-20 долл. за барр. российский экспорт топлива и электроэнергии увеличивается относительно 2002 года на 15-17 поцентов к 2010 году. Если цены будут ниже заложенных параметров, экспорт придется сокращать». То есть: выше цены – больше экспорт России и наоборот. Устойчивой линии поведения на рынке не выработано.
     По итогам недавнего визита в Россию наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы и встреч на высшем уровне достигнуто соглашение о координировании нефтяной политики двух стран, межправительственный статус придан совместной рабочей группе по вопросам энергетической политики. Принято решение о совместных энергетических и нефтедобывающих проектах в обеих странах. А в ходе подготовки визита российской делегации на высшем уровне в США (24 сентября 2003 г.) и на сессию ООН американскими представителями в России была озвучена оценка о возможности России увеличить поставки нефти в США в 2,5 раза в ближайшие год – два.
     Все вместе, говорится в исследованиях специалистов, нефтяные ресурсы в России могут оказаться в три раза больше, нежели это предполагалось ранее, и это делает ее одним из самых привлекательных источников пополнения на замену прежних запасов. Как показывает статистический обзор «Бритиш петролеум», Россия обладает 60 млрд. баррелей подтвержденных запасов нефти и запасами природного газа, равными 280 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте. И тем не менее аудиторы и аналитики говорят, что есть сильный вектор в пользу повышения этих данных. Так, исследования «Брансуик Ю-Би-Эс», московского отделения швейцарского банка, показывают, что доказанные запасы нефти в России могут возрасти с 60 млрд. до 180 млрд. баррелей по мере того, как компании проводят ревизию своих резервов. Согласно нынешним оценкам, это выведет Россию на второе место в мире по объему запасов нефти после Саудовской Аравии, резервы которой оцениваются в 300 млрд. баррелей нефти и нефтяного эквивалента.
     Россия и прикаспийские государства становятся важным противовесом Ближнему Востоку. Лидеры Европы и США обхаживают Кремль в пользу заключения стратегических соглашений о поставках, чтобы ослабить их зависимость от нефти Ближнего Востока. Компании, включая американские «Экссон-Мобил», «Шеврон-Тексако» и французскую «Тоталь», выстроились в очередь, добиваясь сделок с российскими партнерами. «Я считаю, что к концу этого десятилетия Россия будет иметь подтвержденных ресурсов углеводородов на 50 процентов больше, чем нынешние запасы Саудовской Аравии», - говорит Пол Коллисон, стратег «Брансуик Ю-Би-Эс», занимающийся глобальными развивающимися рынками нефти и газа.
     Лорд Браун, глава «Бритиш петролеум», согласен с тем, что объем запасов возрастет. «Все говорит о том, что запасов будет больше. Я не уверен, знает ли кто-нибудь на самом деле, каковы будут окончательные данные о добыче с помощью новой технологии, которую применят на старых месторождениях».

     
Перспективы борьбы за нефтяные рынки

     Предсказывавшегося некоторыми аналитиками ценового апокалипсиса в связи с иракскими событиями удалось избежать. Вряд ли следует опасаться того, что Америка в ближайшее время затопит рынок нефтью, обвалив цены, т.к. прежде чем американские и английские компании смогут начать добычу, пройдет не меньше года. За это время должны быть выработаны цивилизованные правила игры. Вместе с тем в США понимают, что издержки на войну могут быть восполнены только за счет активного участия в развитии нефтяной промышленности Ирака.
     Гипотетически возможно развитие событий и по сценарию, при котором Ирак, послушный американской стратегии, выходит из ОПЕК, наращивая добычу; рынок продавца превращается в рынок покупателя, в результате чего ОПЕК обрекается на значительные трудности. В крайнем варианте это способно привести к распаду ОПЕК, в частности, по следующей схеме: Венесуэла руководствуется национальными интересами, а не коллективными ОПЕК; масштабное освоение иракских месторождений вынуждает Кувейт, ОАЭ, Катар отказаться от соблюдения квот, которые теряют свое значение на фоне сокращения поступлений от продаж. Алжир, Нигерия, Индонезия, Иран требуют увеличения добычи.
     Разобщенные производители оказываются перед консолидированной группой потребителей, и цена может упасть, по разным прогнозам, примерно до 12-18 долл. за баррель. Но для реального осуществления указанного сценария требуется существенное увеличение иракской нефтедобычи и строгое следование курсу США со стороны правительства Ирака.
     Может ли политическая и экономическая ситуация свидетельствовать в пользу или против быстрого осуществления указанного выше сценария с распадом ОПЕК? Существуют серьезные факторы, откладывающие такое развитие событий.
     Во-первых, все иракские месторождения не так легко восстановить, поскольку при режиме Хусейна оказались исчерпаны возможности примитивных методов нефтедобычи, которые, как известно, наносят месторождениям огромный урон и уже существенно подорвали структуру многих месторождений страны.
     Во-вторых, неоднозначна оценка интересов Ирака самим временным правительством страны. Примечательно, что уже 24 сентября 2003 года правительство США ожидал неприятный сюрприз: Ахмед Чалаби, де-факто лидер нового иракского правительства, обратился к международной общественности и ООН с просьбой обеспечить независимость Ирака от американского влияния. Похоже, он тщательно выверил обстановку вокруг своей страны. В первом турне представителей Правящего совета по арабским странам делегация Ирака проигнорировала Иран, Сирию и Саудовскую Аравию, выступивших против военных действий в Ираке, но среди прочих стран посетила Кувейт. Это дает основание полагать, что правительство Ирака может пойти по кувейтскому пути развития, подтвердившему свою жизнеспособность.
     Надо отметить, что нефтяные компании США и американская администрация в принципе не заинтересованы в полном обвале цен на нефть: нефтяное лобби весьма влиятельно в Белом доме и конгрессе, а американские компании выплачивают в бюджет значительные суммы налогов. Кроме того, обвал цен и возможное в результате его обострение политической обстановки в нефтедобывающих странах в конечном итоге могут вновь дестабилизировать все нефтеснабжение.
     Доведение объема поставок иракской нефти на внешний рынок до более чем 1-2 миллионов баррелей в сутки будет, безусловно, способствовать понижению цен на мировых рынках и повлечет за собой определенное обострение ситуации в ОПЕК. Однако многое будет зависеть от того, как скажется на диалоге между разными группами поставщиков развитие политической обстановки на Ближнем Востоке и вокруг него.
     Системная экспертная оценка роли нефтяного фактора в современной мировой политике позволяет таким образом сделать следующие выводы:
     - американские компании, влияющие на администрацию Буша, продемонстрировали свою незаинтересованность в запуске инструментария с целью стимулирования тенденции к снижению цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках;
     - Россия сменила Саудовскую Аравию в качестве лидера мировой нефтедобычи. Это заставило королевство искать пути взаимодействия с российскими компаниями. Беспокойство монархии вызывают планы строительства северного маршрута экспорта российской нефти (через Мурманск) в США. Саудовцы предлагают россиянам формулу энергетического сотрудничества и взаимодействия вместо формулы соперничества;
     - проявляется тенденция к усилению интеграции Саудовской Аравии с промышленно развитыми странами. Одной из главных целей Эр-Рияда в экономической области является вступление в ВТО. Правительство рассчитывает облегчить этим вопросы экспорта продукции на рынки развитых стран, а одновременно привлечение инвестиций в разработку газа в стране в ее центральной и северо-западной частях на условиях раздела продукции – проекты по «газовой инициативе» (оценочной суммарной стоимостью 25 млрд. долл.);
     - постепенно усиливается тенденция к открытости нефтяной сферы Кувейта для западных партнеров. Хотя к основным запасам нефти этой арабской страны допускаются только национальные организации (другие – на условиях найма), у правительства давно имеются периодически отвергаемые парламентом планы допустить к разработке сложных приграничных месторождений крупные международные нефтяные компании (проект Кувейта стоимостью 7 млрд. долл.) на основе раздела продукции. Приглашением западных организаций правящие круги Кувейта стремятся решить те же задачи, что и Саудовская Аравия, а именно - укрепить внутреннюю стабильность и положение своей страны на мировой арене.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства