на главную страницу

26 Мая 2004 года

Армия сегодня

Среда

НОУ-ХАУ ОТ СИБИРЯКОВ



Гвардейская Краснознаменная Ленинградско-Павловская мотострелковая дивизия по итогам зимнего периода обучения признана лучшей в Сибирском военном округе. За счет чего удалось этого добиться? Что нового, необычного применяется при организации процессов обучения и воспитания в соединении? Какие задачи сегодня являются приоритетными для воинского коллектива? Об этом «Красной звезде» рассказывает командир дивизии полковник Александр КУЖИЛИН.

     
Кулаком, а не пятерней

     Там, где офицер добросовестно выполняет свои обязанности, умеет выделить главное в работе, знает, как и чему обучать личный состав, там подразделение, часть, соединение всегда будут среди лучших. Дивизия была лучшей в СибВО и по итогам 2003 года, сплоченный офицерский коллектив позволил сохранить завоеванные ранее позиции. Считаю, что потенциал офицерского состава соединения очень высокий, поэтому в нынешнем году ставим планку еще выше – сдать итоговую проверку на «хорошо». Исходя из этого сохраняется одна из приоритетных задач – дальнейшее сплочение воинских коллективов: офицерских, солдатских, сержантских. Если коллектив разрознен, то можно быть «семи пядей во лбу», иметь хорошие и отличные оценки, но растопыренной пятерней никогда не нанесешь сильный удар. Поэтому все должны быть в едином строю, в одном пучке. Это самое главное.
     Но офицеров в первую очередь нужно научить работать с подчиненными солдатами и сержантами. Не должно быть такой ситуации, когда, образно говоря, «неуч учит неуча». Поэтому все показные занятия в системе командирской подготовки организуются так, что их непосредственными участниками становятся сами обучаемые офицеры.
     
От простого – к сложному

     Недавно проводили сборы с командирами рот, их у нас в дивизии более 80. Распределили офицеров по взводам, назначили командиров, их заместителей, командиров отделений, дежурных, дневальных по роте и т.д. И все они с первого дня занятий действовали, как солдаты и сержанты по призыву, которых им необходимо обучать. Начинали с элементарного. К примеру, проходит занятие по выполнению распорядка дня – «утренний подъем». Все размещаются в казарме, в кроватях, как обычные солдаты. Дежурный по роте подает команду «Рота, подъем!» Кто одеяло откинул, как того требует устав, кто просто вскочил и начал одеваться, кто уложился в норматив 45 секунд, кто оделся только за 3 минуты... И в ходе этих занятий сразу все видно – обладает ли офицер соответствующими знаниями и навыками, как он подготовлен. Офицеры внимательно смотрят друг на друга – кто лучше действует, кто хуже...
     Первый день занятий проходил вроде бы несерьезно – посмеиваются друг над другом, подшучивают... На второй день уже никто не смеялся – каждый офицер, зная о теме предстоящего занятия, уже заранее внимательно почитал устав, другие руководящие документы, подготовился, чтобы быть не хуже остальных. То же самое при организации боевой подготовки, на стрелковой тренировке. Говорим офицеру: «Вот твоя рота, твой взвод, твои солдаты – лейтенанты, старшие лейтенанты, капитаны. Выходи на огневой рубеж, командуй». И в конце сборов, когда принимали зачеты, уже чувствовался возросший уровень подготовки командиров рот. Зачеты тоже имели под собой реальные ситуации. Не надо этого: «Наступление двух солдат на стыке двух фронтов...» или «Напиши боевой приказ роты». На сборах прежде всего даем практическую направленность, начиная с самого элементарного. Казалось бы, чего проще задание: «Написать распорядок дня воинской части». Каждый офицер ежедневно живет и служит по этому распорядку. Но знаете, какие порой трудности такая и подобные задачи вызывают?
     Убежден, практическая направленность заключается не в том, чтобы провести показное занятие, выставив перед обучаемыми офицерами лучшую роту, которую неделю перед этим готовили. Главное – научить их самих правильно подавать и выполнять соответствующие команды и распоряжения. Не надо на пальцах объяснять «подъем переворотом делается так...». Возьми и покажи сам. И заставь повторить. Только тогда обучающее занятие будет действительно эффективным. Эту методику я внедряю еще с тех пор, когда сам был командиром мотострелкового батальона, и за все прошедшее с тех пор время убедился в ее высокой эффективности.
     Да, опыт у всех офицеров разный. Кто раньше служил в развернутых частях, тот знает: боевая подготовка там всегда была на первом месте, занимала, как в ГСВГ, до 90 % учебного времени. Стреляли, водили и ночью, и днем. Сейчас те, кто проходят службу в частях сокращенного состава, практику командования, управления подчиненными, проведения занятий утрачивают. И для того чтобы офицеры не теряли соответствующие навыки, этот метод является, на мой взгляд, самым оптимальным.
     
Полигонная карусель

     Занятия на полигоне тоже проводим по новой методике. Так, перед боевой стрельбой должно проводиться тактическое занятие «Проверка слаженности подразделения». Идея состоит в том, чтобы отделения занимались в составе мотострелковой роты как главной (или первой) тактической единицы. Рота в полном составе принимает участие в этом занятии. Все элементарно просто: в роте 9 отделений. Поэтому организуются 9 учебных проверочных мест. Перед боевой стрельбой отделение должно пройти все виды боя и поучаствовать во всех видах его обеспечения – «отделение в разведке», «отделение в обороне», «преодоление минно-взрывных заграждений», «оказание помощи раненым» и т.д. Весь полный учебный комплекс, по которому солдаты обучаются в течение полугода, по всем этим предметам необходимо проверить на боевую слаженность. И занятия на каждом участке проводят начальники служб полка, чтобы они, как им и положено по всем руководящим документам, были вовлечены в процесс боевой подготовки. Каждому из 9 отделений мотострелковой роты и каждому из 27 отделений мотострелкового батальона в ходе занятий начальники служб полка – инженерной, РХБЗ, медицинской, начальник разведки и др. – выставляют оценку как профессионалы и как специалисты. Все эти 9 учебных точек расположены на войсковом полигоне в определенной последовательности по кругу, как ромашка, и все отделения поочередно проводят на них занятия. У каждого командира отделения – зачетная ведомость, в которой начальник соответствующей службы проставляет оценку. На наиболее ответственных участках – «наступление», «оборона» – в принятии зачетов принимают участие командир роты и командир батальона, их заместители. И командир роты, перед тем как начать выполнение учебно-боевой задачи со стрельбой, уже видит – какое отделение необходимо прежде всего «подтянуть» по тактике, кого – по РХБЗ...
     Когда «двойки» и «тройки» дороже «пятерок»
     Особо подчеркну, что на этих учебных местах оценивается именно слаженность действий в составе боевых групп – «двоек» и «троек», что, как показал опыт Чечни и Афганистана, наиболее эффективно в современном бою. Солдат должен усвоить до автоматизма, закрепляя это в памяти на каждом учебном месте: «Слева от меня действует Петров, справа – Иванов. И если в реальном бою со мной что-то случится, меня они не бросят, окажут помощь, прикроют огнем. И я их не брошу. Это моя «тройка», моя маленькая семья. А вот моя большая семья – мое отделение». Подобные занятия проводятся затем уже в составе мотострелковых взводов – 9 взводов в батальоне, те же 9 учебных мест. И по кругу, своеобразной «каруселью», двигаются уже не отделения, а взводы, оценивается уже их слаженность, их подготовка.
     В конце апреля организация такого занятия по проверке слаженности мотострелковой роты была показана для командиров соединений, воинских частей, начальников служб и управлений СибВО. Присутствовавший на нем командующий войсками округа генерал-полковник Николай Макаров высоко оценил наш опыт и отметил, что «именно так, по единой методике, должны проводиться занятия во всех частях и подразделениях СибВО».
     
Стимулы моральный и материальный

     Да, все это требует значительных усилий, ложится дополнительным грузом на плечи офицеров. Тех, кто работает больше и лучше других, обязательно поощряем. Ошибаются те, кто считает, что награждение Почетной грамотой – это, мол, в современных условиях не стимул. Убежден, если на торжественном собрании или на построении в присутствии всего личного состава вручить грамоту офицеру, который работал, не считаясь с личным временем, качественно выполнил поставленную задачу, – это очень для человека важно. Моральный стимул всегда имел и будет иметь значение. Через спонсоров, органы местного самоуправления обязательно изыскиваем возможности и для материального поощрения лучших, но и моральные стимулы очень ценятся. Не должно быть, чтобы все оставались в одинаковых условиях, дух соревнования, состязательности в дивизии и раньше был, и сегодня считаю своей задачей как командира этот дух состязательности поддерживать. От этого зависит морально-нравственный климат в коллективе. Офицер должен всегда видеть перспективу в жизни, смотреть вперед.
     Командиры рот, командиры батальонов – это «рабочие лошадки», становой хребет дивизии. В первую очередь хотелось бы отметить таких офицеров, как командиры рот Севастопольского ордена Александра Невского мотострелкового полка постоянной боевой готовности старшие лейтенанты Алексей Корнев, Владимир Бабинский, недавно назначенный, но уже успевший себя хорошо зарекомендовать в новой должности старший лейтенант Алексей Куропятник, заместитель командира мотострелкового батальона капитан Сергей Красиков, офицеры управления дивизии и полков майоры Петр Бабичев, Родион Галиакберов, подполковники Сергей Свешников, Олег Рудов, командиры батальонов майоры Роман Бердников, Константин Лебедев, подполковники Алексей Евтушенко, Дмитрий Резников.
     
Семейные обстоятельства офицерского статуса

     Одно огорчает – когда некоторые молодые, перспективные офицеры вынуждены уходить из армии. По моим наблюдениям, большинство увольняется «по семейным обстоятельствам». К примеру, когда офицер получает меньше, чем его жена, жить в такой ситуации невыносимо. Знать, что тебя Родина наделила властными полномочиями, что ты выполняешь важные государственные задачи, а когда приходишь домой, тебя пытаются убедить, что это, «судя по размерам твоего месячного денежного довольствия», вовсе не так... Но массового оттока офицеров из дивизии нет. Многие уже давно одумались, поняли: на «гражданке» их никто не ждет, они там никому не нужны. Здесь – военная семья, друзья, никто никого не бросит в трудной ситуации, у нас в армии это не принято. Если кому-то плохо, мы все поможем.
     В армии человек имеет высокий статус: ты офицер, ты «государевый человек», а не охранник с палкой, стоящий где-то на воротах. Вот если бы чуть раньше, еще в военных институтах, вести с курсантами надлежащим образом такую работу по патриотическому воспитанию, а то приходится здесь дорабатывать, в процессе службы. Когда мы учились в военных училищах, нас воспитывали и готовили как государственных людей. Такие понятия, как «Родина», «Присяга», «Честь офицера», были священными и непоколебимыми. Да, сейчас приоритеты несколько изменились, поскольку изменились и социальные условия жизни. Это понятно. Когда юноша в 17 лет надевает погоны и живет в казарме, в то время, когда его ровесники ездят на папиных «Мерседесах» и ходят по дискотекам и казино, здесь есть определенные противоречия. Но ведь никто не говорит, что надо лишать человека всех этих благ. Но должна у курсантов быть в первую очередь патриотическая направленность, им нужно прививать уважение и гордость к таким словам, как «Родина», «Государственный флаг», «Президент», «Верховный Главнокомандующий». И тогда меньше будет тех «отказников», которые сразу после выпуска из военного института начинают искать себе место на «гражданке». А те, кто уже прослужил по 5 – 6 лет, как большинство офицеров нашей дивизии, они уже с пути не свернут, это становой хребет нашей Российской армии. С такими людьми можно решать любые, самые сложные задачи, достигать любых вершин.
     На снимках: А. Кужилин на строевом смотре (крайний справа – командующий армией генерал-майор С. БУНИН); на занятиях в поле.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства