на главную страницу

28 Мая 2004 года

День пограничника

Пятница

Рубежи Отечества

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России
генерал-лейтенант Александр МАНИЛОВ

Беседовал Александр ТИХОНОВ.



     
Визитная карточка

     Родился 20 мая 1952 г. в городе Запорожье в многодетной семье военнослужащего. Окончил Московское высшее пограничное командное училище КГБ при Совете Министров СССР, Высшую школу КГБ СССР, Академию Генерального штаба и Дипломатическую академию МИД. С 1973 по 1990 год служил в Закавказском пограничном округе на различных должностях, в том числе непосредственно на границе (иранский, затем турецкий участки). С 1991 г. проходит службу в центральном аппарате на должностях начальника информационно-аналитического управления, начальника международно-договорного департамента, заместителя директора Федеральной пограничной службы. В нынешней должности – с июля 2003 г. Женат, воспитывает двух дочерей и сына.

     - Контрольно-следовая полоса, колючая проволока, пограничник с собакой… Этот стереотип представления о границе, складывавшийся у наших граждан десятилетиями, сохраняется по сей день, хотя далеко не каждый километр российских рубежей сегодня выглядит именно так. Александр Леонидович, а каков, с точки зрения руководства Пограничной службы ФСБ России, идеал границы государства российского в XXI веке?

     - Да, мы уже живем в XXI веке, и охранять государственную границу так, как мы ее охраняли прежде, сегодня, конечно, уже нельзя. Мы должны создать максимально благоприятные условия для ее пересечения всем законопослушным гражданам и в то же время сделать границу непреодолимым препятствием для всех, кто занимается незаконной деятельностью.
     Одна из основных задач – перейти на новые технические средства охраны границы, позволяющие максимально использовать достижения технического прогресса и при этом минимально задействовать людской ресурс. Однако это работа не одного дня. Поэтому переходить к организации охраны границы по новым методам мы будем поэтапно – в соответствии с концепцией развития Пограничной службы ФСБ России до 2010 года и федеральной целевой программой развития Погранслужбы по конкретным объектам также до 2010 года.
     В первоочередном порядке в ближайшие два года в соответствии с комплексным планом усиления и защиты Государственной границы на Северном Кавказе мы планируем обустроить участки границы в этом регионе. Речь идет о строительстве порядка 72 объектов пограничной инфраструктуры, о создании пограничных застав нового типа, комендатур, пунктов пропуска через государственную границу, пограничных отрядов, которые бы соответствовали сегодняшнему дню. На Северном Кавказе мы планируем провести реконструкцию трех пограничных отрядов и построить шесть новых, а также создать объединенный учебный центр в Ставрополе. При строительстве этих объектов мы делаем привязку к уже имеющимся инфраструктурам населенных пунктов на Государственной границе, чтобы пограничники и их семьи находились в нормальных социально-бытовых условиях.
     Одновременно предусматривается создание единой системы связи и оснащение Государственной границы всеми необходимыми техническими средствами контроля, наблюдения и т.д. Буквально на днях я посетил несколько научных учреждений и объектов промышленности Пензенской области, которые занимаются разработкой и производством технических средств в интересах охраны Государственной границы. Есть очень хорошие наработки, которые позволяют решать задачи в различных физико-географических условиях (приборы, использующие радиоволновые каналы, действующие как сейсмодатчики, и др.). Эти устройства позволяют засекать нарушителей границы на дальних подступах фактически без задействования людей. Люди будут лишь реагировать на изменение обстановки и принимать решения по задержанию тех или иных лиц после получения соответствующего сигнала. Данная техника – это не сигнализационные комплексы в традиционном понимании. От них и прочих морально устаревших средств охраны границы типа колючей проволоки и т.д. мы уходим. И заменяем их средствами, которые невидимы, физически неощущаемы, но позволяют контролировать пространство на направлениях вероятного движения нарушителей границы, особенно в местах, где действуют различного рода преступные элементы, боевики.
     Кроме этого, предусматривается обустройство пограничных застав современными техническими средствами связи, в том числе космическими.
     Большое значение мы придаем быту военнослужащих, тем социальным условиям, которые будут созданы на пограничных заставах. Комплексы зданий застав будут состоять из оборудованных всеми удобствами казарм и жилых домов для семей офицеров и прапорщиков. Заставы на Северном Кавказе будут сдаваться в эксплуатацию как единое целое – жилой комплекс и обеспеченная техническими средствами охраны оборудованная линия Государственной границы.
     Сегодня протяженность российских границ превышает 61 тысячу километров (в полтора раза больше земного экватора!), из которых более 38 тысяч – морские границы. Мы граничим с 16 государствами, ни у одной другой страны мира нет такого количества соседей и столь протяженной государственной границы. К сожалению, по всему периметру российских границ одновременно создать необходимую инфраструктуру и провести техническое переоснащение практически невозможно. Но то, что сегодня мы задействовали научный потенциал и промышленность, дает нам возможность в перспективе в рамках федеральной целевой программы обустройства границы решить эти вопросы.
     Очень важно, что, обустраивая пограничные заставы, отряды в населенных пунктах, мы тем самым создаем инфраструктуру на местах или совершенствуем уже имеющуюся. У местного населения возникают новые возможности по трудоустройству – служба по контракту либо работа в качестве гражданских специалистов (повара, водители и т.д.). Благодаря пограничникам в приграничных отдаленных населенных пунктах Северного Кавказа и других регионов, где пока нет телевидения и телефонной связи, все это появится, и этим смогут воспользоваться местные жители.

     - Какова цена обустройства границы на Северном Кавказе?

     - Разумеется, это недешево. Тем не менее Президентом РФ принято решение по первоочередному обустройству Государственной границы именно на Северном Кавказе. На эту работу, которую необходимо выполнить в течение двух лет, выделяется более 14 миллиардов рублей. Восемь застав в Дагестане сегодня уже реально строятся – в Яраг-Казмаляре, Магарамкенте, Ново-Филя и на ряде других направлений на участках Дербентского и Ахтынского пограничных отрядов. Завершается проведение конкурса по определению подрядных организаций на строительство других пограничных застав в Северо-Кавказском регионе. Подведя итоги конкурса, мы планируем приступить к полномасштабному строительству пограничных застав по всему Северному Кавказу.

     - Какие участки Госграницы в наибольшей степени приближены к тому идеалу, который вы в целом обозначили, и где, наоборот, работы еще – непочатый край?

     - К сожалению, 13,5 тысячи километров российской границы не оборудованы и даже не оформлены в договорно-правовом отношении. Работа по договорно-правовому оформлению Государственной границы сегодня идет очень активно, поскольку без этого оформления затруднены вопросы обустройства границы. Мы, пограничники, должны четко знать, где проходит линия Государственной границы, на каких участках можно строить заставы и организовывать охрану границы.
     На сегодняшний день наиболее благоприятными направлениями мы считаем участки Государственной границы с Норвегией и Финляндией, где у нас стабильная обстановка, хорошие деловые контакты с нашими коллегами-пограничниками в этих государствах. Каких-либо серьезных проблем здесь мы не испытываем, в связи с чем на этих участках планируем уменьшить долю военнослужащих по призыву. Спокойная обстановка сегодня на границе с Польшей, где постоянно были рубежи, а также на границе с Китайской Народной Республикой, поскольку демаркацию границы с Китаем мы полностью завершили еще в 2001 году, подписав соответствующий договор о государственной границе.
     На других направлениях предстоит огромнейшая работа, чтобы в короткие сроки завершить договорно-правовое оформление всех границ и перейти к укреплению границы сначала с Казахстаном и Украиной, а затем на Дальнем Востоке. Только после этого мы сможем перейти к полномасштабному обустройству границы на северо-западном направлении – с Норвегией, Финляндией, где пока что действуют старые сигнализационные комплексы.

     - Как продвигается работа по делимитации границы со странами СНГ и Балтии? На чем основаны время от времени предъявляемые России территориальные претензии со стороны некоторых из соседних государств?

     - Прежде всего хочу подчеркнуть, что у России на сегодняшний день нет территориальных притязаний к своим соседям, хотя на ряде участков линия прохождения границы пока что не согласована. В то же время некоторые государства имеют территориальные притязания в отношении Российской Федерации. В частности, неоднократно ставится вопрос о Курилах Японией, есть несогласованные вопросы по трем островам с Китаем (эти острова были выведены за рамки переговорного процесса) и на ряде других направлений.
     Россия выстраивает отношения с соседями в духе взаимопонимания и тех договоренностей по сохранению границ, которые были достигнуты в 1975 году в Хельсинки. В рамках СНГ мы действуем в соответствии с решением глав государств Содружества о том, что при определении рубежей между нашими вновь образовавшимися государствами за основу были взяты бывшие границы союзных республик, существовавшие на момент распада Советского Союза. То есть мы считаем, что на сегодняшний день у нас есть государственные границы по периметру Российской Федерации с бывшими республиками СССР в рамках так называемых административных границ. Именно они – до момента договорно-правового оформления Государственной границы с каждым из соседних государств – являются государственными. При этом в ходе переговорного процесса линия прохождения границы может изменяться. Все российские комиссии по делимитации Государственной границы, а в последующем и по демаркации возглавляются Министерством иностранных дел; пограничники в этой работе участвуют, как и все другие заинтересованные ведомства.
     Как идет эта работа сегодня? С Литвой у нас договор о границе подписан и ратифицирован – и нами, и литовской стороной. С Эстонией и Латвией процесс подготовки договора о границе по результатам делимитации практически завершен. Но документы пока еще не подписаны в связи с проблемами, которые сегодня имеются в отношении русскоязычного населения, находящегося на территории Эстонии и Латвии. Это вопрос политический, поэтому я не стану углубляться в эту тему. Документы о границе готовы к подписанию, и решение тут принимать руководству государства.
     С Белоруссией у нас никаких работ по делимитации не проводится – мы действуем сегодня в рамках Союзного государства. У нас создан пограничный комитет, в рамках которого действует пограничная коллегия. Решения по охране границы Союзного государства принимаются по единому замыслу, утверждается единая директива на охрану Государственной границы. Белоруссия берет на себя обязательства по защите наших интересов на своих границах, Россия – перед Белоруссией по охране и защите интересов Белоруссии на российских внешних границах Союзного государства. Кроме этого, в рамках Союзного государства действует единый союзный бюджет, из которого выделяются определенные средства на обустройство границы. Первоначально практически в течение пяти лет эти средства выделялись только лишь для обеспечения границ Белоруссии с прибалтийскими государствами. В последние три года финансовые средства выделяются на обустройство границ России и Белоруссии в равных долях. В России эти средства идут на обустройство границ с прибалтийскими странами и частично – с Казахстаном. Казалось бы, где Казахстан и где Белоруссия, но интересы Союзного государства защищаются в том числе и на этих рубежах, потому что начиная с казахстанского участка идут незаконная миграция, контрабанда и т.д. Транзитом следуя через Россию, все это может оказаться в Белоруссии.
     С Украиной в декабре 2003 года был подписан договор о Государственной границе только лишь по ее сухопутному участку; Государственной Думой РФ и Верховной Радой Украины договор этот ратифицирован. Остались вопросы, связанные с Азовским морем и Керченским проливом, которые в настоящее время являются предметом переговорного процесса с нашими украинскими коллегами.
     Работает комиссия по делимитации границы с Грузией, и порядка 87 процентов границы уже согласовано. Примерно такими же темпами продвигается делимитация границы с Азербайджаном. Есть некоторые вопросы, связанные с несогласованными участками. Допустим, дорога, построенная еще во времена Советского Союза, заходит на часть территории Азербайджана и выходит опять на российскую территорию в связи с условиями горной местности. На другом направлении, наоборот, часть каких-то объектов попадает на территорию России, другая часть – на территорию Азербайджана, Грузии и т.д. В связи с существованием таких участков комиссии по делимитации определяют, как должна по ним проходить государственная граница и какие равнозначные территориальные размены в данных случаях можно произвести. Это предмет переговоров.
     С Казахстаном у нас наиболее протяженный участок государственной границы – 7,5 тысячи километров. Несмотря на такую большую протяженность, пройдено более 80 процентов границы. Осталось небольшое количество несогласованных участков, и в ближайшее время, я думаю, комиссии найдут взаимоприемлемые решения и подготовят документы к подписанию.
     Что касается так называемых старых наших границ, то с Монголией у нас все вопросы в договорно-правовом отношении два года назад оформлены. С Китаем – российско-китайская граница имеет протяженность 4,5 тысячи километров – договор о Государственной границе также подписан. В ходе его подготовки в течение 20 лет была проделана огромнейшая работа. За рамками договора остались три острова: два под Хабаровском и один – остров Большой – на реке Аргунь на участке Забайкальского регионального управления. По этим островам соответствующие комиссии продолжают работать, переговорный процесс идет.
     С США у нас на сегодняшний день государственной границы как таковой нет. Договор по разграничению морских пространств, который готовился в 1990 году и подписывался Бейкером и Шеварднадзе, Российской Федерацией не ратифицирован. По мнению депутатов Государственной Думы и прошлого созыва, и нынешнего, этот договор для России в таком виде неприемлем, так как наносит экономический ущерб. Поэтому документ этот хоть и подписан руководителями внешнеполитических ведомств, но в полном объеме в действие не вступил. На Государственной границе мы придерживаемся status quo и организуем взаимодействие с пограничниками береговой охраны Соединенных Штатов в рамках подписанного меморандума о взаимодействии и сотрудничестве и других межведомственных договоренностей. Фактически сейчас речь идет не о линии разграничения на море, а о соприкосновении морских пространств двух государств. Четкой линии прохождения этой границы у нас нет. И там, где она определялась соглашением от 1990 года, создана буферная зона, в которой ни одна из сторон не занимается никакой деятельностью до решения вопроса в правовом отношении.
     С Японией у нас тоже какого-либо договора о государственной границе нет, этот вопрос остается нерешенным с 1945 года. Но в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве в пограничной сфере мы тесно взаимодействуем с японским Управлением безопасности на море. С южнокорейскими коллегами мы тоже взаимодействуем на морском направлении в полном объеме. 18-километровый участок границы с Северной Кореей в договорно-правовом отношении у нас оформлен, и здесь каких-либо вопросов не возникает.

     - В последние годы одним из самых тревожных был чеченский участок российско-грузинской границы. Как только с горных перевалов сходил снег, боевики начинали курсировать из Грузии в Чечню и обратно. Скоро перевалы в очередной раз откроются, и все вернется на круги своя?

     - Нет, на сегодняшний день ситуация на российско-грузинской границе, в том числе и на чеченском ее участке, который составляет 81,4 километра, в корне изменилась. Совсем недавно делегация Пограничной службы ФСБ России во главе с генерал-полковником Владимиром Проничевым побывала в Тбилиси. Прошли встречи с руководством министерства внутренних дел (в Грузии департамент охраны границы недавно вошел в состав МВД), непосредственно с руководством департамента охраны Государственной границы Грузии. Кроме того, были встречи с политическим руководством страны, в том числе с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. В рамках реализации договоренностей по усилению охраны государственной границы, достигнутых президентами России и Грузии, были подписаны соответствующие документы. В частности, мы подписали протокол о взаимодействии и обмене информацией с нашими грузинскими коллегами, а также план взаимодействия до 2006 года, который предусматривает взаимодействие как на центральном и региональном уровнях, так и на уровне пограничных отрядов. У нас создан так называемый институт пограничных представителей на Государственной границе как с российской, так и с грузинской стороны. Эти представители имеют полномочия по ведению переговоров, решению всех возникающих конфликтных ситуаций на границе. Установлен соответствующий режим их встреч – не реже одного раза в месяц, а по необходимости и чаще. Кроме этого, организовано взаимодействие на уровне пограничных застав: достигнута договоренность об обеспечении постоянной связи между находящимися на территории Чечни и Грузии российскими и грузинскими заставами, о переходе на совместное, скажем так, обследование участков Государственной границы. Российские и грузинские пограничники могут – и сейчас это уже делается – сесть в один вертолет и совместно осуществлять облет Государственной границы. Они совместно при необходимости изучают какое-то направление, согласовывают вопросы несения службы с точки зрения усиления тех или иных участков. Для этого нужен оперативный обмен информацией – протокол по этому поводу был в Тбилиси подписан. Мы договорились об обмене опытом несения службы как на пограничных заставах, так и в пунктах пропуска через границу, в пограничных отрядах. Такой обмен уже сейчас осуществляется и будет осуществляться в дальнейшем.
     Кроме этого, достигнуты договоренности о регулярных встречах с представителями миссии ОБСЕ в Грузии, осуществляющими мониторинг участка грузинской границы. В ходе поездки в Тбилиси я встречался с руководителем миссии ОБСЕ в Грузии, еще одна такая встреча состоялась 7 мая в Москве, когда к нам приезжали представители миссии. Мы еще раз обменялись мнениями о роли и месте ОБСЕ на этих направлениях по мониторингу, был высказан ряд пожеланий в усилении тех мер, которые предпринимаются. Трехсторонние встречи представителей России, Грузии и миссии ОБСЕ мы практиковали и раньше. Мы считаем, что эту работу надо проводить и в дальнейшем, потому что только нормальное взаимодействие и сотрудничество позволят оптимально решать те задачи, которые сегодня стоят на этом направлении. Но ситуация, еще раз подчеркиваю, на чеченском участке российско-грузинской границы в корне изменилась, потому что та пограничная группировка, которая сегодня находится на территории Чечни и по своей численности, и по другим параметрам позволяет решать стоящие задачи.
     Я уже говорил о планах обустройства границ на Северном Кавказе. Что касается чеченского участка границы, летом этого года начнем строительство новых пограничных застав на этом направлении, чтобы создать нормальные условия личному составу. Потому что в 1999 году, когда мы десантировали пограничников на горные перевалы, там не было никаких условий. Нормальных бытовых условий, к сожалению, и на сегодняшний день нет, но благодаря строительству новых комплексов мы создадим и нормальные условия жизни, и технически переоснастим заставы.

     - Таджикистан – еще одно место, где, как говорится, пограничная служба медом не кажется. Впрочем, идут разговоры о том, что в скором времени к охране таджикско-афганской границы приступят таджикские пограничники, а наши вернутся в Россию. Не приведет ли это к осложнению обстановки в Центрально-Азиатском регионе и на российско-казахстанской границе?

     - Вопрос этот очень актуален. В последнее время в СМИ появляется по этому поводу очень много публикаций, значительная часть которых не соответствует тем событиям, которые там происходят. Действительно, наши коллеги в Таджикистане неоднократно заявляли (в частности, начальник штаба пограничных войск Таджикистана генерал-майор Назаров) о том, что пограничные войска Таджикистана готовы взять под охрану государственные границы своими силами. Мы провели ряд встреч и консультаций с нашими таджикскими коллегами по данной тематике и сегодня должны четко и однозначно сказать: речь идет не о каком-то уходе российских пограничников из Таджикистана, а о поиске новых форм взаимодействия между Пограничной службой ФСБ России и комитетом по охране государственной границы Республики Таджикистан. Статья 9 Соглашения о статусе и условиях пребывания российских пограничников на территории Таджикистана, подписанного 25 мая 1993 года, определяет механизм передачи участков под охрану таджикским пограничникам. В ней сказано, что по мере готовности национальных пограничных войск Республики Таджикистан по согласованию с российскими пограничниками будут передаваться участки государственной границы Таджикистана с Афганистаном и Китаем. В прошлом году мы завершили работу по передаче китайского участка пограничным войскам Таджикистана, и сейчас речь идет о поэтапной передаче афганских участков национальным пограничным войскам. Это стало предметом консультаций и переговорного процесса. И в СМИ стали появляться неверные толкования, что, мол, российские пограничники уходят. Еще раз подчеркиваю: в ходе переговорного процесса обсуждаются вопросы порядка, сроков и условий передачи участков границы. И только тогда, когда будет завершен переговорный процесс, когда будут подписаны соответствующие межгосударственные договоренности, в частности соглашения о порядке передачи участков границы под охрану Таджикистану, о статусе и условиях пребывания на территории Таджикистана российских пограничников после передачи участков, только после этого наступит очередь для практического решения этого вопроса. Каких-либо действий типа «снялись и ушли» не будет.
     Возглавляя рабочую группу от Российской Федерации по данному вопросу, могу сказать, что у пограничников России и Таджикистана были созданы соответствующие рабочие группы, уже состоялись консультации. В частности, в феврале наша делегация выезжала в Таджикистан, где прошли переговоры в рамках определения направлений нашего дальнейшего сотрудничества и возможных вариантов решения вопросов, связанных с передачей участков границы. Наши подходы были одобрены президентом Таджикистана. Так вот, одно из условий, которое мы высказывали и высказываем сегодня, таково: российские пограничники готовы охранять государственную границу Таджикистана с Афганистаном в полном объеме и дальше при условии сохранения единой системы охраны государственной границы. Сегодня на таджикско-афганском участке границы по объективным и субъективным причинам образовались так называемые небольшие бреши, когда, допустим, на Калай-Хумбском направлении с 1-й по 4-ю пограничные заставы были переданы в качестве эксперимента в 1998 году под охрану таджикским пограничникам. И на участке Калай-Хумбского пограничного отряда четыре заставы как бы выпали из подчинения российских пограничников. В рамках одного участка в одном месте было одно начальство, в другом – другое… Непосредственно у пограничников Таджикистана оказались сегодня – я еще раз подчеркиваю, по объективным и субъективным причинам – пункты пропуска «Душанбе» (через государственную границу в аэропорту), «Пархар» и на ряде других направлений.
     Надо отметить, что в течение последних 12 лет российские пограничники охраняли государственную границу в соответствии с соглашением от 1993 года и в наших пограничных войсках проходили службу таджикские пограничники. 80 процентов всего личного состава и 100 процентов военнослужащих по призыву нашей группировки там в настоящее время – это граждане Таджикистана. За эти годы более 40 тысяч граждан Таджикистана прошли службу в наших пограничных войсках. И сегодня созданы определенные условия для того, чтобы национальные пограничные войска имели подготовленные кадры. Тем более что мы не прекращаем подготовку таджикских офицерских кадров в наших учебных заведениях в Москве, Галицино, Калининграде, где уже прошло два выпуска таджикских пограничников. Кроме этого, по ускоренной программе мы осуществляли выездную подготовку офицеров для таджикских погранвойск в нашем учебном центре.
     Таджикистаном сегодня создана довольно-таки большая пограничная группировка, которая, как считают таджикские пограничники, позволяет решать задачи по охране границы. Делегировать полномочия по охране государственной границы или заявить о готовности брать границу под охрану своими силами – это право государства. Если таджикская сторона считает, что она готова самостоятельно охранять границу, то мы готовы сесть за стол переговоров и рассмотреть вопрос о порядке и условиях передачи участков государственной границы под охрану таджикским пограничникам. Но при этом сохранится российское пограничное присутствие в виде создаваемой оперативной группы Пограничной службы ФСБ России на территории Таджикистана, которая будет включать столько людей, сколько потребуется таджикским пограничникам для решения поставленных задач. Эта оперативная группа будет выполнять роль советнических, консультативных аппаратов, участвовать в выработке и принятии решений по охране государственной границы, в отработке документов, оказании практической помощи начальникам отрядов, их заместителям по различным направлениям, причем как в отрядах, на КПП, так и в центральном аппарате. Такие договоренности были достигнуты, поэтому я говорю еще раз: мы оттуда никуда не уходим и не собираемся уходить. Это позиция в том числе и таджикского руководства.
     Основу советнического аппарата будут составлять наши военнослужащие, которые проходили службу в Таджикистане, так что выводить практически будет некого и нечего.
     Мы говорили нашим коллегам о тех трудностях (в том числе социального характера), с которыми они могут столкнуться. Но рано или поздно пограничники своего государства должны брать свои границы под собственную охрану.

     - Какова сейчас обстановка в зоне ответственности наших погранотрядов, выполняющих задачи на границе с Афганистаном?

     Обстановка остается сложной, но контролируемой и довольно-таки стабильной. Сложная потому, что наркопоток за последние годы не сократился, а наоборот возрастает. Если мы в 2002 году всего на нашей границе задержали более 4.881,5 кг наркотических веществ, в том числе 2,5 тонны героина, то уже в 2003 году общее количество изъятых наркотиков составило порядка 6.304 кг, в том числе порядка 3 тонн героина. При этом на таджикском направлении было в прошлом году задержано более 6 тонн, в том числе около 3 тонн героина. Так что, хотя на территории Афганистана проводятся операции, посевные площади трав, использующихся для производства наркотиков, а также нарколаборатории сохранены, наркотический напор не прекращается. Часто задают вопрос: если российские пограничники передадут участки границ таджикским коллегам, не повлечет ли это за собой увеличение потока наркотиков через территорию Таджикистана? Мы этого не исключаем. Нельзя исключить, что может измениться и обстановка на государственной границе. Но сохранение стабильности – в руках таджикского руководства, которое принимает соответствующие решения.

     - По различным оценкам, нелегально въехавших на территорию России «гостей» из ближнего и дальнего, в том числе Дальневосточного, зарубежья – от одного до трех миллионов человек. Получается, пограничники не досмотрели?

     - Это глубокое заблуждение, хотя я понимаю, что на обывательском уровне это может именно так и восприниматься. Большинство из тех, кого затем называют незаконными мигрантами, въехало в нашу страну законно, по действительным документам, и у российских пограничников не было оснований, чтобы их задерживать на границе. Закон нарушается в дальнейшем, когда иностранные граждане после въезда каким-то образом без разрешения остаются на жительство где-нибудь в России. Для решения проблемы надо подключать местные органы власти, правоохранительные органы, миграционные службы и т.д. Сегодня решается вопрос по приведению в порядок единой системы учета въезда-выезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации, которая была нарушена после распада Советского Союза, и с ее введением в действие этот вопрос тоже будет поправляться.
     В то же время российскими пограничниками на Государственной границе задерживается огромное количество людей, которые пытаются въехать на территорию нашей страны с поддельными или неисправными документами либо с теми целями, которые идут вразрез с заявленными целями въезда. В частности, в 2003 году мы в общей сложности задержали 11.742, а за четыре месяца 2004 года – 3.224 нарушителя пограничного режима. Всего пропущено через Государственную границу за 2002 год 86,798 миллиона человек, в 2003 году – 87,465 миллиона человек, за четыре месяца этого года – 23,915 миллиона человек. Не пропущено через границу лиц в 2002 году – 89.494 человека, в 2003 году – 88.226 человек, в этом году за четыре месяца – 27.985 человек. А ведь многие из них могли бы пополнить ряды незаконных мигрантов.

     - Россия – морская держава, поэтому роль морской охраны, входящей в состав Пограничной службы ФСБ РФ, невозможно преувеличить. Кроме непосредственной защиты Государственной границы на море и других водоемах морякам-пограничникам вверена охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, а также осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. Скажите, наши пограничники в одиночку противостоят браконьерам и прочим расхитителям российской госсобственности на море или им все-таки помогают коллеги из соседних стран?

     - Российские пограничники на море сегодня эффективно взаимодействуют с коллегами из сопредельных государств. В рамках балтийского региона созданы национальные координационные центры во всех 11 государствах, входящих в регион. Российский координационный центр расположен в Петербурге, запасной – в Калининграде. Проходят ежегодные встречи руководителей пограничных ведомств стран этого региона. 3 июня такая встреча состоится в Вильнюсе (сейчас Литва председательствует в этом сотрудничестве), где будут обсуждаться очередные вопросы, связанные с пограничной тематикой. Эффективность деятельности подобного координирующего органа такова, что на Балтике сегодня практически нет судов, которые бы незаконно входили в морские порты, занимались браконьерством и т.д., чего нельзя, к сожалению, пока сказать о Тихоокеанском регионе. Там тоже ведется сотрудничество государств северной части Тихого океана, создана специальная организация из шести государств – России, США, Японии, Южной Кореи, Канады и Китая. Пять государств являются полнокровными членами, Китай пока еще участвует в качестве наблюдателя, но принимает самое активное участие во всех заседаниях, встречах рабочих групп, вносит конкретные предложения и т.д. В этих странах тоже созданы соответствующие национальные координационные центры. Основная цель – это оперативный обмен информацией о находящихся в северной части Тихого океана судах, занимающихся незаконной деятельностью, браконьерских судах.
     Мы подписали ряд двусторонних соглашений по сотрудничеству с прибрежными государствами. В Тихоокеанском регионе мы имеем соглашения с управлением безопасности на море Японии. Выполняя это соглашение, мы с каждым годом наращиваем наши потенциальные возможности по совместным действиям. Независимо от политической ситуации УБМ Японии и Пограничная служба ФСБ России взаимодействуют и обмениваются информацией. Такая же работа ведется очень активно и с Южной Кореей, с которой у нас также подписано соглашение о двустороннем сотрудничестве. Приведу один пример. Российское судно незаконно зашло в корейский порт, осуществило там выгрузку рыбы и попыталось уйти в другие порты. Информация об этом была передана через Японию, японская сторона проинформировала в том числе и нас, а также США. Затем была проведена совместная операция в рамках сотрудничества государств северной части Тихоокеанского региона, в результате которой судно-нарушитель было выявлено, осуществлено наблюдение за его перемещением, и в конечном итоге мы его задержали. После его задержания соответствующие меры уже принимались нашими правоохранительными органами. В целом же проблема охраны биоресурсов и борьбы с браконьерством в наших территориальных водах и исключительной экономической зоне очень и очень сложна. Браконьеры имеют гигантские доходы, сбывают морепродукты зачастую в зарубежных портах.

     - Среди 35 государств, с которыми существуют соглашения о сотрудничестве между пограничными ведомствами, кроме соседних стран значится также Намибия. Интересно, по каким направлениям развивается взаимодействие с этой далекой африканской страной?

     - Намибийское руководство, решив создать свою пограничную охрану, обратило внимание на организацию охраны границы именно российскими пограничниками. Руководство Намибии считало раньше и считает сейчас, что наиболее надежно Государственная граница охраняется в Российской Федерации – и по опыту несения службы, и по тем задачам, которые возложены сегодня на нас на суше, на море, в пунктах пропуска и т.д. Поэтому Намибия вышла к нам с ходатайством об оказании помощи в становлении своих пограничных войск, в подготовке кадров. В прошлом году мы обучали в нашем Калининградском институте 25 намибийских пограничников, которые прошли соответствующую подготовку и вернулись к себе на родину. Сейчас намибийская сторона вышла на нас с просьбой об осуществлении подготовки дополнительного числа своих пограничников. Мы в этом не отказываем, потому что считаем, что помощь такая должна оказываться – в интересах общего дела обеспечения безопасности государств и противостояния трансграничной преступности.

     - И последний вопрос: как вы считаете, пограничник – это звучит гордо? В почете ли нынче у нас эта профессия и что делается сейчас для повышения ее престижа?

     - Пограничная профессия была, есть и будет всегда уважаемой, почетной и престижной. Когда встречаются между собой пограничники различных поколений, все они говорят о том, что пограничная служба, пограничная жизнь – это состояние души. Пограничник влюблен в свою профессию. Независимо от того, где он проходит службу, каково материальное вознаграждение за его труд, он выполняет поставленные задачи, прежде всего в интересах обеспечения безопасности государства и своего народа. И не каждому человеку в нашей стране, в частности, доверено ходить по последним метрам державы – по нашей Государственной границе. Это, видимо, накладывает особый отпечаток на тех людей, которые проходят службу в Пограничной службе ФСБ России. Конечно, нашим пограничникам хочется иметь более высокое денежное содержание, но государство пока не в состоянии обеспечить желаемый высокий уровень. В то же время в последние годы Президентом России уделяется очень большое внимание Пограничной службе. Финансирование Пограничной службы ФСБ России осуществляется сегодня в полном объеме в соответствии с бюджетной росписью. Мы это ощутили, потому что появились возможности своевременно выплачивать денежное содержание военнослужащим, пошло повышение денежного содержания, начались подвижки в решении социальных вопросов. Поэтому надеемся на то, что руководство страны будет и впредь делать все для создания нормальных условий жизни и быта прежде всего тех пограничников, кто охраняет границу на заставах. Судьба границы решается именно там.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства