на главную страницу

28 Мая 2004 года

"Зеленые фуражки"

Пятница

На Кавказской линии...

Михаил СЕВАСТЬЯНОВ. Фото автора.



Заместитель директора Федеральной службы безопасности РФ – руководитель Пограничной службы генерал-полковник Владимир Проничев считает самым опасным направлением чеченский, ингушский и левый фланг дагестанского участка Государственной границы России. Впрочем, об этом реально свидетельствуют как факты боевых столкновений, так и плотность охраны. В частности, в Чеченской Республике сегодня дислоцируется, пожалуй, самая крупная по боевому составу не только в Северо-Кавказском региональном пограничном управлении, но и во всей системе Погранслужбы ФСБ России войсковая группировка. Это в первую очередь Аргунский и Борзойский пограничные отряды.
Кроме того, этот участок российской границы во взаимодействии с «зелеными фуражками» прикрывает мотострелковый полк 42-й гвардейской дивизии Минобороны, в зоне ответственности отрядов действуют военные комендатуры, подразделения МВД России, местные милицейские структуры. И тем не менее угроза пограничной безопасности со стороны бандформирований сохраняется, традиционно обостряясь с началом таяния снегов на горных перевалах.

     
Дорогой ценой

     Аргунский (первое название - Итум-Калинский) погранотряд – самый многочисленный из российских пограничных отрядов. Примерно такое же количество пограничников насчитывается во всей Финляндии. Но и граница здесь – немножко не финская. Брать под контроль участок российско-грузинской границы протяженностью 81,7 километра пришлось в ходе беспрецедентной спецоперации «Аргун», когда в конце декабря 1999 года фактически на головы международным и местным террористам высадились пограничники Северо-Кавказского РПУ совместно с резервом директора ФПС России и десантники 56-го парашютно-десантного полка. Тогда в Аргунском ущелье и на господствующих высотах была дислоцирована семитысячная (так называемая южная) группировка незаконных вооруженных формирований, рассредоточенная по базам и рубежам обороны. Здесь же пролегла построенная русскими рабами автодорога, по которой бандиты бесперебойно получали все необходимое для ведения и обеспечения боевых действий. По этой же дороге раненые боевики отправлялись на лечение в Грузию и Азербайджан, а в обратном направлении шли свежие силы наемников. Словом, автодорога была основной артерией, питавшей широкомасштабный террор на территории Чечни.
     Особенно ожесточенные бои шли в районе, обозначенном на картах как «развалины Тусхороя». Сегодня здесь дислоцируется Аргунский погранотряд, а собственно господствующие высоты пограничники называют Крышей, ибо с почти полуторакилометровых вершин контролируется обширная, сложная (как в ландшафтно-климатическом, так и в человеческом измерениях) территория. Разумеется, в пограничной зоне есть полтора десятка усиленных застав и пограничные комендатуры. Начинался же отряд с погранзаставы «Аргун» в 800 метрах от линии Госграницы и 17-километрового контролируемого участка…
     Аргунский отряд – не только самый многочисленный, но и самый боевой. После специальной операции «Аргун» Масхадов и Хаттаб провели совещание, где, как говорят пограничники, их решено было выбить из ущелья любой ценой. Первое серьезное боестолкновение случилось в районе погранзаставы «Ведучи» 26 февраля 2000 года. Тогда в ходе разведывательно-поисковых действий пограничники попали в засаду. Они выдержали ожесточенный бой, но понесли потери. Вячеслав Морозов, Вадим Навроцкий и Алексей Морозов были первыми в отряде награждены орденами Мужества. Посмертно.
     Засады, обстрелы, минная война… В таких условиях обустраивалась эта граница. Сначала были лишь землянки, блиндажи, палатки. Впрочем, и сегодня все это присутствует, ибо доставка тех же строительных материалов в высокогорные районы идет в основном по воздуху – вертолетами. Потому-то Аргунский погранотряд, видимо, в буквальном смысле стал самым дорогим для пограничного ведомства.
     В Аргунском погранотряде более 400 человек удостоены государственных наград, из них 16 – посмертно. Очень дорого обходится России 81 километр 700 метров горного участка Государственной границы… И все же войсковой метод, как сказал генерал-полковник Владимир Проничев, останется приоритетным на самых угрожаемых участках, в основном на Северном Кавказе.
     Действительно, популярное в Погранвойсках КГБ СССР изречение «Границу охраняет народ», применимое сегодня, к примеру, к российско-казахстанскому участку, где вводится институт участковых пограничных уполномоченных с соответствующим аппаратом, в горах Чечни пока звучит не очень уверенно. На Урале, видимо, можно рассчитывать на то, что местные жители проинформируют пограничных оперативников о приближении контрабандного груза или подозрительном чужаке. В Итум-Калинском же, к примеру, районе Чечни надеяться на это сложнее. Хотя пограничники отнюдь не чувствуют себя здесь временщиками и уже сегодня смотрят в будущее, серьезно налаживая добрые контакты с местным населением.
     
«Давайте дружить!»

     Дружить (целенаправленно работать) с местным населением – принципиальная политика пограничного ведомства, которую оно давно и достаточно эффективно проводит в погранзоне, что называется, в любых условиях обстановки. В том же Итум-Калинском районе установлены тесные связи с главами районной и сельских администраций.
     Безусловно, люди устали от военной нестабильности и ждут помощи в восстановлении разрушенного хозяйства. Учитывая же, что, к примеру, в Итум-Калинском районе нет (и не было) объектов промышленности, то помощь, скорее всего, должна заключаться в строительстве соответствующих объектов, как говорится, с нуля - для создания рабочих мест, желательно – высокооплачиваемых. Сельское хозяйство также находится в плачевном состоянии, требуя финансовых затрат и приложения рабочих рук.
     Пограничники реально помогают решать насущные местные проблемы. Например, еще весной 2001 года с их помощью была проведена линия электропередачи в селение Ведучи. Кстати, до этого времени электричества в горном населенном пункте не было никогда.
     Что характерно, пограничники в Чечне делают ставку на доверие и добрые человеческие контакты. И люди здесь хорошо понимают, что это - искренняя заинтересованность во взаимодействии. Среди «зеленых фуражек» есть немало тех, кто не боится в одиночку и без оружия идти в народ для обретения друзей. Без преувеличения, вызывает восхищение умение общаться с людьми и по большому счету влиять на обстановку в человеческом измерении таких офицеров, как полковник Владимир Соболев, подполковники Шах-Эмир Феталиев, Дебир Билалов, старший лейтенант Шамиль Мустафин…
     Например, глава администрации селения Ведучи Ахмед Магомадов рассказывал, как он познакомился с подполковником Сергеем Семенютой. Как раз, когда в горы тянули ЛЭП, возле его дома в пропасть упал колесный трактор. Вместе его и вытягивали – пограничным бронетранспортером и местным гусеничным трактором. Тогда за общим делом и разговорились по-товарищески. С тех пор и взаимопомощь стала, по сути, дружеской. Но - не корыстной…
     Вообще, если говорить об отношении местных жителей к тем, кого они все еще называют федералами, то к пограничникам оно наиболее терпимое (хотелось бы сказать – благожелательное). По-особому сложились отношения, к примеру, с главой администрации Итум-Калинского района Эдилбеком Узуевым – родным племянником Магомеда Узуева, одного из последних погибших защитников Брестской крепости, которому посмертно было присвоено звание Героя России. В феврале 2004 года коллегией Федеральной службы безопасности РФ было принято решение о присвоении почетного наименования «Имени Героя Российской Федерации Магомеда Узуева» пограничной заставе «Хачарой-Экх» Аргунского погранотряда. Кстати, видимо, редкий чеченец не знает, что во время Великой Отечественной войны его народ явил стране свыше трех десятков Героев Советского Союза…
     Пока в республике не очень хорошо с количеством рабочих мест для желающих трудиться, капитально обустраивающиеся пограничные отряды и другие воинские части, дислоцированные здесь на постоянной основе, дают эти рабочие места. Для строителей, других гражданских специалистов. Так, по словам главы администрации Шатойского района Сайдасана Дузаева, во время активного строительства военных городков для Борзойского погранотряда и мотострелкового полка 42-й мсд было задействовано около 70 процентов жителей района. И, как заметил руководитель администрации, когда строили, завозили материалы, то ничего не взорвалось, не было никаких конфликтов. Нет конфликтов и сегодня, когда, к примеру, в КЭЧ полка работают свыше сотни человек из местных.
     Многие люди, живущие, что называется, по соседству с военными, имеют доход от торговли. Торгуют всем – от водки до военного обмундирования и амуниции на любой вкус и кошелек. За товаром ездят в Дагестан – берут на реализацию, выручая в среднем 100 рублей с крупной вещи и 10-20 – с мелочи. Женщины-коммерсанты жалуются на поборы со стороны дагестанских сотрудников ГИБДД. Учитывая, что солдат, проходящий службу по призыву, получает примерно 4,5 тысячи рублей ежемесячно, а рядовой контрактник - 15 тысяч, и таковых здесь – далеко не одна тысяча человек, то за место на базаре рядом с военной частью люди держатся крепко. Чужих сюда вряд ли пустят… Кстати, и солдаты, выезжающие в отпуск или на «дембель», за пределами Чечни сталкиваются с милицейским и иным вымогательством. Что интересно, на поборы в пределах республики никто не жаловался…
     Глава администрации Шатойского района Сайдасан Дузаев с радостью принял предложение представителей руководства Погранслужбы ФСБ России, прозвучавшее как «Давайте дружить!». Ведь умным людям всегда легче решать проблемы сообща. Тем более что таковых и в будущем, даже без международных террористов, будет, видимо, немало – от государственных до бытовых.
     Предлагать дружбу и сотрудничество представители центрального аппарата Погранслужбы полковники Владимир Макаров, Сергей Михалев и Сергей Калыш под руководством заместителя начальника управления полковника Александра Кирилина приехали не с пустыми руками. Они доставили 2,5 тонны отнюдь не дешевой учебной литературы для школ Шатойского и Итум-Калинского районов. Причем книги и развивающие игры были подобраны и закуплены совместно со специалистами Минобразования России согласно пожеланиям учителей и руководителей районных отделов образования.
     Кроме того, с пограничниками (надо заметить – не впервые) в Чечню прилетели врачи и инженеры полевого многопрофильного госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России. Местные жители довольно часто обращаются к врачам погранотрядов за разнообразной медицинской помощью, но в данном случае к их услугам были специалисты высочайшей квалификации, уникальное диагностическое оборудование и эффективные лекарственные препараты.
     Офицеры центрального аппарата Погранслужбы за время пребывания в чеченском приграничье работали с людьми: в отрядах, на заставах, у модулей развернутого госпиталя и в населенных пунктах… Довелось побывать и у муфтия Чечни Ахмет-хаджи Шамаева в его родовом селении Вашендорой.
     
«Семейная» граница

     А самая многочисленная войсковая пограничная группировка в России продолжает жить своей напряженной жизнью. Каждый день – инженерная разведка дорог и подступов к охраняемым объектам, разведывательно-поисковые действия, засадные мероприятия, боевое прикрытие колонн, охрана границы в различных режимах, оперативные мероприятия, отработка взаимодействия с подразделениями Минобороны и других государственных силовых структур…
     Но люди есть люди. Они приспосабливаются к любой обстановке и живут своей жизнью. Тем более что со временем и здесь появляются элементы комфорта. И если в Аргунском погранотряде все еще преобладают палатки, то в Борзойском уже много кирпичных строений, присутствует промышленное электричество, есть котельная, банно-прачечный комбинат, большая хлебопекарня, и гордость начальника тыла отряда майора Анатолия Лобко – сауна с бассейном. Главный показатель относительной обустроенности и налаживающейся мирной жизни, видимо семьи, живущие в отрядах. Пока здесь нет своих школ, но дети дошкольного возраста уже есть – живут вместе с родителями. Много собак и кошек, которые, что удивительно, сосуществуют без традиционных конфликтов.
     Кстати, среди разнопородных служебных и полудомашних овчарок бросаются в глаза два коккер-спаниеля. В Борзойском отряде служит пограничный пес Бари. Как пояснили начальник службы кинологии старший лейтенант Василий Ненашев и «хозяин» собаки младший сержант Юрий Искаков, лучше Бари ни одна собака не справляется с поиском взрывчатых веществ. Особенно когда Бари спрыгивает с бронетранспортера и идет впереди колонны с саперами. Очень большие надежды в этом случае возлагаются на большой кожаный нос ушастого пограничника. А в Аргунском отряде живет черный ухоженный коккер-спаниель Соня. Она любит бегать кроссы. Причем всегда обгоняет людей.
     На заставах тоже есть семьи. Например, на заставе «Хачарой-Экх», которой 22 июня будет торжественно присвоено имя Героя России Магомеда Узуева, служат две семьи. Старший радиотелеграфист ефрейтор Юлия Панасенко замужем за начальником погранзаставы майором Дмитрием Панасенко, а радиотелеграфист рядовой Светлана Сергеева – жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Алексея Сергеева. При этом радиотелеграфисты – родные сестры. Должности и семейное положение – по старшинству. Вот только дочь четы Панасенко двухгодовалая София живет пока с бабушкой и дедушкой. С милым, конечно, рай и в блиндаже (в них, собственно, и живут на заставе две семьи), но ребенок еще успеет приобщиться к пограничной жизни…
     Вообще-то жизнь на границе все же мало напоминает пасторальную идиллию. Овечки и коровки в окрестностях, конечно, могут мирно пастись, но и волков здесь хватает. И вовсе не на прогулку выходит старший лейтенант Сергеев с пограничным нарядом, оставив жену на радиотелефонной связи. Пограничный наряд уходит в боевой дозор…


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства