на главную страницу

3 Июня 2004 года

Боевой опыт

Четверг

Впереди штурмовых отрядов

Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда».



Оборудование оборонительных позиций, подготовка проходов в минных полях, колонных путей, наведение под бомбами понтонных переправ... Эти и другие трудные задачи приходилось решать военным саперам в Великую Отечественную войну. Не уменьшилась ли их роль сегодня в связи с кардинальным изменением характера боевых операций? Какие возможности открывает перед ними новая инженерная техника? Над этим в беседе с нашим корреспондентом размышляет начальник инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Николай СЕРДЦЕВ.


     – События в Ираке и Югославии показали, что исход военных операций сегодня все чаще решается не на земле, а в воздушно-космической сфере. Не означает ли это, Николай Иванович, что значение Сухопутных войск, и в частности инженерных, снижается?

     – Ни в коем случае. Комплекс воздушно-космических средств разведки, наведения и поражения не может функционировать без их инженерного обеспечения на земле. Противник, конечно же, будет стремиться уничтожить объекты, связанные с воздушной и космической составляющими обороны государства, в первую очередь. Но Россия - не Ирак или Югославия и даже не они вместе взятые. Мы – крупнейшая сухопутно-морская держава, и нас только действиями с воздуха не одолеть. Устойчивость любой обороны достигается реализацией комплекса задач по обеспечению живучести, мобильности своих войск и контрмобильности сил противника. Иракские и югославские события показали: там в этом плане многого не хватало, хотя отдельные элементы имели место и даже вполне себя оправдали. Сравнительно дешевыми средствами и умелыми приемами минирования, маскировки, заблаговременной подготовки в инженерном отношении позиций и объектов удалось снизить эффективность применения дорогих и «умных» систем поражения.
     Конечно, время выдвигает новые требования и подходы к инженерному обеспечению боевых действий. Вопрос стоит так: переоснащать ли инженерные войска с переходом на новые организационные структуры, обеспечивающие решение задач видами и родами войск, или снижать их боевые возможности, перекладывая выполнение инженерных задач на другие, не подготовленные к этому и не оснащенные надлежащим образом воинские части.

     – Что же представляют собой инженерные войска сегодня?

     – Организационно войска состоят из бригад, полков, отдельных батальонов, рот, арсеналов, баз, учреждений и входят в состав объединений, соединений и частей видов Вооруженных Сил, родов войск, специальных войск, Тыла и технического обеспечения. Их численность всегда определяется потребностью. За 10 последних лет они сокращены в 2,5 раза и сегодня не превышают 2 процентов от численности Вооруженных Сил.

     – Выводы из иракских событий, о которых вы упомянули, безусловно, в пользу инженерных войск. Ну а если сравнить оснащенность российских и американских инженерных подразделений, в чью они будут пользу?

     – Сравнительный анализ технического уровня отечественных и зарубежных средств инженерного вооружения (США, ФРГ, Великобритания) показывает: мы отстаем по подвижным средствам разведки, установкам разминирования и системам дистанционного разминирования, переправочно-десантным средствам, средствам механизации минирования и оборудования для минирования с вертолетов, добычи подземных вод, технического обслуживания и ремонта.
     Путепрокладчики, машины разграждения, автомобильные краны военного назначения у нас примерно на одинаковом уровне. А вот отечественные авиационные средства разведки, инженерные минные тральщики, тяжелые механизированные мосты, понтонные парки, средства строительства низководных мостов, котлованные и траншейные машины, средства очистки и опреснения воды превосходят лучшие образцы ведущих зарубежных стран. Взять проводку колонн. Нами детально проработана особая тактика действий, созданы специально оборудованные и оснащенные машины. Машины разминирования, например, оснащены комплексом тралящего оборудования взрывного воздействия, передатчиками радиопомех и обеспечивают экипажу высокий уровень защиты при взрыве мин и фугасов. В армии США же сопровождение колонн обеспечивают обычной бронетехникой, отчего несут немалые потери.
     Однако мы далеки от мысли, что командование инженерных войск США не учитывало отличия и особенности района действий. К примеру, дороги в Чечне преимущественно грунтовые, поэтому мины и фугасы в основном закладывают в полотно дороги, и взрыв происходит под машиной. Практика показала: в таких условиях целесообразнее размещаться на броне БТРа. Возможно ли это при действиях на «хаммере», покажет развитие обстановки. Впрочем, это всего лишь нюанс.

     – При ограниченном финансировании Вооруженных Сил приходится весьма тщательно определять приоритетные направления вложения средств. Какой техникой нашей «оборонки» вы особенно довольны?

     – Сетования на «ограниченное финансирование», признаться, уже всем надоели. Оно становится более целесообразным, экономически обоснованным и разумным. Вспомним времена неограниченного финансирования. К чему они привели? К набору разнотипной техники, взаимно незаменяемым узлам и агрегатам, разным калибрам... Дошло до парадокса: чем больше под какое-то средство выделялось денег, тем хуже оно становилось! Возьмите иные образцы нашей техники с низким запасом ресурса и высокой степенью технических неисправностей, трудоемкой системой обслуживания. А средства связи? И, наоборот, там, где и раньше был «финансовый голод», военно-промышленный комплекс нередко создавал для армии уникальные средства. Нам эта проблема хорошо известна, т.к. мы выполняем практические задачи в различных сферах – на земле, в воде, воздухе. Говоря производственным языком, мы — многостаночники. А значит, должны быть особенно аккуратны в выборе приоритетов. Если развивать какое-то одно направление, оставив без внимания остальные, это по нам же ударит.
     Оборонные предприятия страны, приходя в себя, постепенно начинают предлагать машины, соответствующие требованиям времени. И здесь встает вопрос ценообразования, отечественных комплектующих. Кроме того, говорить сейчас о полном удовлетворении техникой, наверное, преждевременно. Выкопать окоп в мерзлом грунте, проделать проход в минном поле, преодолеть водную преграду в полной экипировке, оградить и замаскировать свои позиции, напоить себя водой из непроверенного водоисточника – повседневные инженерные задачи, которые приходится выполнять практически каждому военнослужащему. Именно об этом мы помнили, разрабатывая совместно с «оборонкой» новый универсальный инженерный комплект. Он превращает обычного солдата в универсала, способного решать задачи самостоятельно, что особенно важно для подразделений, действующих в отрыве от главных сил, частей, ведущих маневренные действия. Считаем это большой удачей и заинтересованы приобретать такую технику.
     Отмечаем и поставки в войска новых автомобильных кранов КС-3574М1, экскаваторов ЭОВ-3521, электроагрегатов различной мощности, электризуемых заграждений, защитных комплектов сапера ЗКС-1. А в ближайшее время ждем поступления перспективных средств инженерного вооружения, таких как дорожная машина разминирования (ДМР), машина обеспечения разминирования (МОР), инженерный минный тральщик, тяжелый механизированный мост (ТММ-6), станция комплексной очистки воды (СКО-10)... Как видите, мы открыты для сотрудничества с наукой и промышленностью.

     – Мы уже говорили о роли инженерных войск в Чечне. Не остается ли их ратный труд, как это бывало и раньше, лишь обеспечивающим, как бы второплановым?

     – Труд саперов, на мой взгляд, оценивается достойно. Да и можно ли саперам в условиях масштабной «минной войны» быть на втором плане?
     Если разведчики, мотострелки, танкисты, за которыми, конечно, первая скрипка, могут иногда отдохнуть, то у саперов таких возможностей практически нет. Судите сами: за 6 месяцев, с января по июнь 2003 года, подготовлено 550 км пути по Кавказскому хребту на высоте до 3.000 м, очищено 8.800 га в полосе основных маршрутов движения колонн, разработано и перемещено 218.275 кубических метров грунта. А еще оборудованы блиндажи, укрытия, заставы, пункты управления при перемещении войск и создании группировки в горной части Чечни. И все это в самых жестких условиях – природных, климатических, боевых.
     Если мне говорят, что инженерная техника физически и морально устарела, я задаю вопрос: чем же выполнены все эти работы, сопоставимые по объему со стратегической операцией? Лопатами, топорами? Нет, хорошей и надежной инженерной техникой, созданной, произведенной нашими учеными и рабочими. А новые ее образцы впитали в себя все лучшее, что было достигнуто прежде. У какой армии есть такой опыт? Я не слышал, чтобы кто-то преодолевал Альпы или Судеты в подобной обстановке.
     Правда и в том, что вся эта работа проводится с риском для жизни. Ведь за то же время обнаружено и уничтожено 2.535 взрывоопасных предметов. Ежедневно для проверки маршрутов движения войск из состава инженерных подразделений ОГВ(с) выделяется до 55 отрядов разведки и разминирования, силами которых проверяется порядка 750 км дорог. А за весь 2003 год на Северном Кавказе нами обнаружено и уничтожено (обезврежено) около 6 тыс. взрывоопасных предметов, в том числе более 500 фугасов, установленных против федеральных сил. Все это позволило снизить количество подрывов в сравнении с 2002 годом на 24 процента, число погибших и раненых – на 43 процента, потери техники – на треть.

     – Сама жизнь обязывает нас вспомнить тех, кто в той же Чечне обеспечивает проводку колонн, строит дороги и мосты, очищает поля и населенные пункты от взрывоопасных предметов.

     – Безусловно. Но несправедливо вести речь только о тех, кто действует в Чечне. Большая группа офицеров инженерных войск удостоена государственных наград за проявленное мужество и героизм при выполнении задач, например на таджикско-афганской границе, за успешное разминирование местности при обеспечении ввода и размещения миротворческих сил в Абхазии. За последние годы десять военных инженеров стали Героями России. Золотыми буквами вписаны в героическую летопись войск имена старших лейтенантов Романа Берсенева, Александра Колгатина, Виталия Мариенко, капитана Александра Журавлева, майора Александра Кобина, подполковника Сергея Жуйкова.
     Это не только рождает гордость. Еще больше это обязывает. Каждый день и час инженерные войска призваны быть на высоте тех трудных и ответственных задач, которые на них возложены.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства