на главную страницу

4 Июня 2004 года

История Отечества

Пятница

Дороги его жизни

Петр АЛТУНИН.



     Владимиру Дмитриевичу Чугунову - генералу, фронтовику - исполняется 90 лет. Не каждому, как говорится, это дано. Тем более что знаменательную дату он встречает не только в добром здравии, но и в гуще ветеранской жизни: тут и встречи с молодежью, и творческая, связанная с опытом войны работа, и даже участие в делах садово-огородного товарищества, где он еще продолжает осваивать свои «шесть соток»...
     Я-то слышал о Чугунове давно, когда он был еще начальником кафедры ВОСО Военной академии тыла и транспорта - кафедра его была одной из лучших в академии. А потом и лично познакомились: он активный читатель и автор «Красной звезды». Кажется, что даже внешне он с годами не меняется: при встрече вижу перед собой все того же высокого, стройного, подвижного генерала, хотя и в гражданской одежде. С ним всегда можно поговорить «за жизнь», услышать дельный совет. Под стать ему и его супруга Анна Павловна, тоже ветеран войны, обаятельная и интересная женщина, с которой они прошли рука об руку по жизни, справили и золотую, и бриллиантовую свадьбу...
     Сегодня, накануне 90-летия, более детально знакомясь с их жизнью и стараясь выделить в ней главное, невольно сравнивая былое и настоящее, вдруг проникаешься ностальгией по каким-то утраченным ценностям тех, теперь уже далеких, довоенных лет. И прежде всего касаемо отношения к своему долгу, к военной службе, которые жили тогда в сердцах молодежи.
     Действительно, сегодня мы изо всех сил убеждаем юношей в необходимости защиты Родины. Дошли даже до того, что отлавливаем не желающих служить призывников. А вот 17-летний помощник машиниста на Ленинградской железной дороге, значкист ГТО и «Ворошиловский стрелок» Володя Чугунов по зову сердца подал в военкомат заявление о желании встать в ряды Красной Армии. Военкомат призвал его и через некоторое время направил в Краснознаменное училище военных сообщений - тогда уже вовсю шла подготовка таких ценных для армии специалистов.
     Вообще если говорить о жизни Владимира Дмитриевича, о его «42 годах в строю», фронтовых дорогах и в целом о 65-летнем трудовом стаже, то все это наверняка можно обозначить известным и очень емким выражением: веление Родины, сыном которой он себя считал, всегда соответствовало его желанию. По окончании с отличием училища - служба в Рязани в железнодорожном полку. Как одного из лучших командиров Чугунова направляют в Военно-транспортную академию. Учиться — три года, но проучились два: «подоспела» финская война.
     Новоиспеченный полк, куда попал Чугунов, через несколько дней уже был в составе 7-й армии Северо-Западного фронта на Карельском перешейке. Задача - организовать перевозку техники, снарядов, продовольствия от железнодорожной станции к фронту. На пути - сугробы выше головы, а морозы - 30—35 градусов. Жесточайшая нехватка техники - ее заменяют солдаты и лопаты. И командиры тоже. А еще на пути мины. Чугунов в училище «проходил» минное дело, а здесь досталась практика на целые месяцы.
     Все шло ничего, но 10 марта 1940 года - этот день он запомнил - ехал на мотоцикле по шоссе за идущей на передовую «полуторкой», и она нарвалась на мину. Ее разнесло в щепки, а Чугунова вместе с мотоциклом швырнуло в сторону. В голову что-то ударило, стали ватными ноги. Но главное - почти оглох. Отправили в санчасть. Там сказали: если направить в госпиталь - комиссуют. Это не входило в планы капитана...
     Слух постепенно восстанавливался, Чугунов прошел медкомиссию, после чего был направлен на китайскую границу.
     Там капитан быстро поднимался по служебной лестнице и уже был помощником начальника ВОСО 15-й армии в Биробиджане, когда началась война.
     Пошли томительные дни службы. Многие офицеры, в том числе Чугунов, сразу попросили отправить их на фронт. Но Япония тоже нависала угрозой, и там приходилось держать мощную группировку.
     Наконец на исходе 1943 года Чугунов оказался на Втором Украинском фронте, в 40-й армии. Задача была та же, что и в финской кампании: обеспечивать фронт материальными средствами - регулировать прохождение эшелонов с оружием и боеприпасами, одеждой и продовольствием, организовывать их разгрузку.
     А потом последовал и конкретный приказ: стать военным комендантом железнодорожного участка и узловой станции Черновцы — города, который еще не взят. Вот и пробирался туда где на перекладных, а где пешком будущий комендант, уже майор. Получилось, как у Яшки-артиллериста в комедии «Свадьба в Малиновке»: был бы начальник, а гарнизон приложится. Вот и он вначале «покомендантствовал» без помощников, а главное - без железнодорожных войск. А кругом все разбито: и пути, и строения. Тут уж не было ни дня, ни ночи без авральных работ. Благо, сумел привлечь под свое руководство солдат и офицеров 18-й армии. Оказал содействие ему начальник политотдела этой армии Леонид Ильич Брежнев. Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить...
     В январе 1945-го вызвали в Москву и дали новое назначение - в Румынию, в Союзную контрольную комиссию, где служба была и новая, и небезопасная: постреливали фашистские недобитки.
     Окончилась война, а служба продолжалась: стал офицером ЦУП ВОСО, защитил кандидатскую диссертацию. Затем - Военная академия ГШ, должность замначальника кафедры Военно-транспортной академии, а с 1960 по 1975-й - начальника кафедры.
     Через руки генерал-майора Чугунова прошли сотни слушателей, которые потом несли нелегкую службу на всей территории страны. А некоторые и сегодня стоят на руководящих постах военных сообщений в России и странах СНГ. Владимир Дмитриевич нередко получает от них добрые весточки и слова благодарности...


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства