на главную страницу

5 Июня 2004 года

Армия и общество

Суббота

«Беспредельщики»

Подполковник Дмитрий КАРПОВ.



Закрытые военные городки всегда считались менее подверженными криминалу. Постоянство и ограниченность контингента, пропускная система и строгий распорядок дня в значительной степени ставили заслон преступности. Поэтому то, что случилось 18 февраля этого года в одной из отдаленных частей Хабаровского гарнизона, потом еще долго обсуждалось, в том числе в СМИ.

     А произошло следующее. После перерыва на обед коммерческий магазин, расположенный в жилой зоне городка, в установленное время не открылся. Это показалось странным. После того как вскрыли дверь, в магазине был обнаружен труп 27-летней продавщицы с несколькими ножевыми ранами.
     Весть тут же разнеслась по крошечному гарнизону. Вызванные сотрудники военной прокуратуры приступили к проведению оперативно-розыскных мероприятий. Прежде всего им предстояло ответить на вопрос, кто мог совершить преступление в городке, на десятки километров отстоящем от ближайших населенных пунктов, где чужой человек если и появляется, то очень редко и только с ведома командования части.
     Личный состав построили на плацу для проведения смотра. Была надежда: может быть, такой шаг даст следствию версионную «ниточку»?
     По средам в части установлен так называемый «химдень», когда личный состав носит с собой средства индивидуальной химзащиты. При осмотре противогазной сумки рядового Юрия Васильева в ней были найдены батарейки и фотоаппарат, похожие на те, что были выставлены в магазине до происшествия. Подозрения усилили связка ключей и порез на руке.
     Как выяснилось позже, именно он и совершил убийство. Причем не один: подельником Васильева оказался другой солдат – рядовой Евгений Кашаев.
     Вскоре была восстановлена и полная картина преступления. Как рассказал заместитель военного прокурора Н-ского гарнизона подполковник Владимир Березкин, к совершению преступления обвиняемые готовились долго и тщательно.
     По версии следствия, инициатором преступного плана стал Васильев, уже имеющий на тот момент криминальный опыт (до службы успел он попасться на краже, но судимость впоследствии была снята, и его в установленном порядке призвали в армию). Впервые мысль об убийстве продавцов и ограблении магазина пришла ему на ум, когда он был в патруле. Своим замыслом Васильев через некоторое время поделился с Кашаевым, который сразу дал свое согласие на соучастие.
     Остальное было уже делом техники. Предстояло только выбрать удобный момент, когда оба находились бы в суточном наряде, подальше от глаз командиров и сослуживцев. Вскоре такой случай представился: Васильев стоял в наряде по парку, Кашаев готовился к заступлению. Была и еще одна веская причина, чтобы выбрать именно этот день. В январе выдачу денежного содержания офицерам части задержали, поэтому продукты в магазине многие брали в долг. А накануне злополучной среды деньги выплатили, и должники стали расплачиваться за сделанные покупки. Васильеву и Кашаеву все это было на руку.
     Встретиться договорились перед самым закрытием магазина на обед. Предварительно из столовой каждый захватил с собой по столовому ножу. Припасена была и палка, чтобы изнутри заблокировать дверь. Как установило следствие, замыслом Васильева и Кашаева изначально было предусмотрено убийство двух продавцов, но по стечению обстоятельств в тот момент в магазине работала лишь одна женщина.
     Дождавшись, пока помещение покинут другие покупатели, Васильев и Кашаев стали имитировать покупку пряников. Когда продавец отвлеклась, напали на нее, повалили на пол и попытались перерезать горло столовым ножом. Не получилось. Тогда в руках Васильева оказался подвернувшийся здесь же разделочный нож…
     Удостоверившись, что женщина не подает признаков жизни, злоумышленники быстро побросали в сетки из-под картошки небогатый ассортимент товаров. Не забыли прихватить из кассы и 28 тысяч рублей выручки. Все похищенное: колбасу, сигареты, шоколад, водку и прочую мелочь вынесли из магазина и, закрыв на ключ входную дверь, спрятали на подсобном хозяйстве части.
     Остальное известно. Однако что подтолкнуло солдат к совершению этого жестокого преступления?
     Выяснилось, что давления со стороны сослуживцев на них не оказывалось, к содеянному их никто не принуждал. Не было установлено и мотивов мести, хотя супруг потерпевшей проходит службу в этом же гарнизоне.
     Тогда что? В сюжете, прошедшем по местному телеканалу через некоторое время после совершения преступления, упоминалась такая интересная деталь: мол, солдаты устроили «кровавый обед» прямо в магазине - неужели из-за голода? Автор этих строк специально побывал в части, чтобы на месте ознакомиться с положением дел.
     И солдаты, и офицеры отмечали, что Васильев с Кашаевым «были как все», ничем не выделялись. Васильев по понятной причине находился под динамическим наблюдением, однако своим поведением тревоги не вызывал. Денежное довольствие обоим выплачивалось вовремя. Васильев иногда даже получал денежные переводы из дому.
     Что касается питания, то здесь все организовано на должном уровне. Без малого тридцать солдат из-за недостатка веса получают двойную норму. Всячески стараются разнообразить солдатский стол повара. Например, в день моего незапланированного приезда в дополнение к обеду подавались оладьи с прокрученными сухофруктами. Несмотря на отдаленность гарнизона, на солдатские столы всегда доставляется только свежий хлеб. Есть и свое подсобное хозяйство.
     Кроме этого, сотрудники прокуратуры в материалах расследования отметили: в гарнизоне нет упущений в организации службы и поддержании воинской дисциплины. Более того, за предыдущие полтора года в части не было даже предпосылок к правонарушениям.
     В чем же тогда истоки преступления? Понятно, что корыстные побуждения. Но удивляет та легкость, с которой обвиняемые решились выполнить задуманное. Ведь между предложением Васильева Кашаеву «пойти на дело» и совершением преступления прошло около двух недель. И за это время ни один не отказался от намерений, не одумался, не отогнал дурные мысли.
     По всей видимости, предпосылки к произошедшему были заложены задолго до того, как обвиняемые надели солдатскую форму. На эту тему мы говорили с заместителем командира части по воспитательной работе подполковником Валерием Ящуком. К сожалению, не первый уже год существует пресловутая проблема с качеством призываемого контингента. И она довольно ярко проявляется уже не только в недостаточном физическом развитии призывников, но и в низких морально-деловых качествах. Достаточно привести такой пример: из 130 солдат данной части допущены к несению службы с оружием лишь 67. А что же остальные? Наверное, существуют достаточно веские причины, чтобы не вверять им оружие. И, к сожалению, «ветер в голове», который, как известно, попутным не бывает, играет здесь далеко не последнюю роль.
     Если говорить о Васильеве и Кашаеве, то их собирательный портрет получается следующий. Оба – воспитанные реалиями жизни «дети перестройки». Так и не сумевшие сформировать для себя целостную систему ценностей, сделать своими внутренними убеждениями извечные заповеди «не убий», «не укради». Как принято говорить, «беспредельщики»...
     Сейчас пришло время идти в армию именно этому поколению молодых людей. И особую остроту проблеме придает то обстоятельство, что, как видно, не всегда воспитательное воздействие воинского коллектива в течение нескольких месяцев может переломить весь их жизненный опыт предыдущих лет. Дополнительная трудность заключается в том, что и сами воспитательные структуры в войсках как никогда нуждаются в усилении всего своего института, в том числе – квалифицированными кадрами, способными работать в новых условиях.
     ...Последствия того рокового похода «за пряниками» плачевны. Прежде всего, сломано несколько человеческих судеб. В результате совершения преступления без матери остался пятилетний ребенок. Офицер, потерявший супругу, вскоре будет переведен к новому месту службы.
     Военной прокуратурой Н-ского гарнизона по факту произошедшего продолжают вестись следственные действия. Васильев и Кашаев ожидают своей участи в Хабаровском следственном изоляторе. Мерой наказания за преступление, которое вменяется им в вину, предусмотрено лишение свободы, вплоть до пожизненного.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства