на главную страницу

5 Июня 2004 года

Суббота

Мы сражались ради свободы



     
Смогли подняться над противоречиями

     Атташе по вопросам обороны при посольстве США в России контр-адмирал Майлз Б. УОКЕНДОРФ:

     – В эти дни президент Путин, президент Буш, премьер-министр Блэр и президент Ширак вместе с руководителями других стран соберутся, чтобы отметить шестидесятую годовщину высадки союзных войск в Нормандии. Это празднование должно показать: лидеры наших стран ясно понимают, что успех Нормандской операции был общей победой для всех участников одной из величайших военных коалиций в истории.
     Несмотря на то, что возможность высадки войск в Европе рассматривалась Соединенными Штатами еще до начала войны, в декабре 1941 года Америка не была готова к такой грандиозной кампании. Едва пережив период демобилизации и изоляционизма, США не имели ни необходимого снаряжения, ни людских ресурсов, ни самолетного парка, необходимых для подготовки эффективной десантной операции в Великобритании. В начале 1942 года стало ясно, что высадку в Европе возможно организовать только совместными усилиями и путем достижения компромисса в отношении промежуточных целей. Оглядываясь назад, можно сказать, что такие компромиссы позволили Соединенным Штатам выиграть время, необходимое для мобилизации своих военных усилий. В то же время действия союзников на Восточном фронте, в Северной Африке и в Италии создали условия для успешной высадки войск в Европе.
     На протяжении 1942 и 1943 годов Соединенные Штаты вели перестройку промышленности для удовлетворения все возрастающих потребностей союзников в военных ресурсах. В этот период промышленность США поддерживала удаленные базы и операции на Тихом океане, кампании в Северной Африке и Италии, одновременно мобилизуя людские и материальные ресурсы для высадки в Европе. При этом США продолжали осуществлять важнейшие поставки своим западным союзникам и Советскому Союзу. Тот факт, что Соединенные Штаты могли не только обеспечивать свои собственные растущие нужды, но и в то же время совместно с Великобританией и Канадой поддерживать Советский Союз, свидетельствовал как о промышленной мощи США, так и об их преданности антигитлеровской коалиции.
     К концу 1943 года в результате мобилизации в США были аккумулированы людские и материальные ресурсы, достаточные для осуществления высадки в Европе. Однако, хотя США основной упор в своей стратегии делали на вторжение через Ла-Манш, своим успехом операция «Оверлорд» обязана объединенным усилиям коалиции, создавшей к тому времени необходимые условия: контроль на море и в воздухе и ослабление военной мощи Германии.
     Создание таких условий явилось результатом совместных усилий союзников. В 1943 году военно-морские силы Великобритании, США и Канады смогли наконец обезопасить морские пути из Америки для беспрепятственных поставок военных ресурсов и личного состава. В то же время массированные бомбардировки Германии с территории Британии и успехи советских войск на Восточном фронте лишили немецкую авиацию наземной поддержки на Западном фронте.
     
CХЕМА

     Кроме того (что, пожалуй, особенно важно), успешные бои Красной Армии на Восточном фронте, в ходе которых немецкие войска понесли тяжелые потери, заставили верховное командование Германии отозвать с Западного фронта свои наиболее подготовленные подразделения.
     Несмотря на то, что действия коалиции привели к успеху десантной операции в Нормандии, у коалиции имелись и проблемы. В ходе войны между западными союзниками часто возникали разногласия, особенно когда речь шла о времени открытия второго фронта и о размахе намечаемых операций. Более того, между западными союзниками и Советским Союзом существовали многочисленные идеологические и экономические различия, имевшие далеко идущие последствия. О глубине этих противоречий говорит та стремительность, с которой союз Востока и Запада развалился по окончании Второй мировой войны. Однако члены антигитлеровской коалиции смогли преодолеть внутренние противоречия и сосредоточить свои усилия на главной общей задаче – разгроме фашистской Германии.
     Следует отметить, однако, что коалиция была не просто объединением стран, противостоящих угрозе национал-социализма. Опыт боевого товарищества стран-союзников оказался более долговечным, чем временные стратегические отношения. Этот опыт приобретался в пыли военных дорог, он запечатлен на лицах американских и британских десантников, садившихся в самолеты 5 июня 1944 года, на лицах французов, праздновавших освобождение, на лицах российских, британских и американских солдат, когда они встретились на берегах Эльбы близ Торгау, в Германии.
     Невозможно переоценить боевое товарищество миллионов солдат, моряков и летчиков, которые общими усилиями крепили наш стратегический альянс. Без совместных действий всех военнослужащих альянса успех десантной операции в Нормандии был бы в лучшем случае кратковременным, а победа – не более чем мечтой.
     Общая угроза, с которой мы столкнулись и которую отразили в ходе Второй мировой войны, во многом отличается от новой угрозы, с которой Европа и весь мир столкнулись в наши дни. На смену самой страшной угрозы первой половины ХХ века – фашизму – пришла угроза ХХI века – международный терроризм. На смену фашистской Германии с ее радикальной идеологией, поддерживавшейся, казалось бы непобедимыми, но традиционными военными соединениями, пришел более изощренный, неуловимый враг, движимый не менее радикальной идеологией. Сегодняшний враг целится в невооруженных граждан в кинотеатрах и поездах метро, в офисах и на улице. Как и в прошлом веке, сегодняшнего врага нельзя ни сдержать, ни усмирить, и, поскольку этот враг не знает государственных границ, победить его усилиями одной отдельно взятой страны невозможно.
     Члены антигитлеровской коалиции смогли подняться над имевшимися между ними глубокими идеологическими противоречиями во имя достижения общей цели — победы во Второй мировой войне. Сегодня между нами гораздо меньше различий и они не столь глубоки. И Россия, и ее западные партнеры в стратегическом плане придерживаются общих ценностей демократии и рыночной экономики. Сегодня военные наших стран сотрудничают теснее, чем когда-либо ранее, что доказывают недавно проводившиеся в Москве двусторонние учения по планированию «Торгау 2004». Как и во времена Второй мировой войны, мы не имеем права позволить незначительным и чисто тактическим разногласиям отвлечь нас от достижения общей стратегической цели – победы над международным терроризмом. Как и во времена Второй мировой войны, мы должны сосредоточиться на решении главной задачи – обуздании международного терроризма, преследуя единственную высшую цель, которая вдохновляла наших отцов и дедов: передать нашим детям и внукам мир лучший, чем тот, в котором мы живем сейчас.

     
Ради защиты мира

     Атташе по вопросам обороны и военный атташе при посольстве Франции по вопросам обороны бригадный генерал Жиль Галле:

     – Высадка союзников в Нормандию 6 июня 1944 года является одним из главных событий Второй мировой войны, как Сталинградская битва или большое танковое сражение при Курской битве. Эта операция открыла на Западе новый фронт после итальянского, сражения на котором начались годом раньше. Она также облегчила действия Красной Армии, сдерживающей до тех пор основной удар немецких войск.
     Высадка в Нормандии, в которой основное участие приняли американские, английские и канадские войска, а также и французские, польские, австралийские и новозеландские подразделения и части, напрямую способствовала, если учесть и франко-американскую высадку в Прованс в августе 1944 года, освобождению Франции от немецкой оккупации. Кроме того, высадка свидетельствует о союзе между Советским Союзом, Соединенными Штатами, Великобританией и свободной Францией генерала де Голля против нацистской Германии, демонстрирует защиту основных ценностей свободы и достоинства, которые актуальны и сегодня.
     Праздничные мероприятия 60-летия высадки в Нормандию будут иметь двойной смысл: воспоминание и примирение между странами – участницами Второй мировой войны. Воспоминание - это долг памяти, который мы должны проявлять каждый раз по отношению к тем, кто отдал свою жизнь ради того, чтобы наши страны жили свободно. 6 июня мы в первую очередь будем отмечать самоотверженность всех тех солдат, которые погибли при высадке в Нормандии и в последующих боях.
     Присутствие немецкого канцлера Шредера рядом с другими главами государств, участвовавших во Второй мировой войне с обеих сторон, в том числе и Президента России Владимира Путина, станет символом примирения между народами. Нельзя забывать, что хорошим примером этого примирения стало сближение Германии и Франции, которое наиболее способствовало созданию Общего европейского рынка и Евросоюза.

     
На пути к общей победе

     Атташе по вопросам обороны и атташе ВВС при посольстве Великобритании в России коммодор ВВС Уилсон МЕТКАЛФ:

     – Праздничные события, посвященные 60-летней годовщине десантной операции, происходящие в эти дни в Нормандии, свидетельствуют, что эта операция стала значительным шагом на дороге к победе в войне с нацистской Германией. Окончательное ее поражение впервые стало очевидно в августе 1942 года, когда в Москве Сталин встретился с Черчиллем и Сталин призвал Черчилля как можно скорее открыть второй фронт. Однако для того, чтобы предпринять это вторжение на территорию Северо-Западной Европы, преодолев 60 миль пролива и попав на сильно укрепленное побережье, Британии и Америке требовалось собрать значительные силы и организовать обеспечение для громадной операции.
     В первую очередь это означало необходимость победить в битве за Атлантику, чтобы огромные конвои с людьми и снаряжением могли достичь Британии без потерь от действий нацистских подводников. Угроза со стороны подводных лодок была ликвидирована в течение 1943 года. Британская победа под Эль-Аламейном в октябре 1942 года и поражение войск нацистской Германии в Северной Африке привели к успешному вторжению союзников на Сицилию и в Италию в 1943 году, которые способствовали капитуляции войск фашистской Италии. Тогда Гитлеру пришлось перебросить в Италию дополнительные дивизии и самолеты. Изначально же эти нацистские дивизии планировались для участия в летнем наступлении в России.
     Сражения в Северной Африке и высадка морских десантов в Италии также позволили получить дополнительный опыт войскам, которым предстояло принять участие в высадке в Нормандии. Более того, на протяжении 1942 и 1943 годов дальние бомбардировщики Королевских ВВС, а позже ВВС США производили налеты на индустриальные центры нацистской Германии. В то же время союзные конвои сражались, чтобы пройти Норд-Кап и доставить жизненно важные грузы в Россию. С 1941 по 1945 год 40 конвоев доставили в СССР около 4,2 млн. тонн грузов.
     С расстояния в 60 лет отсюда, из Москвы, трудно оценить масштаб приготовлений, осуществленных в Британии при организации вторжения. Британские командующие и войска сыграли основную роль в самой операции «Оверлорд». Американский генерал Эйзенхауэр руководил операцией, но главный маршал ВВС Артур Теддер был его заместителем, генерал Монтгомери был командующим сухопутными силами вторжения, адмирал Бертрам Рамсей был командующим ВМС, главный маршал ВВС Траффорд Лей-Мэллори – командующим тактической авиагруппировкой. Высадка в Нормандии была крупной межвидовой операцией с применением морской, воздушной и воздушно-десантной составляющих для обеспечения основного морского десанта. В общей сложности около 3 миллионов военнослужащих сосредоточились в Южной Англии. Перед началом операции 11.000 самолетов совершили 200.000 вылетов, сбросив около 200.000 тонн бомб на основные цели противника. Морские силы вторжения насчитывали около 7.000 кораблей и судов при численности экипажей 200.000 человек, половина из которых была британцами. Около 13.000 самолетов выделили для поддержки. В течение трех недель после начала операции союзные суда доставили около 200.000 единиц техники и 600.000 тонн снаряжения.
     Высадка в Нормандию означала, что нацистская Германия должна сражаться одновременно на Восточном и Западном фронтах (а также и в Италии). Когда русские войска продвигались вперед с Востока, союзники освобождали от нацистов Францию, Голландию и Бельгию. Красная Армия захватила Берлин менее чем через год после высадки в Нормандии, положив тем самым конец войне.
     Военное сотрудничество между Великобританией и Россией осуществлялось через британскую военную миссию в СССР. Миссия находилась в доме, в котором сейчас живу я. Таким образом, каждый день, соприкасаясь с тем, что соединяло наши страны и позволяло работать как друг с другом, так и с союзниками для победы над нацистской угрозой, я понимаю, что 6 июня 1944 года стало важным днем для окончательной победы. Великобритания будет представлена на праздничной церемонии Ее Величеством Королевой, герцогом Эдинбургским, премьер-министром Блэром, министром обороны, начальником штаба обороны и главнокомандующими ВМС, сухопутных сил и ВВС. Нам приятно, что Президент Путин также приглашен на церемонию, так как это демонстрирует, как важны связи между союзниками, которые привели к окончательной победе.

     
Союзники опережали немцев

     Атташе по вопросам обороны при посольстве ФРГ в России бригадный генерал Петер В. ШАФРАНЕК:

     – Оценка исторических событий всегда бывает исключительно проблематична, так как она, как в данном случае, делается 60 лет спустя – независимо от динамики событий и без давления требуемых решений и груза ответственности.
     С военно-исторической точки зрения это событие представляет специалистам возможность проанализировать ход событий и решения. Так, успехи союзников прежде всего связываются с тем обстоятельством, что они знали, как организовать комбинированное ведение войны всеми видами вооруженных сил. Обманные маневры и введение противника в заблуждение сделали все для того, чтобы завершить поражение германских войск. Кроме того, у союзников было более эффективное военное управление.
     Оборонные меры, принятые германской стороной к началу боя, структуры и концепции отчасти были запутанными и противоречили друг другу так же, как приказы и распоряжения, отдававшиеся во время оборонительной битвы. Путаница в приказах, проблемы со снабжением, частое вмешательство верховного командования вермахта в компетенцию главнокомандующего Западным фронтом в целом отрицательно сказались на ведении боя германской стороной.
     Конечно, командные качества многих германских штабов и боевая ценность многих дивизий были превосходными. Но на Западном театре военных действий это редко оправдывало себя, потому что другие факторы, например, господство союзников в воздухе и их лучшие разведывательные и обманные стратегии, более чем компенсировали такие преимущества. Вдобавок к этому союзники располагали относительно стройной иерархической командной системой. Поэтому, несмотря на международный состав их штабов, они на голову опережали немцев, запутавшихся в противоречивых приказах.
     Большим преимуществом для союзников стало и то, что им удалось мобилизовать фронт стран на борьбу с «державами оси», которые не могли противопоставить им ничего подобного. Немцам из-за их жестокой оккупационной политики не удалось убедить народы завоеванных стран в своих идеях, так как нетрудно было понять, что перспективы Гитлера в отношении будущего этих стран предполагали только угнетение и эксплуатацию. Что же касалось политических целей войны и их пропагандистского осуществления, то союзники своим заявленным намерением прекратить тиранию агрессоров предлагали, безусловно, более убедительные мотивы для многих людей внутри подвластной Германии зоны и вне ее. Это позволило им завоевать серьезный потенциал симпатизирующих людей, которые были готовы, зачастую жертвуя жизнью, действовать против оккупантов.
     Это в конце концов стало военным преимуществом для союзников, которое нельзя недооценивать, так как их врагам приходилось мобилизовать все большие материальные и человеческие ресурсы на борьбу с сопротивлением в тылу.
     Главнокомандующие на Западном фронте видели свою задачу и свою историческую ответственность в руководстве битвами и в их выигрыше, а не в политике. Поэтому они не уделили внимания созданию необходимого комплекса политических, экономических, тыловых и международно-правовых предпосылок. А этого никогда нельзя допускать: именно таков важный урок из этого исторического события.
     С политической точки зрения и с перспективы дня нынешнего высадка в Нормандии имеет выдающееся значение для Германии, Европы и мира. 6 июня 1944-го там высадились войска союзников, чтобы с западного направления начать освобождение Франции, Германии и всей Европы от ужасного ига национал-социализма. Это была акция солидарности, чтобы помочь Советскому Союзу, который до тех пор нес на себе основное бремя войны.
     Бои опустошали целые местности, ужасали мирное население и требовали многочисленных жертв; свидетельством тому – многочисленные кладбища. Здесь, в Нормандии, как позднее и в других местах, началась работа по поддержанию памяти о павших, нашедшая отражение в военных кладбищах и мемориалах. Это необходимая дань памяти, ориентированная на будущее, целью которой с самого начала было примирение между народами Европы. В этом смысле великим жестом, достойным уважения, является тот факт, что в этом году впервые федеральный канцлер Германии получил от президента Франции приглашение на торжества в память о
     6 июня 1944 года.
     Все государственные деятели, в том числе и Президент Путин, которые будут присутствовать на памятных торжествах, принадлежат к одному международному сообществу. Оно опирается на ценности, которыми руководствовались и непоколебимые защитники свободы в Европе.
     Эти ценности объединяют сегодня нас всех – немцев, французов, россиян, американцев и многих других. Без высадки союзников в Нормандии, без борьбы всех тех, кто противопоставил себя национал-социализму, кошмарный сон Германии XX века не закончился бы. Государства Европы шаг за шагом приходили к примирению друг с другом и – насколько это возможно – залечили раны, нанесенные войной и послевоенным временем. В то же время государствам Европы еще предстоит пройти значительный отрезок пути, прежде чем они смогут выполнить свою задачу и вместе со своими союзниками смогут способствовать поддержанию мира, взаимопониманию и развитию нашего континента и всего мира. В этом и есть значение 60-летия высадки союзников в Нормандии.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства