- Сергей Александрович, зачем Минобороны инициировало аккредитацию работающих с сертификатами риэлторских фирм?
- Если одним предложением – чтобы помочь военнослужащему надежно с юридической точки зрения и на самых выгодных условиях – с экономической приобрести по жилищному сертификату квартиру. Программа «Государственные жилищные сертификаты», и в этом основа ее привлекательности, предусматривает адресное выделение средств увольняемому военнослужащему для самостоятельного приобретения квартиры. Помимо плюсов, военнослужащий сам выбирает понравившийся город, дом и квартиру, которые довольно быстро могут стать его собственностью, в этом есть и один большой минус – во всех тонкостях рынка недвижимости, на который он выходит со своим сертификатом, военнослужащий вынужден ориентироваться тоже сам. А это весьма непросто. Велик риск пострадать от непрофессионализма или недобросовестности иных риэлторов, а то и вовсе стать жертвой какого-либо мошенничества. Чтобы свести этот риск к минимуму, мы и пошли на контакт с профессиональным объединением риэлторов, подписав соответствующее соглашение и создав так называемый координационный совет Минобороны и Российской гильдии риэлторов, который взял на себя вопрос аккредитации «поставщиков жилья». Словом, давно возникла необходимость объединения усилий Министерства обороны и организации, объединяющей профессионалов рынка недвижимости – риэлторов – по определению организации, которые могут быть рекомендованы владельцам ГЖС для решения их проблем по подбору покупаемого жилья и юридически правильному оформлению сделки за минимальную оплату их труда.
- Известны ли случаи, когда риэлторы откровенно обманывали владельцев сертификатов?
- Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно открыть любую газету в разделе «реклама» и найти объявления типа «помогу в получении и реализации воинского сертификата», «обналичу в течение 3 дней сертификат» и т.п. К сожалению, и в центральном органе Минобороны России газете «Красная звезда» иногда появляются подобные рекламные материалы, хотя и уважающий себя риэлтор, и занимающийся вопросами государственной регистрации прав на недвижимое имущество чиновник или нотариус знают, что законных путей для подобного рода операций в течение указанного срока не существует. Ведь практически у каждого владельца ГЖС в составе семьи, на которую рассчитывался размер субсидии, имеются несовершеннолетние дети, а при совершении сделок по продаже жилья необходимо согласие органов опеки и попечительства. Получить же такое согласие и оформить документы на сделку в предлагаемые сроки не представляется возможным. В этих случаях псевдориэлторы просят у военнослужащего написания соответствующих доверенностей (иногда в доверенности требуют указать, что владелец ГЖС доверяет физическому лицу, подчас даже не состоящему в штате риэлторской организации, купить квартиру, оформить документы, продать квартиру и вырученные от продажи деньги передать доверителю), а потом сами или совместно с владельцем ГЖС фактически идут на подлог документов. Кроме того, такие сделки проводятся, как правило, без обеспечения их юридической чистоты. Услуги этих «риэлторов» очень дороги и составляют 10-15%, а иногда и выше, от стоимости квартиры, приобретаемой по ГЖС. Необеспечение чистоты сделки - а сделки по «обналичке» не могут быть юридически чистыми - подчас приводит к судебным разбирательствам, открытию уголовных дел и в итоге даже к потере прав на субсидию.
- Почему данную аккредитацию проводит не само Министерство обороны, а Координационный совет рабочей группы Минобороны РФ и Российской гильдии риэлторов? Насколько решающим при определении спорных моментов является голос представителей этой гильдии? Не значит ли это, что риэлторы по сути аккредитуют сами себя?
- Уточним сразу. Не нашу аккредитацию. Как я уже упоминал, в составе соглашений, подписанных Минобороны России и Российской гильдией риэлторов, есть положение об аккредитации поставщиков жилья и положение о Координационном совете, на котором рассматриваются заявления от организаций, изъявивших желание участвовать в программе и быть рекомендованными со стороны рабочей группы по реализации программы в Минобороны России и РГР владельцам сертификатов.
В Координационный совет входят по 3 представителя от Минобороны России и РГР. Кроме того, для рассмотрения документов, прилагаемых к заявлениям, создана совместная экспертная группа в составе 6 человек. При таком распределении достигается паритет сторон. Процесс рассмотрения заявлений достаточно сложен. Ведь рассматривается большой набор документов, и мы понимаем масштабы ответственности за принимаемые решения.
Чтобы понять порядок отбора, приведу для примера ряд требований, предъявляемых к организациям – поставщикам жилья:
1. Наличие полиса страхования профессиональной ответственности.
2. Численность аттестованных сотрудников (специалистов по недвижимости) – не менее 5 человек.
3. Время работы в сфере недвижимости – не менее 3 лет.
4. Отсутствие задолженности по платежам в госбюджет и внебюджетные фонды.
Кроме того, экспертная группа изучает деятельность организации на рынке недвижимости и собирает отзывы о работе организации. Словом, процедура отбора достаточно серьезная и не все ее проходят. За полгода отказано уже восьми фирмам. Некоторые из них имеют громкое имя и работают на рынке недвижимости более 10 лет, но по разным причинам не могут быть рекомендованы нами владельцам сертификатов.
Получившей аккредитацию организации выдается соответствующее свидетельство. Поэтому совет владельцам ГЖС: выбирая риэлтора, поинтересуйтесь, есть ли у него такое свидетельство? Когда оно выдано и на территории какого субъекта Российской Федерации действует?
Ведь получившая его фирма (срок действия свидетельства -
1 год) заключает с Координационным советом договор, по которому обязуется, например, не взымать с военнослужащего за предоставляемые услуги больше 6 процентов от суммы сделки, в то время как в среднем риэлторы берут за подобную операцию 10 - 15 процентов. Кроме того, аккредитованный нами риэлтор ежеквартально предоставляет отчеты о своей работе с ГЖС, бесплатно консультирует владельцев сертификатов и, что, пожалуй, самое важное, работает с владельцами ГЖС не через «черную кассу», а по официальным договорам.
- Значит ли, что вы, как представитель Минобороны, рекомендуете владельцам ГЖС обращаться со своими сертификатами в аккредитованные компании? Если это возможно, давайте перечислим эти агентства недвижимости.
- Я бы сказал так: работа этих организаций находится под нашим контролем и их надежность не вызывает сомнений. На сегодняшний день Координационным советом Минобороны и РГР аккредитовано всего 11 организаций, работающих в семи регионах:
в Москве - ЗАО «Агентство «МИЭЛЬ», ООО «Домострой 2000», ООО «Вертикаль М», ЗАО «МИАН»;
в Санкт-Петербурге - ООО «ФСК САС», ООО «Юнинформ-Центр»;
в Иваново - ООО «Стройкомплект»;
в Омске - ООО «Бэст-Риэлти»;
в Димитровграде (Ульяновской обл.) - ООО «АН ПРИМ»;
в Краснодаре - ООО «Компания Конкордия»;
в Ростове-на-Дону - ООО «АН Лендлорд».
На рассмотрении находятся еще 26 заявлений, и, что характерно, организации, их направившие, работают не только в Москве и Санкт-Петербурге, а в Астраханской, Смоленской, Рязанской, Самарской, Московской областях, Приморском и Красноярском краях. Таким образом, создаваемая система отбора организаций, которые могут быть рекомендованы владельцам сертификатов, позволит повысить эффективность реализации Программы «ГЖС», защитить владельцев сертификатов от действий псевдориэлторов и внести немалый вклад в развитие цивилизованного рынка недвижимости.
- Спасибо за интервью и полезную информацию. Но все интересующие владельцев сертификатов вопросы в рамках одной статьи, конечно же, не задашь. Можно ли военнослужащим напрямую обращаться за консультацией в рабочую группу Минобороны по реализации Государственных жилищных сертификатов?
- Безусловно. Наши телефоны:
(095) 696-16-41, 293-55-14.