на главную страницу

11 Июня 2004 года

Авиация России

Пятница

«МиГ»рень для прихватизаторов

Анатолий АНТИПОВ, Юрий АВДЕЕВ.



Как уже сообщала наша газета, редакцию посетил генеральный директор - генеральный конструктор ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» Валерий ТОРЯНИН. На встрече с редколлегией состоялся прямой и откровенный разговор о проблемах отечественного авиапрома, положении дел на ведущей авиационной фирме страны.

     - Валерий Анатольевич, вы сравнительно недавно возглавили корпорацию. С чем пришлось столкнуться на первоначальном этапе, что произвело наибольшее впечатление?

     - Команда менеджеров, которую я возглавляю, пришла в компанию в критическое для РСК «МиГ» время. Пользуясь медицинской терминологией, можно сказать, что «больной» находился в коме. Производство было практически свернуто. Предприятие находилось в глубокой долговой яме, что было зафиксировано проводившей финансовую проверку аудиторской фирмой.
     Кризис больно ударил по трудовому коллективу. Задолженность по зарплате составляла 7 - 8 месяцев. Людям за счет чего-то надо было жить. Вот из-за чего многие «переквалифицировались» в несунов. И этот ущерб еще предстоит подсчитать, как и то, насколько законно были проданы некоторые хозяйственные объекты корпорации.
     Вникая в суть происходивших до последнего времени событий вокруг РСК «МиГ», становится ясно, что есть определенные структуры, включая банковские, крайне заинтересованные в нашей недвижимости. Речь идет в первую очередь о территории в районе станции метро «Динамо», стоимость которой, по разным оценкам, составляет от 3,5 до 5 млрд. долларов. Наша позиция принципиальная: интересы бизнеса не должны противостоять интересам государства. Речь идет о сохранении на этой территории уже существующих там уникальных технологий, которые невозможно «просто так» переместить с места на место и без которых так же невозможно создавать боевую авиационную технику в интересах безопасности страны.

     - Как вы считаете, может быть, многочисленные проблемы отечественного авиапрома по силам решить единой национальной самолетостроительной корпорации, о необходимости которой в последнее время говорится все чаще?

     - Интеграция авиационной промышленности должна базироваться вокруг ключевых программ, учитывающих потребности современного рынка. Под них определяются финансовые, научно-технические и производственные перспективы интеграции, выбираются ее формы. Собственно, эти принципы заложены в основу Федеральной целевой программы «Реформирование и развитие ОПК (2002 - 2006 гг.), которая должна определить облик современного отечественного авиапрома. Концепция ОАК идет вразрез с программой и направлена, на наш взгляд, на создание монополии в интересах частного капитала, а не государства.

     - Что делается для стабилизации ситуации на предприятии?

     - Эта работа носит многоплановый характер. За прошедшее время удалось восстановить выплаты рабочим. Ныне у нас перед коллективом корпорации задолженности нет, и это существенно. Сегодня средний уровень зарплаты составляет 10,5 тыс. рублей, а к концу этого года планируем довести ее до 11,5 - 12 тысяч.
     Решаем кадровую проблему. Остановлен отток специалистов во всех областях. На предприятие начинают возвращаться рабочие. Не за горами то время, когда прием на работу будет осуществляться на конкурсной основе. Не менее важная задача - компьютерное переоснащение инженерного центра, устройство каналов связи с производственными площадками.
     Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться в последнее время, у нас прекрасный коллектив конструкторов, инженеров и рабочих. Люди соскучились по настоящей работе. Они поверили в корпорацию, ее возрождение. И даже в майские праздники трудились над выполнением обязательств РСК «МиГ» перед инозаказчиками. Сегодня все средства вкладываются в производство и сборку самолетов. И результаты есть. В соответствии с условиями контрактов недавно мы отгрузили нашим заказчикам четыре самолета МиГ-29, тренажер и другое необходимое оборудование.

     - Современный истребитель стоит миллионы долларов. Как в связи с этим строите кредитную политику корпорации?

     - Это один из больных вопросов, который корнями уходит в прошлое. К сожалению, главным источником пополнения оборотных средств продолжают оставаться кредиты, которые мы порой вынуждены брать на невыгодных для корпорации условиях. И противостоять этому пока очень сложно, т.к. прежнее руководство в свое время подписалось под такими кабальными, иначе не скажешь, договорами.
     Но выход из финансового пике есть. Планомерно доводятся до нужной кондиции самолеты, находящиеся в разной степени постройки, и в скором времени они отправятся к заказчикам. Вырученные на этом солидные финансовые средства существенно изменят в лучшую сторону структуру наших финансов и позволят выйти из сложной ситуации. Портфель заказов корпорации составляет 1,4 млрд. долларов. Предварительные расчеты говорят о реальной возможности его удвоения.
     На международном авиарынке сложилась в целом благоприятная ситуация для самолетов марки «МиГ», которые относятся к классу легких истребителей, и их доля составляет 70 - 80 процентов. Поставлявшиеся ранее в более чем 50 стран «миговские» машины устаревают по своим морально-ресурсным качествам. Инозаказчики планируют обновление парка своей истребительной авиации, включая и закупку новых перспективных истребителей. Наблюдается повышенный интерес к нашей технике, и мы готовы предложить поставку различных модификаций МиГ-29.

     - Вы упомянули о модификациях МиГ-29. Расскажите об этом подробнее.

     - Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 по-прежнему является основной продукцией нашей корпорации. Многие летчики и специалисты считают его лучшим в своем классе. Свой первый полет МиГ-29 совершил 25 лет назад и с тех пор составляет основу ВВС России и еще 30 стран. Потенциал, заложенный конструкторами при разработке самолета, позволяет создавать на его основе целый ряд модернизаций и модификаций. В настоящее время РСК «МиГ» предлагает потенциальным клиентам помимо базовой версии МиГ-29 его новейшие модификации.
     Так, МиГ-29К/КУБ и МиГ-29МRСА представляют семейство многофункциональных одно/двухместных истребителей корабельного и наземного базирования соответственно. Степень унификации конструкции самолетов достигает 90 процентов. Такой подход дает сразу несколько преимуществ. Удешевляется производство, что положительно влияет на рыночную стоимость самолета. Упрощаются система эксплуатации, обслуживания, логистической поддержки, а также система подготовки летчиков и инженерно-технического персонала. Достигается большая унификация парка самолетов заказчика.
     Семейство самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 вобрало в себя все лучшие конструкторские достижения и инновации более ранних разработок МиГ-29М и МиГ-29К. При сохранении схожих с базовой версией МиГ-29 внешних контуров данное семейство представляет собой, по сути, абсолютно новые самолеты. Управление истребителем осуществляется с помощью современной многократно резервированной 4-канальной цифровой электродистанционной системы управления.

     Наша справка.На МиГ-29 устанавливается новая БРЛС «Жук-МЭ» с модернизированным обновленным программным обеспечением, имеющая возможность работать в режиме картографирования местности. Комплекс бортового пилотажно-навигационного и связного оборудования и комплект системы управления вооружением, включая аппаратуру спутниковой навигации, кардинально обновлены и соответствуют новейшим требованиям 1C АО и НАТО. Органы управления самолетом расположены более эргономично и соответствуют концепции HOTAS, когда летчик может совершать все основные действия, не отрывая рук от ручек управления самолетом и двигателем. В кабине устанавливаются цветные жидкокристаллические многофункциональные дисплеи большого размера. По желанию заказчика может быть установлено бортовое оборудование иностранного производства.
     - На всех истребителях данного семейства стандартно установлено оборудование для дозаправки в воздухе, которая может осуществляться как от российских, так и от иностранных самолетов-танкеров. Кроме того, увеличен запас топлива во внутренних и подвесных топливных баках.
     Номенклатура вооружения включает широкий спектр управляемых ракет класса «воздух - воздух» - Р-73Э, РВВ-АЕ, Р-27ЭР/ЭТ, «воздух - поверхность» - Х-25МЛ/25МП, Х-29Т, Х-ЗШ/31А, Х-35У, неуправляемых ракет, бомбардировочное вооружение (включая корректируемые авиабомбы), а также встроенную пушку калибра 30 мм. По желанию заказчика самолеты могут быть адаптированы для применения образцов вооружения иностранного производства.
     Распределение обязанностей между летчиками на двухместных истребителях МиГ-29КУБ и МиГ-29М2 позволяет повысить эффективность боевого применения самолетов при выполнении задач по поиску и поражению наземных/надводных целей по сравнению с одноместными конкурентами. При этом сохраняются высокие характеристики истребителей по ведению воздушного боя.
     В настоящее время РСК «МиГ» ведет работу по выполнению контрактных обязательств на поставку МиГ-29К/КУБ для ВМС Индии.
     РСК «МиГ» также разработала комплексную систему модернизации самолета МиГ-29 до уровня МиГ-29СМТ. Система является гибкой и предлагает потенциальным клиентам выбрать именно тот набор улучшений характеристик самолета, который им действительно необходим. Комплекс модернизаций состоит из трех модулей.
     Наша справка. Первый модуль представляет собой модернизацию системы управления вооружением самолета (СУВ), превращающую МиГ-29 в многофункциональный истребитель. Устанавливается новая БРЛС «Жук-МЭ», обеспечивающая работу в режиме картографирования местности. Модернизация СУВ позволяет значительно увеличить номенклатуру применяемого управляемого и неуправляемого оружия класса «воздух - воздух» и «воздух - поверхность». При сохранении непревзойденных характеристик в воздушном бою МиГ-29 приобретает ударные функции, сравнимые с современными конкурентами иностранного производства.
     Второй модуль модернизации - увеличение запаса топлива во внутренних и подвесных баках, совершенствование топливной системы и установка системы дозаправки в воздухе, адаптированной по желанию заказчика под самолеты-заправщики российского или иностранного производства.
     Третий модуль подразумевает модернизацию бортового оборудования и установку многоканальной цифровой электродистанционной системы управления. Кабина пилота оснащается жидкокристаллическими цветными многофункциональными дисплеями, современным пилотажно-навигационным и связным оборудованием российского или зарубежного производства, включая систему спутниковой навигации, полностью соответствующим стандартам НАТО и 1C АО.
     В случае полной модернизации МиГ-29 до уровня МиГ-29СМТ заказчик получает самолет поколения «4+», близкий по характеристикам и составу оборудования к новейшему МиГ-29М и не уступающий, а во многом и превосходящий иностранных конкурентов, при надлежащей эксплуатации и обслуживании способный сохранять свою боевую эффективность в течение ближайших 20 лет. Причем РСК «МиГ» может провести комплекс модернизации на территории заказчика и его производственных мощностях.


     - Какие перспективы у учебно-тренировочного самолета нового поколения МиГ-АТ?

     - Этот самолет предназначен для базовой и основной подготовки летчиков, а также совершенствования их летного мастерства. МиГ-АТ создан в рамках программы кооперации с французскими компаниями Thales Avionics (авионика) и Snecma (двигатели). В настоящее время МиГ-AT успешно проходит завершающую стадию испытаний, реализуемую РСК «МиГ» совместно с Министерством обороны РФ. Выполнено более 1.000 испытательных полетов. Получено предварительное заключение о возможности серийного производства самолета и принятии его на эксплуатацию в летных училищах ВВС РФ.

     Наша справка.В МиГ-АТ удалось реализовать несколько принципиальных новшеств, делающих этот самолет уникальным в своем классе. На нем применена цифровая электродистанционная система управления, подобная той, что используется на МиГ-29М/М2, которая может быть легко перепрограммирована под управление самолетом любого современного типа. Это позволяет значительно сократить количество типов самолетов в парке ВВС и расходы на обучение летного состава.
     Двухдвигательная компоновка с возможностью выполнения всех фаз полета на одном работающем двигателе и уникальная система спасения экипажа на основе катапультных кресел К-93 класса V=0, H=0 значительно увеличивают уровень безопасности полета. Удобная эргономика кабины, расположение органов управления в соответствии с концепцией HOTAS, применение в качестве основных средств индикации больших цветных многофункциональных жидкокристаллических дисплеев и хорошие углы обзора как для курсанта, так и для инструктора делают процесс обучения более простым и комфортным. МиГ-АТ фактически устанавливает новые стандарты в своем классе самолетов.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства