на главную страницу

11 Июня 2004 года

Авиация России

Пятница

Во имя безопасности полетов

Конференции

Андрей ГАРАВСКИЙ. Фото автора.



     Проблемы и перспективы в области производства и разработки отечественных накопителей (регистраторов) полетных данных были обсуждены на представительной научно-практической конференции в курском ОАО «Прибор» и ОКБ «Авиаавтоматика».
     Это предприятие, состоящее из завода и конструкторского бюро, - лидер по разработке и производству «черных ящиков» в России. Поскольку сегодня их роль при испытаниях и эксплуатации авиатехники многократно возросла, на конференцию были приглашены представители ведущих разработчиков самолетов и вертолетов - РСК «МиГ», АХК «Сухой», ТАНТК им. Бериева, ОКБ Миля и Камова, фирм Туполева и Ильюшина, а также специалисты ВВС РФ и ГОСНИИАС и др.
     Среди многих проблем, стоящих сегодня перед разработчиками «черных ящиков», участники конференции выделили недостаточную согласованность между создателями накопителей и разработчиками из головных ОКБ. Также определенные трудности в их работу вносит часто встречающееся различие стандартов, интерфейсов и протоколов. Были затронуты и проблемы истребителя пятого поколения, создание накопителя полетных данных для которого должно идти при максимальной интеграции функций регистрации, диагностики и эксплуатационного контроля.
     Отдельной строкой прозвучала тема минимального госзаказа на предприятии. Как подчеркнул главный конструктор – первый заместитель генерального директора ОАО «Прибор», директор ОКБ «Авиаавтоматика» Владимир Тарасов (на снимке справа), сегодня доля государственного заказа составляет менее одного (!) процента. В таких условиях предприятие выживает только за счет экспортных поставок истребителей в Индию и Китай. Отечественные ВВС, к сожалению, пока не закупают новую авиатехнику. Впрочем, куряне не утратили связь с военным заказчиком. Ведутся совместные работы с 13-м ГосНИИ Минобороны РФ, обеспечивающим эксплуатацию истребителей в войсках. Госзаказ, возможно, увеличится, если начнутся запланированные поставки в российские ВВС учебно-тренировочных самолетов Як-130 и МиГ-АТ.
     Также, несмотря на недостаточное финансирование, ведутся работы по замене на МиГ-29 магнитофона, разработанного еще в СССР, в котором вся информация пишется на стальную ленту, новым твердотельным блоком.
     Особый интерес у участников конференции вызвала интегральная информационно-аналитическая система реального времени «Аист», обеспечивающая передачу информации о состоянии самолета и всех систем с «черного ящика» на землю в режиме реального времени. Уже позади ее испытания на истребителях Су-27 и Су-30.
     Очевидно, что будущее именно за такими комплексными системами, позволяющими избежать многих авиапроисшествий и катастроф, более качественно обучать летчиков и курсантов, решать множество других прикладных задач.
     Как отметил генеральный директор ОАО «Прибор» Александр Сапронов (на снимке слева), сегодня на предприятии также создан собственный защищенный модуль памяти ЗМП-К. Объем его памяти 256 Мбайт, он выдерживает ударные нагрузки до 3.400 g, сохраняет информацию при температуре 1.100 градусов в течение 30 минут. Оказавшись в морской воде, он не теряет своих качеств на глубине до 3 м в течение месяца, а на глубине 6.000 м - сутки.
     Кроме того, в Курске создан защищенный бортовой накопитель с дополнительной возможностью регистрации звуковой информации - ЗБН-Т, обеспечивающий прием, обработку, запись параметрической информации, а также запись речевой информации в защищенный модуль памяти от радиосредств летательного аппарата по двум каналам.
     Подводя итоги конференции, Александр Сапронов подчеркнул, что разработчикам бортовой авионики надо максимально унифицировать продукцию, работать на общих стандартах и протоколах, совместно решать возникающие перед ними научные и технические задачи. Только так мы сможем создавать современные «черные ящики» и обеспечить безопасность полетов российской военной и гражданской авиации.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства