на главную страницу

11 Июня 2004 года

Азимут

Пятница

Война экзаменовала первой

Пьедестал

Роман ДУРКАЧ, Роман ВЯЗИН.



     Среди курсантов Саратовского военного Краснознаменного института Внутренних войск МВД России есть те, кто не понаслышке знает, что такое война. Старший сержант Валерий Нечушкин, награжденный орденом Мужества, один из них.
     В детстве он всегда мечтал о военной службе. Готовил себя к этому, занимался спортом. В 1995-м призвали в армию. Попал служить в Самару, в 81-й мотострелковый полк. Два года пролетели быстро. За это время успел получить специальность механик-водитель БМП.
     Вернувшись в родную станицу, заскучал по армии. И... решил вернуться. Заключил контракт. Отправился со своим батальоном в Моздок.
     В августе 1999 года банды Басаева вторглись в Дагестан. Блокпост, на котором нес службу Валерий, сразу же был усилен. Спустя неделю ему пришлось пересесть на БМП. Вот и пригодилась профессия механика-водителя, полученная еще на срочной службе.
     Когда вместе с курским батальоном оперативного назначения входили в Грозный, на дворе была зима. Задача – как можно дальше проникнуть в глубь города и закрепиться на позициях. Батальон начал прорываться к центру Грозного. Завязался ожесточенный бой.
     Бойцы метр за метром пробивались вперед. Валерий получил приказ эвакуировать раненых. Бандиты сильно потрепали батальон. Раненых пришлось вывозить под их непрерывным автоматным и снайперским огнем.
     К концу суток батальону поставленную задачу решить не удалось. Поэтому на следующий день после артподготовки вновь устремились в тот же район. Впереди, на небольшом пустыре, стояла чудом уцелевшая двухэтажка. Подвалы здания были хорошо укреплены, и боевики превратили дом в огневую точку. Несмотря на непрерывный шквал огня, некоторым бойцам удалось вплотную подойти к зданию. Но «почти», как говорят не считается. Пришлось залечь. Нечушкин услышал, как ротный, ругаясь, требовал по рации помощи: «У нас «трехсотые», нужно срочно вытаскивать!»
     Эту миссию предстояло выполнить экипажу Валерия. Выгнав свою БМП на середину пустыря, направился в сторону двухэтажки. Пока наводчик обрабатывал дом из пушки и пулемета, удалось подобрать раненого. После, забрав еще одного, направились к своим. Где-то через полтора часа в эфир вышел командир соседней роты: «У нас «трехсотый» и «двухсотый». БМП под командованием Нечушкина выскочила из укрытия на улицу. Буквально с сотни метров по машине выстрелили из гранатомета. Граната, слегка задев башню, взорвалась в двух-трех метрах выше. Моментально сориентировавшись, наводчик обрушил на стоявший поодаль дом пулеметные очереди. Выскочившему оттуда боевику, убежать не удалось.
     Свернули в соседний проулок. Здесь наступали бойцы нижнетагильского ОМОНа, за ними шли подразделения Внутренних войск и местные ополченцы. Боевики между тем позиции сдавать не собирались. Вели мощный перекрестный огонь.
     Медлить было нельзя, необходимо вытаскивать ребят из огневого мешка. Пустив на ходу несколько очередей вдоль переулка, БМП дала возможность им под прикрытием огня переползти в укрытие. Теперь нужно было уходить. Выехав на улицу, машина вновь попала под обстрел. Валерий словно слился со своей «бэхой». Ему все-таки удалось вырваться.
     А вот на следующее утро… Граната попала точно в БМП. Этот момент Валерию помнится смутно. После взрыва в голове раздался сильный звон, будто обрушилось стеклянное окно. Через несколько секунд, когда он открыл глаза, уши заложило так, что ничего не было слышно. Машина не подавала признаков жизни. Когда, окончательно придя в себя, Валерий вылез из БМП и осмотрел ее, то понял, что делать здесь нечего: баки текут, десантный отсек разворочен… Забрав автомат, пару магазинов, несколько гранат и ракетницу, направился к ближайшим руинам. В голове билась одна мысль: «Если окружат, живым не дамся». За горящей бронемашиной заметил убитого омоновца, рядом валялась пробитая снайперской пулей «сфера» – каска. Буквально в нескольких шагах лежал раненый замкомвзвода. Невдалеке прогремел взрыв, затем еще один. Подхватив раненого, рванул к ближайшему зданию. Пробираясь к своим, даже не заметил, как тоже получил ранение. Осколочное.
     …Ему вкололи промедол и оказали первую медицинскую помощь. Валерий хотел остаться здесь, на передовой, но ротный приказал ехать в госпиталь. Вскоре парня отправили во Владикавказ, там он узнал, что врачам так и не удалось спасти жизнь тому замкомвзвода, которого он вытащил из огневого ада. А у самого Валерия на память о штурме Грозного осталась пара осколков, извлеченных из его тела.
     После госпиталя он вернулся в полк. Там и решил поступать в военный институт. С лета 2000-го он – курсант.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства