на главную страницу

17 Июня 2004 года

Тема номера

Четверг

Пора выстроить приоритеты

Подготовил Роман СТРЕШНЕВ.



18 июня в Астане на уровне глав государств пройдет сессия Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), на которой планируется принять пакет документов, направленный на повышение эффективности работы этой организации. Накануне события в нашей редакции побывал Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, где он встретился с творческим коллективом «Красной звезды» и ответил на вопросы военных журналистов.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Николай Бордюжа родился 20 октября 1949 г. в Орле. В 1972 г. окончил Пермское командно-инженерное училище, после чего проходил службу в РВСН, а затем КГБ СССР, Федеральном агентстве правительственной связи России. С 1992 по 1994 г. - заместитель командующего Пограничными войсками РФ. С 1994 по 1998 г. - заместитель директора Федеральной пограничной службы РФ, директор ФПС РФ. В сентябре 1998 г. назначен секретарем Совета Безопасности России. С декабря 1998 г. - руководитель Администрации президента с сохранением поста секретаря СБ РФ. В 1999 г. - председатель Государственного таможенного комитета РФ. 22 декабря 1999 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Королевстве Дания. 28 апреля 2003 года на сессии Совета коллективной безопасности назначен Генеральным секретарем ОДКБ.
     


     - Николай Николаевич, чем сегодня живет Организация Договора о коллективной безопасности?

     - Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотелось бы подчеркнуть, что я впервые в редакции газеты «Красная звезда», хотя всегда поддерживал отношения с вашей газетой. Считаю, что это очень важное и нужное издание как с точки зрения освещения событий в Вооруженных Силах, силовых структурах, так и с позиций патриотического воспитания россиян. У газеты очень богатая история, традиции, высокий авторитет не только в России, но и за рубежом.
     Что же касается ОДКБ, то решение о создании Организации принято год назад. В ее рамках сформированы уставные органы ОДКБ, у каждого из которых своя функция, своя задача. Мы сегодня активно работаем по трем основным направлениям. Первое – это внешнеполитическая деятельность. Здесь главная задача состоит в координации позиций государств по глобальным региональным проблемам безопасности. Данная схема взаимодействия не нова и достаточно эффективна. Ею пользуются многие международные структуры. Например, Евросоюз, где мнения по какой-либо проблеме сначала согласовываются, затем вырабатывается общая точка зрения, о которой во всеуслышание заявляют. При этом другие государства и международные организации вынуждены считаться с данной позицией. Примерно такая же практика внешнеполитической деятельности используется и в рамках ОДКБ. По всем глобальным и региональным проблемам мы пытаемся согласовывать, вырабатывать общие взгляды и подходы. Очень важное значение в работе ОДКБ мы придаем контактам с международными организациями, которые специализируются на проблемах безопасности. Например, активно взаимодействуем с СНГ, ШОС, контртеррористическим комитетом СБ ООН, управлением ООН по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, другими структурами. С ОБСЕ даже выходим на совместные международные программы в области безопасности.
     





Есть угрозы...






     Второе очень важное направление, которое, на мой взгляд, будет играть все большую роль, – это противодействие вызовам и угрозам. В первую очередь речь идет о координации в рамках ОДКБ совместных усилий по противодействию религиозному экстремизму, терроризму, наркотрафику, незаконной миграции, организованной преступности. Здесь мы пытаемся координировать деятельность специальных структур, правоохранительных органов, а также создать соответствующие правовые условия для их успешной совместной деятельности.
     Третье направление – военная составляющая. Оно, пожалуй, самое сложное, потому что содержит достаточно много серьезных вопросов. Прежде всего речь идет о формировании и совершенствовании деятельности группировок войск: российско-белорусской - на западном направлении, российско-армянской - в Закавказье, а также Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона. В военной области недавно мы отработали важный документ «О направлениях коалиционного военного строительства до 2010 года», в рамках которого предполагается создание еще ряда региональных группировок, выход на совместные интеграционные системы, а также намечены шаги, которые кардинально изменят военную составляющую ОДКБ.
     Вместе с тем в рамках организации существует и ряд серьезных проблем. Я бы их разделил на два блока. Первый - проблемы политического характера. Дело в том, что некоторая пассивность России, которую мы отмечали в течение всех 90-х годов в отношении со своими соседями, привела к определенному дрейфу в политике этих государств в сторону Запада и в первую очередь США. Зачастую из-за такого подхода нам очень сложно согласовать некоторые жизненно важные вопросы.
     Второй блок проблем касается всего Содружества в целом и заключается в том, что политические курсы многих государств существенно разошлись. Сейчас надо определиться, по каким направлениям будет развиваться сотрудничество в рамках СНГ.
     Тем не менее хочу подчеркнуть, что в рамках ОДКБ сохранилось главное - добрая воля и политическое решение президентов, которые говорят, что искренне готовы следовать в фарватере общих интересов и России. Сегодня, когда в организации пошли определенные интеграционные процессы, интерес к ней существенно возрос, в том числе и со стороны НАТО. При этом у некоторых мировых держав данные шаги вызывают настороженность. Более того, порой мы чувствуем противодействие с их стороны. А это значит, что дела у Организации идут непросто, но в целом продвигаются вперед.

     - 18 июня в Астане на уровне глав государств пройдет сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Какие вопросы будут обсуждать президенты, и планируется ли подписание каких-либо документов?

     - Мы закладываем достаточно много вопросов на эту сессию, причем большинство из них основополагающего плана. В их числе и основные направления коалиционного военного строительства до 2010 года.

     


     
НАША СПРАВКА

     Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 года сроком на 5 лет с последующим продлением. 7 октября 2002 года в Кишиневе президенты государств - участников ДКБ подписали Устав Организации Договора о коллективной безопасности и Соглашение о ее правовом статусе. В доктринальном плане ОДКБ выражает сугубо оборонительную направленность военной политики государств-членов на основе приоритета политических средств по предотвращению и ликвидации военных конфликтов. Организация открыта для присоединения к ней других государств, разделяющих цели и принципы ее членов. На данный момент в организацию входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Отдельным государствам или международным организациям предоставляется статус наблюдателя при ОДКБ.
     Главным руководящим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств - членов организации. Консультативно-исполнительные органы ОДКБ – Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Постоянно действующими органами являются Секретариат, который осуществляет организационное, информационно-аналитическое и консультационное обеспечение деятельности организации, и Объединенный штаб ОДКБ. В период между сессиями СКБ вопросами координации, взаимодействия в реализации принятых решений занимается Постоянный совет полномочных представителей, которые назначаются от каждого государства ОДКБ. Организация зарегистрирована в ООН.


     


     В предлагаемом документе должно быть определено, к чему мы стремимся в военной области – к объединенным вооруженным силам или коалиционным силам, как надо действовать в особый период в случае вооруженных конфликтов - взаимосвязанно или автономно? Планируется также рассмотреть соглашения об оперативном оборудовании территорий и совместном использовании объектов военной инфрастуктуры на особый период, о взаимной защите сведений, составляющих государственную военную тайну, и ряд других.
     Активно будут обсуждаться и приоритетные направления работы ОДКБ на год, по которым президенты выработают определенные политические установки, директивные указания.
     Пора определить место и роль ОДКБ в системе международной безопасности, а также принять политическое решение о взаимодействии, например с НАТО. Так, мы предлагаем выйти на взаимоотношения с Североатлантическим альянсом в формате организация на организацию. Хотя страны НАТО по большому счету больше уделяют внимания двустороннему сотрудничеству с постсоветскими государствами. Официальных контактов с Брюсселем мы не устанавливали и устанавливать не можем до тех пор, пока соответствующее политическое решение не будет принято на уровне Совета коллективной безопасности.
     На сессии СКБ будут обсуждены вопросы деятельности КСБР, совместной подготовки военных кадров, а также финансирование деятельности ОДКБ. Планируется также обсудить концепцию формирования миротворческого потенциала в рамках организации. Мы предполагаем, что данный потенциал, если он будет создан, может использоваться либо в зоне действия ОДКБ, либо с санкции Организации Объединенных Наций в зоне действия СНГ, либо в глобальном масштабе при обращении ООН и по решению СКБ. Помимо этого в ходе сессии в Астане главы государств - членов ОДКБ обменяются мнениями по вопросам региональной и международной безопасности, обсудят военно-политическую обстановку в зоне ответственности организации и актуальные проблемы мировой и региональной политики. В работе СКБ примут участие министры иностранных дел и обороны, секретари Советов безопасности, приглашены также представители ряда межгосударственных органов СНГ.
     В целом же главы государств - членов ОДКБ рассмотрят более десятка документов.
     





...есть и заслон





     - Как известно, с 1 января 2004 года начал работу Объединенный штаб государств - членов ОДКБ. Не дублирует ли он функции Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) СНГ?

     - По моему личному мнению, в нынешних условиях ШКВС СНГ является не координирующим органом, а скорее служит военно-политическому взаимодействию. Конечно, в рамках Содружества необходимо сотрудничать на уровне военных ведомств, но вот говорить о какой-либо интеграции, координации, переходе на единые военные стандарты становится все более затруднительно. Ведь всем хорошо известно, что, например, Грузия выстраивается под стандарты НАТО. То же самое можно сказать и о некоторых других странах СНГ, которые сориентировались на совершенно иную схему дальнейшей деятельности, развития и представлены в ШКВС лишь номинально. Анализ всех документов, подписанных в рамках Содружества и касающихся военного взаимодействия, свидетельствует, что достигнутые договоренности реально выполняются в основном государствами - членами ОДКБ. Эти же страны готовы к дальнейшему диалогу и практической военной координации и интеграции. Опять же подчеркну: по моему личному мнению, работу ШКВС СНГ надо трансформировать и выстраивать исходя из военно-политического формата работы, но не интеграционного. В этой связи сотрудничество по военной и военно-технической линии в рамках ОДКБ было активизировано. Например, большим практическим шагом здесь стало достижение договоренностей о закупках странами ОДКБ оружия по внутренним ценам страны-производителя. При этом унификация законодательства проводится не только по линии ВТС, но и в сфере безопасности в целом.

     - Какова роль России на постсоветском пространстве и как выглядит позиция организации на присутствие в зоне действия ОДКБ баз НАТО?

     - Что касается постсоветского пространства и роли России, то мне кажется, что в начале 90-х годах мы испытывали некую эйфорию от того, что вот наконец-то мы пошли в Европу. Однако оказалось, что нас не ждут ни в Европе, ни в США. И вот сейчас наступает отрезвление, приходит осознание того, что пора вспомнить и о своих ближайших соседях, которых мы позабыли. Огромный толчок этому процессу был дан с приходом к власти нынешнего Президента России Владимира Путина. Однако, как ни странно, огромная часть российской политической элиты до сих пор ориентируется на Запад, не видя белорусов, армян, таджиков, киргизов, молдаван, других наших ближайших соседей. Это надо исправлять, ведь у нас - бывших граждан единой страны - очень много общего.
     По присутствию баз НАТО на территории некоторых государств -членов ОДКБ позиция как России, так и других стран организации озвучена. Базы созданы в соответствии с мандатом ООН и с согласия тех государств, где они находятся, лишь на время проведения антитеррористической операции в Афганистане. И пока данные условия не нарушаются, все идет в русле международного права.

     - Как вы оцениваете результаты прошедшего в апреле медиафорума «СМИ против терроризма и наркоугрозы», главным организатором которого стал Секретариат ОДКБ?

     Медиафорум мы планировали как акцию по включению прессы в борьбу с террором и наркотиками. В итоге был поднят не только громадный пласт проблем, но и получено множество практических предложений по их решению, которые сегодня можно положить за основу нового направления в работе ОДКБ по совместному информационному противодействию терроризму и наркотикам. Поэтому мы оцениваем медиафорум положительно и планируем, что работа в данном направлении будет продолжена.

     - И последнее. Наркоугроза - одна из важнейших проблем международной безопасности, в том числе и в зоне действия ОДКБ. Планируется ли проведение в рамках организации масштабных совместных спецопераций для локализации наркотрафика по типу прошлогодней операции «Канал»?

     - Операция «Канал-2003» проводилась впервые. В ней участв т овали спецслужбы и правоохранительные органы шести государств. По большому счету нас интересовало не столько количество изъятых наркотиков, сколько возможность оценить возможность и степень взаимодействия в этой сфере. Оказалось, что мы уже с трудом можем полноценно работать совместно, утрачена возможность координировать шаги в одном направлении в рамках нескольких государств. Тем самым назрела необходимость восстанавливать утраченные связи. Кое-что нам удалось сделать в ходе операции «Канал». В перспективе мы планируем проводить подобные мероприятия на регулярной основе, повышая уровень взаимодействия. Этому, несомненно, будет способствовать и то, что недавно было принято решение о создании координационного совета в рамках ОДКБ из руководителей антинаркотических структур государств - членов организации.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства