на главную страницу

17 Июня 2004 года

Юбилей

Четверг

Фронт без линии фронта

Полковник в отставке Владимир ЖУКОВ.



     Закончилась война, но в западных областях Украины, Белоруссии, в Прибалтике по-прежнему гремели выстрелы и взрывы, лилась кровь. Недобитые бандеровцы, оуновцы, «лесные братья» продолжали подрывную деятельность, терроризировали местных жителей, убивали партийных и советских руководителей.
     Сломить вооруженное сопротивление бандитов, помочь органам власти восстановить мирную жизнь в тревожных районах - на это были нацелены сотрудники госбезопасности, военнослужащие Внутренних войск, в том числе и дзержинцы, действовавшие на незримом фронте.
     ...Это было в Литве весной 1948 года. Прибывший в республику из Москвы 1-й мотострелковый Краснознаменный полк дивизии имени Ф.Э. Дзержинского под командованием полковника Виктора Даниловича Бровкина выполнял боевые задачи по борьбе с националистическим подпольем в нескольких районах, где свирепствовали бандиты. В одном из них дислоцировался 1-й батальон во главе с майором Владимиром Тимофеевичем Огрызко.
     В этом районе орудовало несколько банд «лесных братьев» из так называемой бригады полковника Казимирявичуса. Одна банда действовала с особой дерзостью. Неоднократно совершая насилие над местными жителями, она все время безнаказанно уходила от преследования и предположительно укрывалась в небольшом лесном массиве.
     Для поиска и ликвидации банды был выделен наш 1-й батальон, усиленный несколькими подразделениями полка, в том числе, помню, минометной ротой без матчасти под командованием старшего лейтенанта Василия Каракаптана. Операцией руководил комбат.
     Ранним майским утром, когда плотный туман еще стоял над речкой и в низинах, подразделения батальона и приданные силы блокировали участок леса, где, по нашим данным, находился бандитский схрон. Поиск приказано было вести моей 2-й роте. В установленное время поисковая группа углубилась в еще не высохший от росы лес. Двигаясь за идущими цепью солдатами, тщательно осматривающими и проверяющими щупами подозрительные места, я постоянно поддерживал связь с командирами взводов, комбатом и группой блокирования. Примерно через час услышал на правом фланге глухой звук, похожий на выстрел. Вслед за ним ясно послышались команды: «Стой! Ложись!» Затем звук дважды повторился. И тут же по рации командир взвода лейтенант Василий Винник сообщил: «Обнаружена банда».
     Когда я с резервом подбежал к тому месту, откуда доносились выстрелы, взводный доложил, что рядовой Ашот Аракелян, осматривая местность, обратил внимание на куст с завядшими листьями. Бдительный солдат с силой потянул его на себя, и в это время из-под земли прозвучал выстрел. Пуля перебила тоненькую березку около Аракеляна. Едва боец успел отпрыгнуть в сторону, как прозвучал второй выстрел, затем еще и еще. Крикнув «Схрон!», Аракелян быстро залег и изготовился к стрельбе. Подоспевший лейтенант Винник принял решение блокировать участок местности, где обнаружено убежище бандитов.
     Как только бойцы окружили это место, вновь раздались выстрелы. Во избежание потерь я приказал поисковой группе остановиться, вести наблюдение и быть в готовности к отражению нападения.
     Мы долго не могли вскрыть схрон. Не помогли ни автоматные очереди по крышке люка, ни гранаты. Тогда я предложил использовать металлическую кошку, укрепленную на длинном березовом шесте. По приказу прибывшего майора Огрызко солдаты раздобыли ее на ближайшем хуторе и с ее помощью откупорили убежище «лесных братьев». Наученные опытом, в последующем при проведении аналогичных операций мы всегда имели при себе такие кошки с веревками и толовые шашки.
     В ответ на предложение сдаться и по одному без оружия выходить из норы прогремели четыре выстрела. После мы услышали глухой стон. Стрельба прекратилась.
     Расширив лаз, еще раз предложили сложить оружие. Тишина...
     С разрешения комбата я приказал инструктору розыскной собаки направить своего питомца в убежище. Через несколько секунд мы услышали собачье рычание и усиливавшийся стон.
     По моей команде в схрон спустился инструктор. Не прошло и минуты, как из люка выскочил пес, а следом поднялся боец, который доложил, что в убежище четыре убитых и один тяжело раненный в голову бандит.
     Раненому была оказана медицинская помощь. Позже он показал, что после очередной акции они с главарем отдыхали, а у входа в схрон дежурил часовой. Люк замаскировали деревянным ящиком с землей, в которую был посажен куст. Видимо, земля была не очень влажная, куст начал засыхать. Это и вызвало подозрение у рядового Аракеляна. Когда солдат начал поднимать ящик, дежуривший бандит из-под люка открыл огонь. Потом он был убит осколком нашей гранаты, попавшей в пролом. Тогда главарь, подозвав к себе оставшихся «братьев», методически в затылок расстрелял их. И застрелился сам. «Нашему» бандиту повезло, отделался тяжелым ранением - рука у главаря дрогнула. Повезло и нам: раненый сообщил данные о местонахождении других убежищ.
     Рядового Ашота Аракеляна начальник Внутренних войск наградил именными наручными часами.
     Это был лишь один эпизод из множества других, связанных с борьбой с бандитским подпольем в Прибалтике и в Западной Украине, в которой принимали участие солдаты и офицеры дивизии имени Дзержинского.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства