на главную страницу

19 Июня 2004 года

События. Комментарии

Суббота

Бюджет нуждается в доводке

Так считают не только военные

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



     Как уже сообщала «Красная звезда», Правительство РФ на заседании в четверг приняло за основу основные параметры федерального бюджета на 2005 год.

     Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, подводя итоги обсуждения, указал на важность сохранения макроэкономических параметров, которые легли в основу бюджета, поскольку их изменение сопряжено с существенными рисками. «Не надо создавать какую-то неуверенность, неопределенность. Надо брать за основу», - сказал глава правительства. Он также отметил отсутствие четких представлений по учету озабоченностей и проблем, существующих в регионах. Фрадков предложил собраться у него членам правительства вместе с региональными лидерами, чтобы решить остающиеся вопросы. «Надо расширить узкие места, чтобы как на дрожжах пошла экономика», - отметил премьер. В этом контексте важно не ошибиться в направлении расходования бюджетных средств, сказал он.

     Между тем Минэкономразвития РФ предлагает всем министерствам в течение 20 дней представить свои предложения для корректировки основных параметров федерального бюджета на 2005 год. «Мы пока не можем предложить просчитанные, понятные, подтвержденные сроками окупаемости проекты Министерству финансов с точки зрения вложения денег», - сказал глава Минэкономразвития Герман Греф. «Все, что можно, мы постараемся включить в уже утвержденные параметры», - сказал он. Однако Греф не исключил, что некоторые предложения «будут выходить за рамки утвержденных параметров».

     В свою очередь министр финансов РФ Алексей Кудрин подчеркнул, что проектировки бюджета-2005 базируются на макроэкономическом прогнозе, разработанном Минэкономразвития. «Все параметры увязаны», - подчеркнул он. Отвечая на замечания Грефа, Кудрин отметил, что «открытых дверей для обсуждения не осталось». «Если мы будем менять параметры, мы будем менять прогноз в худшую сторону», - подчеркнул он.

     Вместе с тем «можно уточнить некоторые позиции, и это будет сделано в середине июля», сказал Кудрин. В том числе, подчеркнул глава Минфина, до 10 июля должны быть приняты решения по всем федеральным целевым программам, бюджетное финансирование которых будет продолжено в следующем году.

     Рекордное по продолжительности заседание правительства (оно длилось шесть с половиной часов) ознаменовалось еще двумя событиями. Первое касается военной составляющей проекта бюджета-2005. Военные эксперты считают недостаточными и просят уточнить объемы финансирования национальной обороны и безопасности в проекте федерального бюджета на 2005 год. По их мнению, анализ представленных Минфином материалов не дает оснований ожидать наращивания усилия по обеспечению национальной обороны и выводу Вооруженных Сил из кризиса.

     Как отмечают специалисты, несмотря на то, что расходы на оборону увеличиваются в проектировках бюджета-2005 более чем на 83 млрд. рублей, прирост этот обусловлен только структурными изменениями в бюджетной сфере и бюджетном планировании, а в количественном плане еще требуется анализ. Они считают также важным обратить внимание на финансирование государственных программ вооружений, объемов индексации материальных затрат и обеспечить прозрачную замену льгот военнослужащим на денежные компенсации.

     На заседании Минфину было предложено рассчитывать финансирование исходя не из плановой инфляции, а из реального роста цен. Это требование выглядит обоснованным, если учитывать, что хотя в 2004 году инфляция запланирована на уровне 10 процентов, по факту рост тарифов на пассажирские перевозки составит 18 процентов, на грузовые - 12, на бензин рост цен составит 16, а на дизельное топливо – 13 процентов. Именно поэтому военные и предлагают осуществить расчеты на 2005 год с учетом реалий, а не кабинетных расчетов.

     Напомним, что согласно материалам Минфина, представленным в правительство вместе с основными параметрами федерального бюджета на 2005 год, расходы на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность в 2005 году в целом планируются на уровне около 31 процента от общей суммы расходов федерального бюджета следующего года. При этом расходы на оборону в 2005 году возрастут по сравнению с текущим годом на 19,2 процента и составят 519,464 млрд. рублей. Согласится ли главное финансовое ведомство страны пересмотреть эти показатели в сторону увеличения, покажет время…
     

     КСТАТИ
     Премьер-министр России Михаил Фрадков утвердил положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. В числе полномочий службы - контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ; требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
     В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета.

     

     Знаковым стало и заявление министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. По его мнению, которое он высказал журналистам уже после заседания кабинета министров, динамика роста экономики России в 2004 и 2005 году не позволяет выйти на удвоение ВВП к 2010 году (следует отметить, что такая задача была поставлена в ежегодном послании президента Федеральному Собранию). Он также сообщил, что правительство снизило прогноз социально-экономического развития России на 2005 год с 6,2 до 5,9 процента.

     Говоря о возможности удвоения ВВП, Греф сказал, что это возможно лишь «при складывании трех составляющих». Первое - это благоприятная внешняя конъюнктура, второе - активное проведение структурных реформ, и третье - активная политика России на разрешение «проблемных мест», которые Греф назвал «тромбами» российской экономики.

     Несколько раз в ходе заседания упоминалась и тема замены льгот денежными компенсациями, которые, как заверил Минфин, учтены в проекте главного финансового документа страны. Вчера по этому поводу высказался и Президент России Владимир Путин. Он считает, что «существующая система льгот является несправедливой» и «лучше, конечно, давать деньги». В то же время, по его словам, «правительство не должно ограничиваться только теми мерами, которые оно объявило, и должно разрабатывать дополнительные меры поддержки для некоторых категорий граждан, которые в них нуждаются».

     Глава государства подчеркнул, что «льготы ни у кого не отнимают, их предлагают заменить выплатами». Он пояснил, что такая система льгот была оправдана в советское время. «Но сегодня, когда есть деньги и купить можно все, ситуация меняется», - отметил президент. Кроме того, зачастую возникает ситуация перекрестного субсидирования, когда предоставители льгот, например железнодорожный транспорт, не могут подсчитать убытки от их предоставления и вынуждены закладывать эти суммы в стоимость предоставления услуг, что соответственно сказывается на стоимости товаров для тех, кто этими услугами пользуется. «Мы страдаем сразу по нескольким направлениям, поэтому лучше, конечно, давать деньги», - заявил Владимир Путин.

     По его словам, вопросы, которые возникают у россиян, лежат скорее в психологической сфере. Людей часто обманывали, и они не верят, что государство выполнит свои общения, сказал Президент РФ.

     То, что люди не верят, подтверждают и данные социологических исследований. Так, по данным фонда «Общественное мнение», только за последнюю неделю число респондентов, у которых планы правительства по переводу льгот в денежную форму вызывают опасения, страхи, негативное отношение, увеличилось с 44 до 47 процентов. Кроме того, как показывают результаты исследований, растет - и значительно быстрее - доля тех, кому доводилось слышать от окружающих негативные отзывы о замене льгот выплатами чаще, чем позитивные. Так что правительству еще предстоит нелегкая борьба с фобиями собственных граждан, привыкших не ждать улучшения от социальных реформ…

     Окончательный согласованный проект федерального бюджета-2005 будет внесен в Правительство РФ 12 августа. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, примерно 19 августа документ будет рассмотрен на заседании правительства, а 26 августа проект бюджета должен поступить в Госдуму.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства