Перейти на главную страницу

19 Июня 2004 года

Азимут

Суббота




Как первая любовь

    Учебные мили

    Чувства, которые испытывают многие старшие офицеры и адмиралы Российского флота к учебным кораблям, сравнимы с первой любовью. Еще будучи курсантами военно-морских учебных заведений, именно на этих, построенных на верфях когда-то социалистической Польши «боевых единицах» они впервые испытали себя океанской волной, прошли проверку на прочность дальним походом. После таких плаваний будущему офицеру окончательно становилось ясно - ту ли дорогу в жизни выбрал, готов ли морально и физически к службе на флоте. И у тех, кто оставался верен выбранному пути даже спустя многие годы, тот первый поход, как первая любовь, в памяти навсегда.
    Сегодня у Российс кого ВМФ в строю только два учебных корабля: «Смольный» и «Перекоп». Возраст каждого солидный - приближается к тридцатилетию. На двоих - около сотни дальних походов, более 50 посещений иностранных портов. И тем, и другим в общей сложности пройдено свыше 400 тысяч миль, на борту и в учебных классах каждого побывали не менее 10 тысяч курсантов.
    Как подчеркивали в беседе с дежурным по «Азимуту» в Направлении военного образования ВМФ, делается все возможное для сохранения этих кораблей, чтобы еще как минимум десяток лет у них была активная, насыщенная плаваниями жизнь. И это не пустые слова. До конца этого года завершится текущий ремонт на «Перекопе». Сейчас корабль находится на одном из судоремонтных заводов Кронштадта. И уже в следующем году он наверняка совершит несколько походов с будущими флотскими офицерами. Возможно, зайдет и в иностранные порты.
    Несколько лет назад был ремонт и на «Смольном». Причем не где-нибудь, а в Германии. Там были обновлены многие установки и механизмы. На корабле появилась уникальная аппаратура. Например, глобальная система безопасности мореплавания, пришедшая на смену штурманскому оборудованию старого поколения. Установлены электронные навигационные системы, в которых заложены последние разработки электронных навигационных карт. Определение места корабля осуществляется по разработанным на уровне мировых стандартов спутниковым системам каждую секунду с точностью 5-10 метров. Благодаря этому значительно повышается навигационная безопасность плавания, упрощается работа штурмана и командира.
    8 июня «Смольный» отправился в очередной поход по Балтийскому морю. В течение этого лета практику на его борту пройдут в общей сложности 1.200 курсантов военно-морских институтов, нахимовцев и кадетов Санкт-Петербурга. У ребят будет возможность приобщиться к истории флота, принять участие в проведении ритуалов отдания воинских почестей, ведь маршруты переходов богаты местами героических подвигов русских моряков. А самое главное - узнать, что такое крутая морская волна...
    

На снимке: в море - учебный корабль «Смольный».

К нам идут романтики...


    В прошлом году Тихоокеанский военно-морской институт (ТОВМИ) имени адмирала С.О. Макарова, что во Владивостоке, был признан лучшим вузом ВМФ. Среди его выпускников много известных ученых, адмиралов и генералов. О том, чем живет это учебное заведение сегодня, рассказывает гость «Азимута» начальник ТОВМИ вице-адмирал Евгений ЛИТВИНЕНКО.

    - Евгений Яковлевич, в чем уникальность вашего вуза? Каких специалистов вы готовите?

    - У нас самый высокий среди всех военно-морских вузов страны средний балл успеваемости среди курсантов. Плюс к этому хорошие показатели в научной, учебно-методической и воспитательной работе. К примеру, процент отчислений из института по недисциплинированности, неуспеваемости и нежеланию учиться самый низкий среди военно-морских вузов.
    Серьезным экзаменом для коллектива была прошлогодняя контрольная проверка института начальником Генерального штаба ВС РФ генералом армии Анатолием Квашниным. Выдержали мы ее достойно. Начальник Генштаба дал хорошую оценку и бытовому устройству курсантов, и условиям, в которых они обучаются.
    Организационно институт состоит из факультетов, школы техников и кафедр. Подготовка офицеров флота осуществляется по специальностям: кораблевождение и эксплуатация технических средств навигации, применение и эксплуатация радиотехнических средств надводных кораблей, подводных лодок, гидроакустических средств, противолодочного, ракетного и торпедного вооружения ПЛ, противолодочного вооружения НК, корабельных средств связи, эксплуатация противолодочных комплексов морской авиации, радиоэлектронного оборудования крылатых ракет и самолетов морской авиации, береговых ракетных комплексов и артиллерии.

    - А что можно сказать о профессорско-преподавательском составе института?

    - Люди у нас уникальные. Вот, например, начальник кафедры ракетно-артиллерийских войск полковник Александр Аксенов. Силами личного состава кафедры «реанимированы» комплексы по подготовке ракетного оружия. За последние два года от служб и управлений Тихоокеанского флота в институт поступили три тренажерных комплекса. Силами преподавателей капитанов 2 ранга Виктора Линника и Сергея Черноиванова, капитана 1 ранга запаса Сергея Максименко и других эта техника доработана и введена в эксплуатацию. Примечательно, что на этих тренажерах ныне обучаются не только курсанты, но и флотские экипажи во время сборов в институте.
    Сейчас у нас работают и преподают 13 докторов наук и 21 профессор. Всего среди преподавателей - 147 ученых. Появились уже и члены-корреспонденты, и действительные члены научных академий. Это полковник Александр Карпачев, гражданские преподаватели Сергей Балабаев, Виктория Колдаева, Валентин Осуховский, Наталья Прошьянц.
    Большой вклад в подъем уровня научных исследований вносят ежегодные научно-технические конференции, в которых участвуют представители различных городов и республик. Кроме того, дважды за последние четыре года совместно с географическим обществом Владивостока были проведены макаровские чтения.
    На базе института проводятся конференции по судовой радиоэлектронике, получившие статус международных. Помимо этого, институтом налажен выпуск целевых сборников по разработке и эксплуатации вооружения и техники, проблемам человеческого фактора в сложных технических системах ВМФ, гуманитарным и социально-экономическим аспектам обучения и воспитания кадров ВМФ. Намечаем организовать выпуск подобного сборника и по проблемам истории и развития военно-морского искусства.

    - Чтобы стать хорошим флотским офицером, нужно не понаслышке знать о том, что такое крутая морская волна, настоящий шторм. Как у ваших курсантов с практикой?

    - Материальная база для организации практики курсантов, к сожалению, не удовлетворяет нашим потребностям. Так, мы остро нуждаемся в учебном корабле. Требуется укомплектовать дивизион учебных катеров института малыми катерами. Назрела необходимость расширить учебно-тренажерную базу для отработки элементов жизнедеятельности корабля, связанных с борьбой за живучесть и применением оружия, спасения корабля и экипажа, расчета исходных данных для принятия решений. Надо дооборудовать современной авиационной техникой и летательными аппаратами базу нашего учебного аэродрома.
    Конечно, мы не сидим сложа руки, а стараемся найти выход из создавшейся ситуации. Размещаем курсантов на корабли, выполняющие задачи боевой подготовки и участвующие в официальных визитах. Как и в предыдущие годы, курсанты пятых курсов проходят практику и стажировку на кораблях и в частях ТОФ, других воинских формирований Дальневосточного региона.
    39 наших курсантов участвовали в походе в Республику Корея на крейсере «Варяг». В море свободного времени у них было немного. Начальник кафедры кораблевождения капитан 1 ранга Юрий Гилев организовал программу практики так, чтобы с максимальной пользой использовать нахождение на корабле. Будущие офицеры несли штурманскую вахту и вели прокладку, были дублерами вахтенного офицера БИП, с ними проводились занятия в гиропосту и по мореходной астрономии на вертолетной площадке.
    Офицеры флота всегда были элитой в нашей стране. Большинство из тех, кто поступает в институт, - настоящие романтики флотской службы. В них я уверен - они будут служить России верой и правдой. И если вы хотите посвятить свою жизнь флоту, стать военным моряком, двери нашего вуза для вас всегда открыты.
 ||  Николай ЛИТКОВЕЦ, «Красная звезда». Фото Виталия АНЬКОВА.



Плох тот курсант, который не мечтает...

    Анкета

    Владивосток далеко, но город этот, как говорил в свое время один известный политик, «нашенский». И есть здесь высшее учебное заведение, в котором учатся будущие офицеры России. Участники сегодняшнего опроса - курсанты Тихоокеанского военно-морского института (ТОВМИ), те, кто решил посвятить свою жизнь флоту и кого наверняка ждут дальние океанские походы. Наш корреспондент Николай Литковец задал им следующие вопросы:
    1. Почему я выбрал ТОВМИ?
    2. Как я изменился за годы учебы?
    3. Если бы я был министром обороны...
    4. Наиболее яркое событие в курсантской жизни.
    И вот какие ответы получил.


    Старшина 2-й статьи Денис Якимов - курсант 1-го курса минно-торпедного факультета:
    1. Свой путь в офицеры я начал еще в Нахимовском военно-морском училище. Цель моей военной карьеры - добиться наивысших звания и должности. А ТОВМИ выбрал потому, что родом с Дальнего Востока и службу свою в дальнейшем связываю с Тихоокеанским флотом.
    2. За полгода я изменился физически и морально. Окреп по всем показателям. Познав пока небольшие азы военной службы, с уверенностью могу сказать, что выбрал верный путь.
    3. Если бы я был министром обороны, то постарался бы сделать так, чтобы престиж военной службы не имел границ, а жизнь у военнослужащих была не хуже, чем у чиновников.
    4. Во время обучения в ВМУ мне в числе других нахимовцев посчастливилось принять участие в церемонии вручения штандарта Санкт-Петербургскому гарнизону. Эта церемония состоялась впервые за 100 лет. А еще за небольшой срок обучения я успел побывать в дальнем походе к берегам Испании.

    Старшина 2-й статьи Сергей Косьяненко - курсант 2-го курса штурманского факультета:

    1. С детства мечтал стать военным. Воплощать свою мечту начал с поступления в суворовское училище. А ТОВМИ выбрал потому, что это один из лучших военных институтов на Дальнем Востоке.
    2. Изменилось представление о жизни, узнал много нового. Определился в своих взглядах на службу и поставил перед собой конкретную цель.
    3. Поднял бы вопрос об обеспечении военнослужащих. Особое внимание обратил бы на увеличение срока прохождения практики на действующих кораблях во время учебы в институте.

    Старшина 1-й статьи Андрей Тельпишев - курсант 3-го курса штурманского факультета:

    1. В ТОВМИ привело желание стать офицером флота. А кроме того - бесплатное обучение и полное обеспечение. Все зависит только от меня, а не от маминых и папиных денег. Отличная школа жизни. Как правило, окончившим ТОВМИ даже на «гражданке» легко найти себе место под солнцем.
    2. Поменялись взгляды на жизнь. Больше стал понимать и ценить настоящую мужскую дружбу. Появилась уверенность в завтрашнем дне.
    3. Главная проблема, которую надо решить в первую очередь, - обеспечение военнослужащих жильем. После этого - переводить Вооруженные Силы на контракт. Человек должен служить с желанием, а не по принуждению. В противном случае получается как всегда: солдат служит с ленцой, а наказан - офицер.
    Занялся бы еще вопросом повышения денежного довольствия, так как сегодня служба не в радость за тот минимум, на который живет офицерская семья. Всегда офицеры были элитой, но только не в наше время. Сейчас любой торговец живет гораздо лучше. Это неправильно!
    4. В 2003 году был в Иркутске, участвовал в конкурсе на соискание премии Потанина вместе с представителями всех военных институтов Сибири и Дальнего Востока. Получил премию. С интересом пообщался с коллегами из других институтов. Незабываемые впечатления оставила экскурсия на озеро Байкал.

    Старшина 1-й статьи Олег Лебедев - курсант 3-го курса радиотехнического факультета:

    1. Стать офицером я мечтал с детства. Поступил в суворовское военное училище. А в ТОВМИ подал документы, так как мне нравится романтика моря.
    2. После трех лет учебы в институте я изменился. Но нельзя сказать, что сильно. Осталась закалка суворовского. В институте я узнал много нового, стал гораздо ответственней, появились другие взгляды на жизнь.
    3. Я бы в первую очередь повысил денежное довольствие офицерам, модернизировал и перевооружил армию и флот новыми боевыми средствами.

    Старшина 2-й статьи Владимир Пурис - курсант 4-го курса радиотехнического факультета:

    1. Глядя на родственников в погонах (дядя и брат - военнослужащие), испытываю гордость, что иду их путем.
    2. Изменился в лучшую сторону, научился разбираться в людях, развил свой кругозор.
    3. Улучшил бы жилищно-бытовые условия военнослужащих. Создавал бы стимулы карьерного роста. Изменил бы условия жизни курсантов в вузах.

Анекдоты школяра

    На подводной лодке спорят механик и штурман - кто круче. Механик говорит:
    - Сидеть в рубке и карандашом по карте рисовать - с этим любой справится.
    Штурман отвечает:
    - За тебя машина работает, а ты только делаешь вид, что очень умный.
    И поспорили они на бутылку спирта, поменялись местами с условием: кто первый придет к другому за советом, тот и проиграл.
    Прибегает к штурману матрос:
    - Товарищ лейтенант, подшипник греется.
    Штурман приказал облить подшипник водой. Через некоторое время опять матрос с той же проблемой. Снова приказал водой облить. Еще через некоторое время прибегает матрос, весь мокрый. Глаза вытаращил, кричит:
    - Подшипник красный, сейчас заклинит.
    Ну, думает штурман, плохо дело, надо к механику за советом идти. Взял спирт и приходит в рубку, а там механик над картой склонился и старательно чертит что-то. Штурман говорит:
    - Ладно, старик, проиграл я, подшипник греется, а я не знаю что делать.
    Механик поднимает глаза от карты:
    - А как ему не греться, если третий день по пустыне идем.
    

Рандеву




    15. Вика. Рыбы. 1984 г.р.
    Свободного времени у меня бывает мало, так как работаю и одновременно учусь в университете на экономиста. Но если есть свободный вечер, провожу его с друзьями, которых у меня много. Мы любим гулять в парках.
    В кино предпочитаю направление экшн. Особенно нравятся фильмы Квентина Тарантино. В музыке – стиль транс, но также и некоторые классические произведения. А вообще - любая танцевальная музыка, чтобы можно было оторваться.
    В литературе увлекаюсь произведениями Пауло Коэльо. У нас издана целая серия его книг. Из семи книг прочитала пока пять. А сейчас читаю Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества». Мне по душе, как он пишет. Хотела бы, конечно, читать и других авторов, но, увы, на все пока не хватает времени.


До встречи в сентябре!



    Как быстро бежит время. Вот и подошел к концу еще один учебный год. Первый месяц лета - пора экзаменов, а для кого-то и время расставания со своим институтом. В военно-морских вузах России выпуск лейтенантов состоится 26 июня. Этот день, как и положено, будет там настоящим праздником: с цветами, шампанским, теплыми словами и поцелуями любимых и родных.
    Пройдет совсем немного времени, и курсантский строй пополнят юные первокурсники. Надеемся, что они, как и их старшие товарищи, также будут постоянными читателями «Азимута», следующий выпуск которого выйдет в сентябре.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства