на главную страницу

22 Июня 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Через прения к звездам

Владимир КУЗАРЬ.



На прошлой неделе сенат США вынужден был вновь обратиться к системе национальной противоракетной обороны (НПРО). Демократы, сомневающиеся в эффективности создаваемой системы, потребовали приостановить ее строительство и провести дополнительные исследования всех элементов НПРО. Однако республиканцы, которых большинство в сенате, настояли на своем – надо продолжать развертывание противоракетной обороны страны — и одобрили выделение на эти цели в 2005 году 10,2 млрд. долларов. Свое решение они аргументировали тем, что «вместо того, чтобы добиваться создания совершенной системы защиты от баллистических ракет, необходимо сделать первый шаг на этом пути, пусть и к более простой модели».

     «Мы стремимся и будем стремиться к тому, чтобы сфера космической деятельности перестала быть полем или ареной военно-политического противостояния, но все мы прекрасно понимаем, что это состояние пока имеет место и будет достаточно долго все-таки продолжаться… Мы, конечно, это имеем в виду и должны учитывать в будущем».
     
Из выступления Президента России Владимира ПУТИНА
в Федеральном космическом агентстве.

     
На вершине мира

     По существу, этот шаг уже сделан, так как через несколько месяцев, а точнее, к 30 сентября, первые девять ракет создаваемой НПРО должны стать на боевое дежурство. Они будут развернуты на бывшей военной базе сухопутных сил Форт-Грили (Аляска) и базе ВВС Ванденберг (штат Калифорния). Работы, начатые в нарушение Договора по ПРО два года назад, идут полным ходом. Как пишет «Нью-Йорк таймс», в Форт-Грили, который находится в 16 километрах к югу от поселка Делта-Джанкшпен, уже высятся шесть белых куполов, окруженных двойным забором с камерами наблюдения. Под куполами, которые представляют собой два полушария, открывающиеся как раковина - шахты, уходящие в мерзлую землю на глубину 25 метров. Пока что шахты пусты, однако скоро два огромных подъемных крана опустят в них трехступенчатые ракеты-носители с боеголовками - «внеатмосферными аппаратами уничтожения» (EKV). После того как их свяжут с глобальной сетью радаров, искусственных спутников, компьютеров и командных центров, первая очередь системы НПРО будет готова к боевому применению. Для управления перехватчиками здесь также создан коммуникационный центр. Рядом с ракетным полем возведен большой командный центр, напичканный электроникой, а также проложено более четырех километров подземных тоннелей с системой климат-контроля – для труб и других вспомогательных устройств.
     По замыслу создателей системы, в случае вражеской атаки ракеты-носители выведут EKV, каждый из них весит до 70 килограммов, на высоту более 160 километров над Землей. Они будут зондировать, используя различные датчики, воздушное пространство в поисках боеголовок, ложиться на боевой курс с помощью подруливающих устройств и уничтожать цель, тараня ее на скорости, превышающей 32 тысячи километров в час. Критики НПРО говорят о сложности и низкой эффективности системы, которая покрывает 9 часовых зон и в которой используется 24 тысячи километров оптико-волоконного кабеля, связывающего в единую цепь разнообразные объекты, такие как радарные установки на алеутском острове Шемия и секретный командный центр в Шайенне (штат Колорадо). Да и настоящий враг, по их мнению, наверняка будет применять хорошо разработанные прикрытия для своих боеголовок, которые смогут обмануть систему. К тому же какому-нибудь террористу не составит большого труда проникнуть на территорию США, вооружившись, скажем, бактериологическим оружием, добраться до крупного населенного пункта и устроить там теракт. Чем, спрашивается, сможет помочь в этом случае противоракетная оборона?
     «Это совершенно бесполезно», – уверен Ричард Гарвин, физик, который был советником американского правительства на протяжении почти 50 лет и занимался оценками угрозы в сфере баллистических ракет. Он считает, что страна «напрасно тратит деньги и рискует своей безопасностью, потому что система ПРО не сработает против МБР любого, кто направит их в сторону США». Тем более что ее запустили до проведения полных испытаний. «Это подобно принятию на вооружение самолета без крыльев, хвоста и шасси, – вторит ему Филипп Койл, старший советник Центра оборонной информации. – А сможет ли такой самолет выполнять свою миссию, испытаний не провели».
     По словам сенатора-демократа Карла Левина из комитета конгресса по вооруженным силам, за решением ввести систему НПРО в эксплуатацию до проведения полных испытаний стоит не какая-либо неизбежная угроза, а президентские выборы. «Это дата, которая была намечена по политическим соображениям, чтобы перед выборами они могли сказать, что ввели в действие систему, – подчеркивает Левин. – Я сомневаюсь, что в этом объявлении они сообщат, что вводят систему, которая может сработать, а может и не сработать».
     По большому счету и Белый дом не раз заявлял, что расписание запуска системы НПРО основано на предположении о технической готовности системы. Тем не менее он не намерен отказываться от своих планов. Администрация Джорджа Буша запросила более 500 млн. долларов в 2005 бюджетном году для удвоения арсенала перехватчиков с 20 до 40. Еще более 1 млрд. долларов будет израсходовано в 2005 году на разработку системы ПРО морского базирования в дополнение к 700 млн. долларов, которые будут потрачены на эти цели в нынешнем году.
     Кроме того, в начале будущего года Пентагон, как ожидается, приступит к испытаниям усовершенствованного радара, который будет задействован в интересах НПРО. Его стоимость составит 1 млрд. долларов. Радар установят на огромной плавучей нефтяной платформе площадью более двух футбольных полей. Он будет возвышаться на 90 метров над водой. После сборки на побережье Техаса радар из-за своего огромного размера не сможет пройти через Панамский канал. Поэтому, чтобы достичь места своей дислокации на алеутском острове Адак, ему придется огибать Южную Америку.
     Еще одним компонентом системы ПРО может стать мощный лазер, вмонтированный в нос «Боинга–747». Самолет будет летать вблизи стран, которых США причисляют к своим врагам, в готовности уничтожить их ракеты сразу же после запуска. Реализация этого проекта не раз откладывалась по техническим соображениям. Тем не менее директор агентства по ПРО министерства обороны США генерал Рональд Кэдиш уверен, что лазер «представляет собой революционную возможность, которую мы собираемся реализовать». Кстати, отвечая на вопрос, почему именно Аляска избрана для развертывания первого эшелона НПРО, генерал сказал: «Потому что она – на вершине мира». По его словам, через Аляску проходят траектории почти всех межконтинентальных баллистических ракет, которые могут быть направлены в сторону США. «В итоге здесь мы сможем сделать работу лучше, дешевле и эффективнее, независимо от того, откуда полетят ракеты, с востока или с запада», – подчеркнул он.
     
Оружие для космоса

     Между тем некоторые наблюдатели считают, что за всеми этими футуристическими планами и шумными дискуссиями вокруг НПРО скрываются гораздо более грандиозные и менее афишируемые замыслы военно-политического руководства США – милитаризация космоса. В принципе космическое пространство уже будет задействовано в интересах создаваемой противоракетной обороны – в нем размещены спутники предупреждения о ракетном нападении, связи и навигации. Да и сами EKV будут оперировать в космосе. Правда, не на постоянной основе и не в качестве ударных космических вооружений.
     Это, очевидно, и позволило генералу Кэдишу заявить, что «с точки зрения угроз, которые мы видим в данный конкретный момент эволюции систем противоракетной обороны, мы не нуждаемся в развертывании оружия в космосе». Выступая в марте на второй ежегодной конференции по вопросам ПРО, организованной Американским институтом аэронавтики и астронавтики в Вашингтоне, он также отметил, что прежде чем заниматься системами космического базирования, его ведомство хотело бы полностью отладить наземные системы ПРО, способные уничтожать ракеты противника на этапе разгона и при полете в космическом пространстве.
     Однако факты свидетельствуют о другом. Так, в 2003 году Пентагон получил 14 миллионов долларов на исследования, по результатам которых может быть принято решение запустить в космос спутники с ракетами на борту. Первые испытания орбитальных ракетных комплексов могут пройти до 2010 года. А в военном бюджете на 2005 год на нужды возглавляемого генералом Кэдишом агентства выделена сумма в 68 миллионов долларов под так называемый «Околоземный инфракрасный эксперимент». Столь замысловатое название обозначает программу по созданию специального спутника, который предназначен для того, чтобы регистрировать из космоса шлейфы газов, оставляемые при взлете ракетами. Одновременно он будет решать и другую задачу - на спутнике установят небольшой «аппарат-убийцу» - снаряд, использующий кинетическую энергию объектов, летящих на низкой околоземной орбите (то есть со скоростью, в несколько раз превышающей скорость пули). С его помощью можно будет сбивать или выводить из строя ракету или орбитальный спутник.
     Известно также, что в ноябре прошлого года свою программу развития космического вооружения предложили ВВС США. «План трансформации полетов» включает в себя создание противоспутниковых ракет воздушного базирования, боевых лазеров и высокоскорострельных многоствольных пушек для поражения из космоса наземных целей. Сейчас этот план изучается в пентагоновских кабинетах, после чего будет сделан вывод, достоин он финансирования или нет. Но вот в чем в министерстве обороны не сомневаются, так это в том, что следует и дальше заниматься военными космическими программами. «Мы собираемся всячески продвигать наши интересы в космосе», - заявил министр обороны Дональд Рамсфелд на одной из пресс-конференции в Пентагоне и сообщил, что для этого будет создан специальный департамент во главе с четырехзвездным генералом. В новый департамент войдут сотрудники ЦРУ, национальной организации разведки и объединенные силы военно-воздушной и аэрокосмической безопасности.
     Следует сказать, что Дональд Рамсфелд до своего назначения министром обороны возглавлял авторитетную комиссию, изучавшую роль космоса в стратегии национальной безопасности страны. Еще в январе 2001 года его комиссия пришла к выводу, что следует серьезно отнестись к возможности нападения на американские спутники, чтобы избежать «космического Перл-Харбора». В докладе комиссии говорилось, что земля, море и воздушное пространство давно стали традиционным полем сражений и что космосу уготована та же участь. «Учитывая, что рано или поздно это произойдет, США должны разрабатывать соответствующие средства сдерживания и защиты против враждебных действий в космосе или направленных из космоса на Землю», - подчеркивалось в докладе.
     
Луна станет американской базой

     Эти формулировки явно напоминают известные идеи рейгановских «звездных войн». Они не были реализованы, так как предусматривали создание фантастических и непрактичных видов оружия, таких как ядерные лазеры в космосе. Да и не ко времени были: продолжалось противостояние двух систем. И хотя Советский Союз заявил, что не станет разворачивать в космосе свои вооружения, а найдет на «звездные войны» асимметричный ответ, у Вашингтона не было уверенности, что, затратив огромные средства, он получит желаемый результат. Сейчас ситуация иная – в мире нет никого, кто мог бы на равных тягаться с Соединенными Штатами. И Америка хотела бы закрепить такое положение навсегда. Как заявил в этой связи глава Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден, «для США космос - еще один инструмент доминирования, доминирования в области информационных технологий, способ утверждения своего лидирующего положения в мире».
     На это направлена и новая космическая программа США, выдвинутая в середине января президентом Джорджем Бушем. Комментируя ее, эксперты отмечают, что продекларированные в программе полеты на Луну и Марс - лишь одна из целей возможных космических исследований. Другая заключается в достижении стратегического превосходства в космосе. В том числе и для решения военных задач. Никто и ничто, подчеркивают они, не помешает США разместить на орбитах разведывательные и ударные комплексы.
     Относительно же американских планов создания к 2020 году постоянной базы на Луне высказывается мнение, что она нужна им не только в качестве «аэродрома подскока» для исследования других планет. Главная ее задача – обеспечить добычу изотопа гелия-3, практически совершенного топлива. По оценкам, на спутнике Земли может быть около 1 млн. тонн изотопа гелия-3. А одна тонна этого изотопа, если ее перевести в нефтяной эквивалент, будет стоить 4 млрд. долларов. Один шаттл, или многоцелевое транспортное средство, которое получило условное название «Пилотируемый исследовательский корабль» и которое придет на замену шаттлов, с его загрузкой в 30 тонн обеспечит все потребности США в энергии на год. Кроме того, гелий-3 не взрывается, очень стабилен и на его основе можно создать абсолютно экологически чистые генераторы. «О, если бы у нас была монополия на это, нам не пришлось бы беспокоиться за саудовцев, мы бы сами всем говорили, какой должна быть цена энергии!» - восклицает Джон Пайк, глава исследовательской группы, занимающейся вопросами обороны и космических исследований.
     В этой связи можно, конечно, напомнить, что Соединенные Штаты являются участником действующего с 1967 года Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Он запрещает размещать в космическом пространстве ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения и предусматривает, что Луна и другие небесные тела будут использоваться исключительно в мирных целях. Их исследование должно осуществляться на благо и в интересах всех стран независимо от степени экономического и научного развития. Присвоение небесных тел и космического пространства запрещено. До некоторой степени действия Вашингтона будет, наверное, ограничивать и космическая доктрина, которую в 1996 году приняла администрация Билла Клинтона. В документе записано, что исследовать и использовать космос могут «все нации в мирных целях на благо всего человечества».
     Однако вряд ли все эти обязательства станут препятствием для Вашингтона, когда речь пойдет о приоритетных интересах Америки. Впрочем, даже в клинтовской доктрине записано, что космос можно использовать для осуществления «оборонных и разведывательных» мероприятий ради укрепления национальной безопасности. Известно также, что Соединенные Штаты отказываются заключать какие-либо дополнительные международные соглашения о неразмещении в космосе ударных вооружений. Поэтому скорее всего в дальнейшем в своих космических планах Вашингтон станет руководствоваться другой формулировкой: «Соединенные Штаты будут развивать, поддерживать и укреплять свои мощности по контролю над космическим пространством для обеспечения свободы действий в космосе и отрицают подобную свободу действий для своих оппонентов».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства