на главную страницу

23 Июня 2004 года

История Отечества

Среда

Как «Багратион» спас «Оверлорд»

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



     Россия отметила 22 июня. В народной памяти этот черный день календаря под таким названием и продолжает жить, хотя теперь он официально назван Днем памяти и скорби. «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа...» - слова известной песни за время взмаха ресниц возвращают нас к картинам великой эпопеи, трагичнее и грандиознее которых мы и представить себе уже ничего более не можем. В ряду этих картин, конечно же, и покрывшие себя вечной славой победоносные операции Великой Отечественной войны, в том числе операция «Багратион», по срокам совпавшая с развертыванием масштабных действий второго фронта.
     Во время празднования 60-летия начала десантной операции союзных войск в Нормандии Джордж Буш в личной беседе с Владимиром Путиным обронил фразу, которая придала всему происходящему совершенно четкий акцент: мол, если бы не Красная Армия, не было бы и никакого десанта. Нечто похожее сказал и французский лидер Жак Ширак, отметив решающее значение героизма советских солдат на Восточном фронте для судеб Европы. Отдадим должное справедливости высказываний этих двух государственных деятелей, которые сочли нужным произнести столь важные слова не всуе, а по весьма значимому случаю. Для наших фронтовиков, да и вообще для всех нас, ревностно относящихся к оценкам событий Второй мировой войны, подобные редкие признания стоят немалого. Надо полагать, и для массового американского и европейского обывателя они кое-что значат, ибо в их сознание «вкручены» иные сюжеты о главных коллизиях и поворотах войны. Причем по мере отдаления грозных событий фальсификации обретают все более «достоверный» вид, а новые поколения и вовсе воспринимают их как непреложные истины.
     Правда, есть и достойные исключения в мемуарных и журналистских описаниях. Вот и британская «Гардиан» решила внести свою праведную лепту в дело исторического просвещения читателей. Она напечатала статью Майка Дейвиса, преподающего историю в Калифорнийском университете. Вспоминая героев Нормандии, пишет он, нельзя забывать, что решающую роль в победе над фашистской Германией сыграла Красная Армия. Главная битва за освобождение Европы началась 60 лет назад, когда советские партизанские формирования вышли из белорусских лесов и болот и нанесли внезапный удар с тыла по соединениям вермахта. Они подложили 40 тысяч подрывных зарядов, разрушили железнодорожные пути, соединявшие центральный узел связи германской армии с базами в Польше и Восточной Пруссии. А 22 июня 1944 года, через три года после вторжения гитлеровской армии в Советский Союз, маршал Жуков отдал приказ об основном штурме на передней линии фронта. Операция «Багратион» началась.
     Автор статьи цитирует известного историка Джона Эриксона, назвавшего битву в Белоруссии «великим военным землетрясением», на которое Гитлер отреагировал переброской на Восток элитных резервных войск из Западной Европы. В результате, пишет Дейвис, американским и британским солдатам в Нормандии не пришлось иметь дело с отлично оснащенными бронетанковыми соединениями нацистов. Но что слышали американцы об операции «Багратион»? Июнь 1944 года ассоциируется у них с пляжем Омаха, а не с переправой через Двину, хотя советская летняя операция была значительно масштабнее, чем операция «Оверлорд», как по количеству участников, так и по объемам потерь для Германии.
     К концу лета, продолжает Дейвис, Красная Армия дошла до городских ворот Варшавы и до Карпатских перевалов, через которые лежит путь в Центральную Европу. Советские танки захватили центральную группу армий в стальные клещи и разгромили ее. В одной лишь Белоруссии Германия потеряла 300 тысяч человек. Память о смельчаке, погибшем в североафриканской пустыне или в холодных лесах под Бастонью, ничуть не пострадает, если мы вспомним, что 70 процентов солдат вермахта полегли не на полях Франции, а на просторах России. Однако простой советский солдат - тракторист из Самары, шахтер из Донецка, школьница из Ленинграда - остался совершенно невидимым в тени недавних торжеств, посвященных мифологизации «величайшего поколения».
     Вадим МАРКУШИН.
     Сбились с Курса...
     Великобритания подтвердила, что восемь ее военнослужащих удерживаются Ираном после того, как они были захвачены на трех катерах недалеко от спорной водной границы с Ираком в устье реки Шатт-эль-Араб. Речь идет о моряках, захваченных при перегоне одного из катеров из Умм-Касра в Басру. До этого сообщалось, что был «потерян контакт с патрулем: тремя судами и экипажами».
     По некоторым данным, задержанные катера вели патрулирование реки Шатт-эль-Араб, чтобы помешать контрабанде оружия из Ирана. Между тем граница между Ираком и Ираном в этой местности точно не определена и стороны имеют давние претензии друг к другу. Официальный представитель британского контингента в городе Басра на юге Ирака, где якобы служили моряки, заявил, что в присутствии английских военных судов в акватории близ Ирака «нет ничего необычного», поскольку Королевские ВМС задействованы в программе обучения иракцев навыкам обеспечения береговой охраны.
     Между тем инцидент перерастает в политический скандал. Иран заявил, что катера вторглись в его территориальные воды без соответствующего разрешения и что… арестованные служат в специальном подразделении морской пехоты, так как на борту катеров обнаружены детальные карты Ирана, шпионское оборудование и оружие. Телевидение продемонстрировало кадры, на которых запечатлены британские военнослужащие, - они выглядят растерянными и подавленными.
     Тем временем представители оборонного ведомства Великобритании версию о шпионаже отрицают. В Лондоне утверждают, что моряки, входящие в состав британского контингента в Ираке, просто заблудились. Ширина реки Шатт-эль-Араб в месте, где были задержаны моряки, составляет около двух километров. Ирано-иракская граница проходит примерно по середине реки, и британцы могли «попросту сбиться с курса».
     Одновременно британские дипломаты в Тегеране приступили к интенсивным переговорам с целью выяснить все обстоятельства происшедшего. Утром во вторник британский министр иностранных дел Джек Стро и его иранский коллега Камаль Харрази провели по телефону переговоры по вопросу освобождения моряков...
     Пока военнослужащие находятся под арестом, переговоры Лондона с Тегераном ни к чему не привели. Иранские власти ждут от британцев более детальных объяснений. В свою очередь британцы требуют их от иранцев.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства