на главную страницу

24 Июня 2004 года

Сигнал тревоги

Четверг

Теряя культуру, теряем все

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



В Москве на углу Пречистенки и Мансуровского переулка стоит изящный особняк - городская усадьба XIX столетия. До недавнего времени внимание прохожих привлекала мемориальная доска с портретом Дениса Давыдова на его фасаде: поэт-партизан прожил здесь свои последние годы. Потом тут был расположен, кажется, один из комитетов столичного правительства, а теперь дом перешел в собственность какого-то нувориша. Некогда уютный дворик забит автомобилями, перекрыт забором, охраняется секьюрити. Мемориальная доска исчезла, и проходящие мимо скользят равнодушным взглядом, никто уже не припомнит славного гусара, не повторит вдруг вспомнившиеся слова: «За тебя на черта рад, наша матушка-Россия!»… Так Дениса Васильевича просто-напросто вычеркнули из нашей жизни.

     В Центральном совете Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) состоялся «круглый стол» по вопросу «Отношение общественности к проблемам приватизации памятников истории и культуры», в работе которого приняли участие представители творческих союзов и общественных организаций, руководители ряда музеев, работники культуры, а также представители Государственной Думы, Совета Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций.
     В разговоре выяснилось много интересного. Оказывается, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», позволяющий частным лицам приватизировать здания и комплексы, до недавнего времени являвшиеся общенародным достоянием и национальной ценностью, принят у нас давным-давно. Сейчас на него действует мораторий, но вскоре утрясут формальности, дадут отмашку - и приватизаторы возьмутся за дело.
     На заседании «круглого стола» казалось, что встретились люди, говорящие на разных языках. Одни выступающие – те, кто сберегает и создает нашу отечественную культуру, твердили, что исторические памятники неминуемо погибнут в руках нуворишей, будут закрыты не только для широких народных масс, но и специалистов. В подтверждение этому приводилось немало примеров, имевших место в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове… Другие выступающие – те, кто культурой «руководит» и ее «направляет», утверждали, что ничего страшного не происходит. Мол, приватизация все равно потихонечку движется, она неминуема, а законы все обеспечат…
     Первые утверждали, что «новые русские» не желают возрождать погибающие памятники, зато стремятся прибрать к рукам наиболее роскошные здания. По их компетентному мнению, памятник, попавший в руки олигарха, погибнет гораздо быстрее, нежели разрушится сам собой. Вторые успокаивали – мол, если собственник использует исторический памятник совсем уж не по назначению, то после соответствующих процедур у него это здание могут изъять, правда, вернув все понесенные им расходы…
     Говорилось о том, что нельзя напрочь отбрасывать накопленный в нашей стране опыт, что все реформы, начинаемые с нуля, ведут только к разрушению. Вспоминали и зарубежную практику, когда частные музеи открыты для всех, а состоятельные люди считают за честь и выгоду арендовать и содержать исторические здания, в которые каждый год приходят сотни тысяч посетителей, но тут уже всеми единодушно признавалось, что наша «бизнес-элита» до этого еще не доросла. Наоборот, культурная деградация общества привела к тому, что чуть ли не всеми ведущими ресторанами Москвы владеют дети известнейших деятелей киноискусства… Смешно!
     Зато совсем не смешно то, что ежегодно в России утрачивается порядка ста памятников деревянного зодчества, которые никто не спешит приватизировать ради их сохранения; что в Москве уже продано около тысячи четырехсот памятников истории и культуры. К сожалению, судьбой исторических зданий распоряжаются чиновники, нередко работающие в интересах отнюдь не государства, а у последнего вообще и у Москвы в частности денег сегодня хватает на очень многое – в том числе спешное создание «новоделов» и установку памятников весьма сомнительного качества, но стабильно нет средств на сбережение нашего истинного культурного наследия.
     Сейчас, как сказал один из выступающих, из-за отсутствия у государства определенной культурной политики мы сдаем одну позицию за другой. Можно потерять территорию, даже часть населения – такое бывало в нашей истории не единожды, и все потом возвращалось на круги своя, но, потеряв культуру, мы необратимо потеряем вообще все, потеряем страну и народ. Нельзя забывать, что именно культура лежит в основе народного, национального сознания.
     …Буквально за два дня до проведения этого «круглого стола» в ВООПИКе по каналу «Культура» был показан очень интересный фильм режиссера Фокина «Дом для богатых». История старинного московского дома, несколько напоминающего дом Дениса Давыдова, с 1850-х годов и до наших дней. Пересказывать сюжет не буду, замечу лишь, что в конце концов это здание приобретает в собственность эстрадный шут – так с горькой и злой иронией именует себя герой Валентина Гафта. Он разбогател, ему хочется чего-нибудь экстраординарного...
     Вот и задумаешься: в чьих же интересах проводится вся эта «приватизация объектов культурного наследия»? Кому это надо? Кому это выгодно? И к чему же в конце концов приведет это Россию?


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства