на главную страницу

29 Июня 2004 года

Планета людей

Вторник

Готов ли Ирак принять суверенитет?

Вадим МАРКУШИН, Сергей СУМБАЕВ.



Передача власти иракскому правительству состоялась на два дня раньше намеченного срока, в понедельник, 28 числа. Сделано это было, чтобы «инсургенты» не помешали торжественной церемонии, приурочив к ней очередные теракты.
Глава оккупационных властей - американец Пол Бремер, по некоторым данным, собирался покинуть страну уже в понедельник.
Безусловно, это шаг к урегулированию положения в оккупированной стране. В то же время ясно и другое: процесс нормализации обстановки в Ираке обещает быть крайне трудным, поскольку поражена «центральная нервная система» государства, разрушены структуры жизнеобеспечения, чем воспользовались экстремистские силы, рассматривающие перспективу дальнейшего развития по-своему. К сожалению, как и предрекали трезвые политики, внешнее военное вторжение подтолкнуло страну к пропасти гражданской войны, и теперь потребуются невероятные усилия для перелома опасной тенденции к лучшему.

     
Взрывы каждый день

     В преддверии передачи власти в стране вновь обострилась обстановка. Именно в последние дни наблюдается резкое повышение общей политической температуры. На разных участках противостояния вспыхивают столкновения, как будто специально спровоцированные для того, чтобы продемонстрировать непримиримость и непринятие самого плана переходного периода.
     Так, за неделю до времени «Ч» возобновились бои в Эль-Фаллудже, и жители покинули дома, спасаясь от обстрелов и ракетных ударов. В Баакубе и Рамади были блокированы примерно 150 боевиков, которые проникли в эти города и осуществили вооруженные нападения на полицейские управления. Ответственность за эти вылазки взяла на себя террористическая группировка, которой руководит Абу Мусаб аз-Заркави. На шоссе под Баакубой была устроена засада на американский патруль. Погибли двое военнослужащих и семь получили ранения. Другой патруль был атакован в южном пригороде Багдада, где пострадали четверо американцев. В Мосуле взорвали 8 заминированных автомобилей у полицейских участков. Число убитых достигло 50 человек. А ведь этот отдаленный от Багдада почти на 400 км крупнейший город на севере страны считался до последнего времени одним из самых спокойных в Ираке. И вот в нем царят паника, страх, судорожные действия властей.
     Словом, активизация боевиков была явно направлена на дестабилизацию обстановки в стране в преддверии предстоящей передачи власти иракскому народу. Западные военные эксперты в Ираке не замедлили сделать вывод, что глава иракского отделения «Аль-Каиды» аз-Заркави угрожает расправой новым иракским властям и лично премьер-министру Айяду Алави. Кстати он сам обвинил в проведении серии атак и диверсий в пяти крупных городах страны «иностранных наемников и сторонников прежнего режима».
     По уточненным данным, в результате вооруженных акций, предпринятых в конце прошлой недели силами сопротивления оккупации в Мосуле, Багдаде, Баакубе, Рамади и Эль-Фаллудже, погибли более 100 иракцев, в основном полицейские, и трое американских солдат. 320 человек были ранены, в том числе 12 военнослужащих США. Нетрудно предположить, что нападения на американские войска и полицейских будут продолжаться и после намеченной на 30 июня официальной передачи всей полноты власти временному правительству Ирака.
     Положение, таким образом, критическое. И дело тут не в журналистских «перегибах», на которые намекал первый заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц. Правда, спустя пару дней после обвинений в адрес репортеров, которые якобы занимаются лишь тиражированием всяких слухов, он извинился перед ними. «Хочу искренне извиниться перед всеми теми, кто столь напряженно работает и столь сильно рискует, освещая события в Ираке, - говорится в его письме. - Прекрасно понимаю, какие опасности вам угрожают, и восхищаюсь вашим профессионализмом, упорством и отвагой». Добавим к сказанному, что с начала проведения силовой операции в Ираке погибли 34 журналиста.
     Что делать дальше? Как реагировать на напор террористов и боевиков сопротивления? Ответы на эти вопросы пытаются сейчас давать не только члены американского правительства, но и отставные политики. Хотя последние в первую очередь предпочитают говорить о том, что надо было бы делать раньше. Так, бывший президент США Билл Клинтон считает, что следовало продолжать инспекции в Ираке, а не нападать на него. По его признанию, в бытность хозяином Белого дома он мог бы отдать приказ о вторжении в Ирак лишь в случае, если бы глава инспекторов ООН Ханс Бликс заявил о невозможности установить истину о наличии у Багдада оружия массового уничтожения, поскольку иракцы «отказываются от сотрудничества».
     Теперь же, по мнению Клинтона, главный вопрос заключается в том, чтобы дать ясно понять всему миру, что «американцы, независимо от их политических взглядов, в огромной степени заинтересованы в том, чтобы Ирак успешно превратился в независимую, стабильную страну под управлением представительного правительства». По его прогнозу, шансы на то, что со временем это станет реальностью, «составляют больше, чем 50 на 50». Вероятно, когда-нибудь, лет через десять, можно будет сказать, что в результате войны в Ираке мир стал безопаснее, допускает Клинтон. Однако, продолжил он, «в краткосрочной перспективе Ирак стал более уязвим для терроризма». Экс-президент также заявил, что на основе имевшихся у него разведданных он никогда не верил в связь между Саддамом Хусейном и террористической сетью «Аль-Каида». «У меня нет никакого сомнения в том, что более серьезная террористическая опасность исходит от самой «Аль-Каиды», - подчеркнул Клинтон.
     
ЧП пока не будет

     Несмотря ни на что, США не ожидают введения режима чрезвычайного положения в Ираке сразу после 30 июня. Об этом на днях заявили советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс и госсекретарь США Колин Пауэлл, находящиеся в Турции. Райс тем не менее отметила, что комендантский час уже существует в некоторых районах страны. А Пауэлл высказал мнение, что иракское правительство может запросить в какой-то форме особые полномочия на более позднем этапе, если в этом возникнет необходимость. Выступления основных творцов американской иракской политики стали следствием обсуждения в иракском кабинете министров вопросов установления режима чрезвычайного положения на территории страны, если сопротивление повстанцев усилится.
     Американцы вряд ли заинтересованы, чтобы правительство, которое они, по сути, создали и привели к власти, начало свою самостоятельную карьеру с принятия не самого популярного решения, которое, несомненно, приведет к негативной реакции мировой общественности. Ведь, как постоянно подчеркивают в Вашингтоне, именно благодаря оккупации Ирак стал, наконец, демократическим государством.
     Скорее всего, по этой причине, иракский премьер-министр Ияд Алави предложил повстанцам амнистию. По утверждению Алави, иракское руководство готово простить тех сограждан, что присоединились к сопротивлению из-за отчаяния или, будучи обманутыми, не совершили тяжких преступлений против своего народа. «Мы намерены провести четкую границу между теми, кто участвовал в борьбе с оккупацией, и теми иностранными террористами и преступниками, которые находятся здесь с одной целью - убивать мирных граждан и добиваться дестабилизации в стране», - заявил Алави.
     Однако вряд ли повстанцы, да и население в целом, поверят правительству, которое неспособно контролировать страну. Убийства членов правительства, взрывы в «Зеленой зоне» Багдада не способствуют укреплению центральной власти. Тем более что и повстанцами движут разные мотивы, а не самое умелое поведение оккупационных властей лишь приводит к появлению новых противников, как это произошло с «Армией Махди» и их лидером Муктадой ас-Садром.
     Однако стоит признать, что управление страной силами ее граждан, пусть даже бывших, пусть даже назначенных со стороны, сможет несколько сгладить накопившиеся противоречия. Да, Алави, бывший последние 30 лет в эмиграции, вряд ли полностью понимает, что происходит в стране, но по крайней мере ему легче разобраться в обстановке, чем американскому губернатору Ирака Полу Бремеру.
     Алави, кстати, уже то ли с подачи Вашингтона, то ли по собственной инициативе заявил, что всеобщие выборы в Ираке следует провести раньше запланированного на январь 2005 года срока. Он также высказался за ускоренную передачу США и их союзниками иракским силам безопасности всех функций и полномочий в этой сфере, которая, как ожидается, произойдет в следующем году. Вместе с тем Алави признал, что на данный момент Ирак «не располагает достаточными силами безопасности». «Мы предпримем все необходимые шаги в этом направлении, - заверил он. - Мы хотим, чтобы наша страна как можно скорее начала защищать себя сама».
     
Силовая поддержка

     Впрочем, американцы не бросят новое правительство в одиночку. В стране продолжают оставаться оккупационные силы, причем численность их лишь увеличивается в связи с решениями разных стран, вроде Южной Кореи, направить дополнительный контингент. Сейчас в стране находятся около 140 тыс. солдат из разных стран. При этом Вашингтоном явно взят курс на своего рода интернационализацию оккупации и перевод ее под миротворческое прикрытие. Американцы в достаточной мере заинтересованы в привлечении к участию в операции в Ираке НАТО и ООН. Если первая организация нужна им как практическое орудие, то вторая должна поднять престиж всей акции, а наличие в Ираке миротворческого контингента под эгидой ООН (пусть даже под управлением США) – снизить недовольство иракских граждан.
     Вопрос привлечения НАТО обсуждается на саммите альянса в Стамбуле. Причем на первый день запланировано подписание соглашения о подготовке странами-членами альянса новой иракской армии. С просьбой о помощи в подготовке личного состава, а также обеспечении иракских войск оружием и техникой к альянсу обратился премьер-министр страны Ияд Алави. Скорее всего, НАТО благосклонно отнесется к иракской просьбе, все-таки она заинтересована в участии в Ираке, хотя бы и косвенно.
     Тем более и Буш на прошедшей в Ирландии встрече с европейскими лидерами смог добиться от них согласия на участие в экономическом восстановлении Ирака. При этом он заявил, что «НАТО имеет возможность и несет ответственность за то, чтобы помогать иракцам защищаться от террористической угрозы, с которой столкнулась их страна». Вместе с тем в минувшее воскресенье министр обороны США Дональд Рамсфелд сообщил, что в Вашингтоне обсуждается вопрос о нехватке военнослужащих в Ираке, однако отправка дополнительного контингента не является необходимой. «Это не означает, что мы непременно нуждаемся в них, это означает, что мы проведем рассудительное планирование, - заявил Рамсфелд. - Действительная задача по обеспечению безопасности не состоит в том, чтобы наводнить страну большим количеством военных».
     Для лучшего «обеспечения безопасности» в мае нынешнего года была изменена система управления войсками в Ираке. Вместо 7-й Объединенной тактической группировки появились Многонациональные силы – Ирак (МНС-И) и Многонациональный корпус – Ирак (МНК-И). МНС-И были созданы 15 мая нынешнего года в связи с тем, что существовавшая группировка полностью не могла одновременно выполнять задачи по проведению боевых операций, ведению переговоров с местными лидерами и решению проблем гражданского населения. В задачи МНС-И входят создание, обучение, подготовка и инструктаж иракской армии, на которую впоследствии будут возложены задачи по обеспечению безопасности внутри страны. Попутно МНС-И занимаются вопросами политического взаимодействия с иракским руководством и экономическим развитием страны, то есть, как было сообщено пресс-службой сухопутных сил, «МНС сфокусированы более на стратегических вопросах военного присутствия в Ираке».
     МНК-И, в отличие от МНС-И, занимается вопросами сугубо тактическими. А именно проведением боевых операций, в основном противопартизанских. Насколько эффективной окажется новая система, покажет время. Вдобавок рано или поздно будет сформирована и иракская армия, боеспособность которой, равно как и лояльность режиму, вызывает сомнения у многих. Несмотря на приглашение американцами других стран поучаствовать в создании новой армии, основные усилия в плане распределения контрактов и средств прилагает все-таки Вашингтон.
     Численность новой армии будет около 200 тыс. человек, это считается достаточным, чтобы защитить территорию Ирака, но в то же время не представлять угрозы соседним странам. Вооружение будет в основном американского производства.
     Таковы планы. Однако, скорее всего, они останутся на бумаге, а ситуация в Ираке будет по-прежнему напряженной. В лучшем случае дорога к восстановлению Ирака будет долгой. В худшем – он распадется.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства