на главную страницу

30 Июня 2004 года

Наш комментарий

Среда

НАТО В ЗЕРКАЛЕ ЗАДНЕГО ВИДА

Владимир КУЗАРЬ.



     В Стамбуле завершился натовский саммит. «Худшие времена для НАТО позади», - заявил накануне генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер. И добавил, что разногласия в НАТО, которые возникли вокруг ситуации в Ираке и привели к одному из самых тяжелых кризисов внутри организации за последние 20 лет, преодолены, и это будет продемонстрировано в Стамбуле. В какой-то мере так и произошло, если судить по итоговому коммюнике, где записано, что альянс будет выступать единым фронтом против существующих угроз и вызовов ему. В том числе и в отношении Ирака. Страны НАТО «полностью поддержали независимость и суверенитет, единство и территориальную целостность Ирака», идею обеспечения «свободы и демократии, прав человека, главенства закона и безопасности всего иракского народа». По их мнению, резолюция 1546 Совета Безопасности ООН является «важной вехой на пути передачи власти демократическому правительству Ирака». Они предложили сотрудничество новому правительству Ирака, прилагающему усилия по укреплению внутренней безопасности и проведению всеобщих выборов в 2005 году.
     Лидеры НАТО договорились помочь в обучении новой иракской армии и сил безопасности. Правда, формулировки по этому вопросу весьма обтекаемы. Кого, где и как будут обучать - это еще предстоит согласовать, так как вопрос принципиальный: Франция и Германия не намерены посылать своих военных в Ирак. Более того, выступая на пресс-конференции в Стамбуле, президент Франции Жак Ширак заявил, что Североатлантический альянс не должен вмешиваться в ситуацию в Ираке. «Я не думаю, что предназначением НАТО является участие в операции в Ираке», - подчеркнул он при этом.
     Нельзя не отметить, что прозвучало явным диссонансом тому, что говорил и в чем был уверен Яап де Хооп Схеффер: «Я знаю, что, если новое иракское правительство попросит альянс о помощи, НАТО не захлопнет дверь у него перед носом». Кстати, днем раньше Жак Ширак прямо-таки отчитал американского президента за то, что тот потребовал от лидеров Евросоюза особого отношения к Турции. «Буш зашел не только слишком далеко, но и не на свою территорию», - сказал французский лидер, комментируя высказывания Буша относительно приема в Евросоюз. Такое решение принимают европейские страны, а не США, подчеркнул Жак Ширак и отметил, что Европа, к примеру, не учит Америку, как ей строить свои отношения с Мексикой.
     Так что до полной любви в альянсе еще, очевидно, далеко. Тем более что противоречия между его членами существуют и по другим проблемам. Скажем, в отношении Афганистана. В Стамбуле НАТО приняла решение о расширении своей миссии в Афганистане. Численность Международных сил по содействию безопасности в Афганистане возрастет с 6.500 до 10.000 человек. Будут также приняты особые меры для обеспечения безопасности всеобщих выборов, намеченных на сентябрь нынешнего года. Однако ясности, какие страны пошлют туда свои контингенты и в каком количестве, нет. Дело в том, что среди отдельных членов альянса растет неуверенность в способности НАТО восстановить мир и стабильность в Афганистане, и поэтому они не с особым желанием посылают своих военнослужащих в эту страну. Брюсселю приходится буквально по крохам собирать необходимое количество сил для выполнения своей миссии в Афганистане. По большому счету то, что альянс не справляется с задачей контроля над ситуацией в этой стране, признает и генсек НАТО, когда говорит: «Наша задача - помогать создавать условия для укрепления безопасности во всех афганских провинциях, восстановления экономики и инфраструктуры. Но абсолютно ошибочно считать, что НАТО берет на себя ответственность за безопасность и стабильность в Афганистане. Это дело правительства Хамида Карзая, афганской армии и полиции. Мы лишь оказываем содействие. Главная поддержка правительству Афганистана исходит от ООН». Между тем очевидно, что если бы в Афганистане не находились Международные силы по содействию безопасности, то вряд ли удержалось бы у власти правительство Карзая. В лучшем случае его действия были бы ограничены Кабулом, хотя многие считают, что именно так и есть на самом деле, - афганская власть недалеко выходит за пределы столицы.
     Еще одна проблема - реорганизация военной структуры и вооруженных сил альянса. Как считает президент США Джордж Буш, назрела острая необходимость выстроить военную структуру НАТО для отражения новых угроз, включая терроризм. «Я надеюсь изменить миссию НАТО, чтобы она отвечала угрозам XXI века, и поэтому мы будем совместно работать над тем, чтобы обеспечить выстраивание НАТО в военном отношении для того, чтобы она боролась с угрозами XXI века», - заявил американский президент. В принципе против этого в НАТО никто не выступает, что и нашло свое отражение на саммите в Стамбуле. Однако, когда дело доходит до финансов, а новая структура и тем более модернизация вооруженных сил требуют значительных материальных затрат, оно тут же стопорится. Многие страны, испытывая определенные экономические трудности, берут курс на сокращение вооруженных сил и ассигнований на оборонные нужды. Так что это выполнение решения о создании новой военной структуры альянса может затянуться на многие годы.
     К саммиту в Стамбуле ряды НАТО пополнили семь ее новых членов. Однако альянс не намерен останавливаться на этом. Решено, что к очередному приему будут готовить балканские страны. Намерена НАТО более пристально приглядеться и к Закавказью. «Я не понимаю, как отношения НАТО со странами Кавказского региона могут ущемить Россию - ведь они абсолютно прозрачны. Эти страны участвуют в программе «Партнерство ради мира», в работе Евроатлантического совета сотрудничества. Страны региона вообще очень заинтересованы в сближении с евроатлантическими структурами. Но делать что-то за спиной России, нашего важнейшего партнера, было бы несправедливо и просто глупо», - заявил в этой связи генсек НАТО.
     Насколько помнится, нечто подобное говорилось в Брюсселе, когда там готовились к принятию в НАТО стран Балтии и Центральной Европы. А сейчас полным ходом идет военное освоение территории этих стран. Естественно, это не может не вызывать у России особой озабоченности. Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, «для конфликта нет никаких предпосылок, но развертывание военной деятельности по периметру российской границы наводит на мысль, что альянс руководствуется не реальными оценками безопасности, а прежними внутренними инструкциями». «Мы поставили вопрос о том, что нужны меры доверия, взаимного контроля», - отметил российский министр.
     Следует сказать, что НАТО не скупится на хорошие слова, когда речь идет о ее сотрудничестве с Россией. Вот и в Стамбуле неоднократно подчеркивалось, что «наше практическое взаимодействие укрепляется». В итоговом коммюнике также говорится, что страны НАТО подтверждают свою «решимость расширять политический диалог с Россией, углублять консультации по проблемам первостепенной важности, таким как Афганистан и Балканы, борьба с терроризмом и распространение оружия массового уничтожения». И Россия на эти намерения отвечает взаимностью. Можно привести большой список направлений, по которому мы успешно сотрудничаем - от совместной оценки террористических угроз до командно-штабных учений по ПРО ТВД и подготовки к возможному взаимодействию в спасении экипажей подлодок. Россия готова, и это было объявлено на саммите, «к сотрудничеству с НАТО в афганском урегулировании, которое может увенчаться успехом лишь при координированной роли ООН», участвовать в антитеррористической операции «Активные усилия» в Средиземном море. Эта операция, призванная обеспечивать антитеррористический контроль над грузами, перевозимыми гражданскими судами, должна начаться 11 сентября - в очередную годовщину чудовищных терактов 2001 года в США. Предполагается, что Россия примет в ней участие, направив в Средиземное море 2 - 3 корабля из состава Черноморского флота.
     Однако обеспокоенности России направлением расширения НАТО, высказываемых ею предложений о необходимости укрепления доверия в альянсе стремятся не замечать. Например, наша страна выступает за скорейшее вступление в силу адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. «Этот документ обеспечивает баланс сил в Европе, - заявил в этой связи Сергей Лавров. - Это фактор доверия в условиях, когда расширение НАТО сопровождается неоправданными военными мерами на рубежах России».
     Вместо этого в Стамбуле НАТО вновь обусловила ратификацию адаптированного Договора о вооруженных силах в Европе выполнением Россией обязательств в отношении Грузии и Молдавии. Но Россия свои обязательства по адаптированному ДОВСЕ выполнила. Что же касается увязки странами НАТО ДОВСЕ с выводом Россией военных баз из Грузии и вооружений из Приднестровья, то, как отметил Сергей Лавров, существующие на этот счет «политические договоренности не устанавливали предельных сроков для, так сказать, физических действий». «Вооружения, находящиеся в Приднестровье, давно могли бы быть выведены оттуда, если бы еще год назад был принят документ, парафированный и Тирасполем, и Кишиневом. Этот документ не был принят под внешним давлением», - подчеркнул российский министр. По его словам, в настоящий момент продолжает работу пятисторонний механизм по мирному урегулированию в составе России, Украины, ОБСЕ, Тирасполя и Кишинева. Что касается вывода российских баз из Грузии, то между президентами России и Грузии были достигнуты договоренности о возобновлении переговоров по этому вопросу.
     Говоря о других направлениях сотрудничества с НАТО, Сергей Лавров, как сообщает ИТАР-ТАСС, предложил разработать концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива. «Ее стержень - осуществление странами региона вместе с мировым сообществом мер по укреплению доверия и взаимным гарантиям безопасности». По его мнению, «стимулировать эти процессы могла бы международная конференция по Ираку». «Россия готова сотрудничать с НАТО в достижении таких целей», - заверил Лавров. Он также выразил надежду, что «альянс откликнется на инициативу по налаживанию отношений между Организацией Договора о коллективной безопасности и НАТО.
     «Мы не собираемся вглядываться в зеркало заднего вида. Мы просто не можем себе этого позволить. Слишком много новых вызовов стоит перед нами. Терроризм, распространение оружия массового уничтожения, несостоявшиеся государства», - заявил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. И с этим нельзя не согласиться. Нужно отказываться от устаревших инструкций по защите своих интересов и переходить к реальным оценкам в области безопасности в том или ином регионе.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства