на главную страницу

2 Июля 2004 года

Юбилей

Пятница

Магистраль в завтрашний день

Юрий СПИРИДОНОВ.



     Тридцать лет тому назад было принято решение о начале строительства Байкало-Амурской магистрали. Оно было обусловлено не только экономическими, но и оборонными интересами государства. Сегодня с сожалением можно констатировать, что великая идея, владевшая умами поколения 70 - 80-х годов, - построить «северный Транссиб», дать стране второй выход к Тихому океану после ее реализации еще не дает той отдачи, на которую рассчитывали. Но это нисколько не умаляет славы участников великой стройки двадцатого века, их заслуг перед Отечеством, возможности, потенциал дороги, проложенной к нетронутым кладовым Сибири и сократившей путь к океану на 500 км, а в Якутию - на 600, нам еще предстоит освоить. И если Россия хочет остаться поистине великой державой, то мы это сделаем. Звучное, гордое слово «БАМ» вновь найдет отклик в сердцах.
     Значительная роль в строительстве БАМа отводилась Железнодорожным войскам, которым было поручено строительство Восточного участка магистрали протяженностью 1.470 км - от станции Тында до Комсомольска-на-Амуре. На сотни километров в глубь тайги перебрасывались люди, техника, завозились продовольствие, детали домов, казарм, стройматериалы. Выдвижение частей и подразделений по трассе, их временное обустройство обеспечивали опытные генералы и офицеры Ф. Прибов, И. Егорушкин, М. Гафуров, А. Железнов, П. Цыганков, К. Курочкин и другие.
     В истории строительства Байкало-Амурской магистрали у военных железнодорожников есть особо памятные даты. Так, 5 февраля 1975 года рядовой Леонид Смирнов забил первый костыль в рельсовое звено бамовского пути, а 30 июня того же года по 500-километровому пути, построенному военными железнодорожниками, отправился первый поезд из Ургала в Комсомольск-на-Амуре. 28 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза В.П. Мирошниченко было уложено «золотое» звено, состоялась стыковка Восточного и Западного участков. В 1984 году за успешное выполнение задач железнодорожная бригада из Февральска была награждена Вымпелом министра обороны СССР, а командиру бригады, ныне командующему Железнодорожными войсками России генерал-полковнику Григорию Когатько, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. На Западном участке, среди гражданских строителей были свои герои. Народ и армия, люди в погонах и без них, объединенные одной великой целью, трудились не щадя себя, поистине самоотверженно. Они свое сделали. Теперь очередь тех, кому с такой же ответственностью предстоит обращать возможности магистрали, дороги жизни во благо нации.
     Курс Правительства России на ускоренное решение экономических проблем, наращивание темпов производства, удвоение национального валового продукта в обозримые сроки непременно повысит внимание к территории, по которой прошел БАМ, с ее нетронутыми запасами топлива, золота, редкоземельных металлов, древесины: по данным ученых и экономистов, здесь находится почти треть природных ресурсов России. В районе станций Хурмули и Тунгала, например, есть колоссальные залежи угля, которые можно разрабатывать открытым способом. Запасы Эльгинского месторождения коксующихся углей на юге Якутии специалисты оценивают в 2,5 миллиарда тонн. На Удаканском и Чинейском месторождениях - медь в россыпях на поверхности. Богат своими природными ресурсами и район озера Байкал.
     Словом, БАМ – не просто новая дорога, проложить которую без трудового подвига было нельзя. Это один из маршрутов в завтрашний день России. И если на этом маршруте еще нет того движения, оживления, которого ждали, то это лишь вопрос времени. Мы еще не раз благодарно вспомним строителей БАМа. Мы еще не раз сравним красную ниточку, проложенную на карте севернее Байкала, с кровеносным сосудом государства.
     На снимках: будни и прадники БАМа; вручение Вымпела министра обороны СССР «За мужество и трудовой героизм, проявленные при строительстве БАМа» командиру бригады полковнику Григорию КОГАТЬКО.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства