на главную страницу

3 Июля 2004 года

"Мобильность-2004": анализ и выводы

Суббота

Слово и сейчас - оружие

Александр БОГАТЫРЕВ.



Столь масштабные, насыщенные разнообразием задач, разнородностью привлекаемых сил и средств мероприятия боевой подготовки, каким было недавно завершившееся оперативно-стратегическое учение «Мобильность-2004», весьма затратны. И расходы на них оправдывают себя лишь в том случае, если действия всех звеньев военного управления, всех участвовавших в учебных боях подразделений, все их эпизоды детально и принципиально анализируются и со всей строгостью оцениваются. Каждый, кому выпала честь показать себя на учении «Мобильность-2004», должен получить персональную оценку и задачи на будущее. Все виды и формы обеспечения этого крупного, особенно по целям, учения тоже надо подвергнуть жесткому анализу. Чтобы в следующий раз, решая уже другие задачи, делать все лучше, эффективнее, полнее используя возможности века.
В публикуемых сегодня материалах речь об информационном, воспитательном обеспечении учения. Его роль в новых условиях лишь возрастает, а арсенал, к сожалению, не во всем отвечает требованиям эпохи. Тем ценнее опыт, добытый в условиях, которые по разным причинам удается создавать нечасто.

     
Дюжина часов от Верховного

     Проверка боем, даже учебным, дает самые достоверные данные об уровне подготовки подразделений и частей. Учения, сбор-походы, пуски ракет несколько возвышенно именуют экзаменом на боевую зрелость, хотя, по сути, так оно и есть. Завершившееся на днях оперативно-стратегическое учение «Мобильность-2004» – тому подтверждение. В ходе трехнедельных баталий (с 9 по 30 июня) на дальневосточных рубежах России была на практике проверена способность военной организации страны нейтрализовать угрозы безопасности РФ. Прежде всего путем маневра силами и средствами постоянной готовности, проведения специальных операций, усиления обороны морского побережья, обеспечения безопасности стратегически важных коммуникаций. Возможность показать свою выучку выпала матушке-пехоте и «голубым беретам», морякам и авиаторам, специалистам тыла и вооруженцам. Хватило работы, понятно, и офицерам-воспитателям. Тем более что условия учения – действия на незнакомой местности в разнообразных физико-географических и климатических условиях, не на своих родных машинах и при чужом оружии – требовали и от воспитательных структур особого напряжения сил. В чрезвычайно сжатые сроки предстояло ввести личный состав подразделений ПУрВО, Северного флота, 76-й воздушно-десантной дивизии, военно-транспортной авиации в тактическую обстановку, обеспечить высокий моральный дух на всех этапах маневров, не допустить случаев нарушения мер безопасности, без чего порой не обходятся выходы в поле. Одним словом, говоря военным языком, – организовать полнокровное морально-психологическое обеспечение (МПО) действий войск. По словам заместителя руководителя оперативно-стратегическим учением по МПО, первого заместителя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Виктора Бусловского, эта задача решалась творчески и продуктивно.
     Работа началась с этапа переброски подразделений. Уже в самолетах командиры и их верные помощники – воспитатели вели боевое информирование подчиненных, знакомили с сутью предстоящих задач, особенностями театра военных действий, мерами безопасности при перелете и выгрузке. А в Москве процесс перегруппировки войск отслеживали представители органов по воспитательной работе, вошедшие в состав группы контроля Генерального штаба.
     Большая по объему работа легла на плечи офицеров-воспитателей Тихоокеанского флота, Дальневосточного военного округа и входящего в его состав Приморского общевойскового объединения. К моменту прибытия ротных и батальонных тактических групп уральцев, псковичей и северян в районах их сосредоточения коллеги-дальневосточники уже развернули в палатках полевые пункты психологической помощи и реабилитации, военно-социальной работы, информационно-справочные. Что немаловажно, значительную часть оборудования, технических средств воспитания, средств наглядной агитации тоже предоставила принимающая сторона. В информационно-справочном пункте, например, посетители имели возможность поближе знакомиться с Дальним Востоком и его военной составляющей, мерами безопасности при проведении учения с боевой стрельбой, особенностями тактических действий с учетом физико-географических условий региона, тактико-техническими характеристиками вооружения и военной техники. Здесь же можно было полистать подшивки армейской, окружной, флотской газет, «Красной звезды». Газета ДВО «Суворовский натиск» в период учения печаталась дополнительным тиражом и оперативно доставлялась в расположения всех тактических групп. Во всех информационно-справочных пунктах были телевизоры и радиоприемники. Информация о ходе учения в печатных и электронных СМИ, надо подчеркнуть, была не только оперативной, но и созидательной, вдохновляющей.
     Мобильный пресс-центр во взаимодействии с органами воспитательной работы, несмотря на многочисленность журналистского десанта, все вопросы информационного обеспечения отработал успешно. Испытали себя на информационном поприще и сами участники учения. В ротных и батальонных тактических группах регулярно выпускались боевые листки, фото- и сатирические газеты. В ротах и взводах работали нештатные информационные активы. На занятиях по общественно-государственной подготовке, в ходе планового и оперативного информирования поднимались вопросы, связанные с природой терроризма и методами борьбы с ним. Гостей знакомили с военно-политической обстановкой в регионе, особенностями боевой учебы.
     В боевых порядках вели работу агитбригады Уссурийского, Владивостокского и Сергеевского гарнизонных домов офицеров, Драматического театра Дальневосточного военного округа. 12 июня, например, по случаю национального праздника они выступили перед участниками учения с программой «На страже суверенитета России». Выступали агитбригады и в канун Дня памяти и скорби. Кстати, непосредственно 22 июня войска посетили ветераны Великой Отечественной. Герои минувших баталий поделились опытом с участниками нынешних. Все это проходило, что называется, на передовой.
     Вечера в пунктах постоянной дислокации воины коротали у экранов полевых автоклубов. В такой обстановке с особым интересом смотрелись хрестоматийные, казалось бы, художественные киноленты: «В зоне особого внимания», «Баллада о солдате», «Ответный ход». А что уж говорить о военно-учебных фильмах типа «Действия боевых групп на поле боя», «Мотострелковый батальон на БПМ в наступлении с ходу» и т.д.
     Не забыли в ходе учения и об оперативном поощрении отличившихся. Командиры и начальники различных рангов вручали им грамоты и вымпелы «Лучший наводчик-оператор», «Лучший мотострелковый взвод», «Лучшая парашютно-десантная рота». Немало отличившихся в учебных боях, независимо от ведомственной принадлежности, удостоились оформленной в виде грамоты благодарности от командующего войсками ДВО генерала армии Юрия Якубова. Медали и ценные подарки по итогам ротного тактического учения с боевой стрельбой морпехам вручал лично министр обороны РФ Сергей Иванов. Верховный Главнокомандующий Владимир Путин наградил часами двенадцать лучших участников двух батальонных и ротного тактического учений на полигоне Сергеевский да еще и разделил с ними за неторопливой беседой солдатскую трапезу. Запомнится она, должно быть, солдатами на всю жизнь.
     …Итоги столь крупного мероприятия боевой и оперативной подготовки войск – всегда плод глубокого, всестороннего анализа. Однако уже сегодня можно говорить о том, что привлекаемые на учение войска со сложными и трудными задачами справились. Давать оценку организации морально-психологического обеспечения всегда сложнее. Работу воспитателей количеством пораженных мишеней не измеришь. Но факт остается фактом: лишь при соответствующем морально-психологическом состоянии личный состав способен побеждать в бою, реальном ли, учебном – неважно. Впрочем, результаты совместной работы офицеров-воспитателей с командирами и штабами можно выразить и в более конкретных показателях. Достаточно сказать, что в ходе столь масштабного учения не было зафиксировано случаев нарушения воинской дисциплины, травматизма и уж тем более гибели людей.
     Одним словом, экзамен на боевую зрелость войска и силы флота выдержали. Судя по тенденциям в боевой и оперативной подготовке, он отнюдь не последний и далеко не самый трудный. Впереди еще четыре месяца летнего периода обучения, которые будут жаркими и в прямом, и в переносном смысле слова.
     
Читать дальше >>>



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства