на главную страницу

6 Июля 2004 года

Из Госдумы

Вторник

Льготный «секвестр»

Соб. инф.



Государственная Дума после жарких дебатов, предшествовавших рассмотрению вопроса палатой, все же приняла в первом чтении законопроект о замене льгот денежными компенсациями. Хотя день начался со скандала - на Манежной и Театральной площадях прошли митинги активистов КПРФ и других оппозиционных партий против принятия закона. К своим вчерашним недругам присоединились даже представители «Яблока», партии пенсионеров и ЛДПР. Но просто митинговать было скучно, и члены Всероссийского общества инвалидов перекрыли автомобилями «Ока» движение по Охотному ряду. Вдохновленные этим молодые активисты левых движений попытались прорвать милицейское оцепление, но стражи правопорядка сдержали натиск «нацболов». Лишь двое из них под видом журналистов просочились в Госдуму и принялись разбрасывать листовки. Но и этих охрана повязала быстро и без лишнего шума.

     

     Беспорядки, впрочем, не помешали парламентариям приступить к обсуждению законопроекта.

     С докладом по проекту выступил министр финансов РФ Алексей Кудрин. Объяснив депутатам, что им предстоит принять только концепцию закона, который ко второму чтению пройдет все круги поправок, он отметил, что «монетизация льгот повысит социальную защищенность инвалидов и ветеранов труда и войны». Действующие льготы, отметил министр, не обеспечены финансированием, принятие же внесенного правительством законопроекта о компенсационных выплатах «облегчит переход от популизма и чистых деклараций к реальному выполнению государством своих обязательств». «Будет упразднена несправедливость нынешней системы, когда одни граждане имеют льготы, а другие - нет», - заявил Кудрин и пообещал, что деньги на это все в бюджете найдутся. Министр отметил, что на замену льгот денежными выплатами, за исключением сферы ЖКХ, в проекте федерального бюджета на 2005 год предусмотрен 171 млрд. рублей. Это в 4 раза больше, чем финансируется сегодня, подчеркнул Кудрин.

     Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, выступавший вслед за Кудриным, назвал рассматриваемый законопроект о льготных выплатах одним из наиболее важных документов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан. Он напомнил, какие льготы предлагается с 1 января 2005 года финансировать из федерального бюджета, а какие - передать регионам.

     Потом слово было предоставлено депутатам, которые только доказали, что единого мнения по поводу реформы всей системы льгот в стране нет не только в обществе, но и среди самих парламентариев. Одни обвиняли авторов монетизации в поспешности, непродуманности, тяжелых последствиях и т.д. Другие пытались доказать коллегам, что отмена льгот и их замена живыми деньгами – благо как для государства в целом, так и для каждого гражданина. Консенсусом и не пахло…

     И тут пришла пора голосовать. За то, чтобы поддержать закон, еще накануне высказались «Единая Россия», часть независимых, против обещали голосовать КПРФ, «Родина» и ЛДПР. Так оно и было. Но голосов «единороссов» и их союзников в итоге хватило для того, чтобы принять правительственный законопроект о льготных выплатах за основу в первом чтении. Документ поддержали 296 депутатов, «против» высказались 123 человека, воздержались четверо.

     Надо отметить, что приняли с оговорками. Главным условием является то, что ко второму чтению проект будет серьезно доработан с учетом предложений и замечаний депутатов. Это требование зафиксировано в принятом вместе с законопроектом постановлении, текст которого был дополнен поправками, предложенными депутатами - членами фракции «Единая Россия».

     В частности, депутаты настаивают на сохранении в полном объеме положений Трудового кодекса, регулирующих определение и повышение минимального размера оплаты труда. Необходимо выработать механизмы реализации государственных гарантий по оплате труда работников; внести дополнения, фиксирующие невозможность снижения размера заработной платы у работников организаций бюджетной сферы, включая надбавки и доплаты к ним ниже уровня, установленного на 31 декабря 2004 года, при условии сохранения за работником прежних должностных обязанностей и объема работ.

     Предложено внести в Федеральный закон от 1 мая 1999 года «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» дополнения, предусматривающие ежегодную разработку типового положения, содержащего рекомендации по системе оплаты труда бюджетников, включая тарифы и надбавки, на федеральном, региональном и местном уровнях на очередной финансовый год.

     В готовящемся законе следует установить для льготных категорий граждан гарантированный государственный «социальный пакет» стоимостью не дороже 440 рублей в месяц, по которому гражданам будут предоставлены по фиксированной льготной цене проездные билеты на проезд в пригородном железнодорожном транспорте, полис дополнительного медицинского страхования, обеспечивающий получение необходимых лекарств бесплатно, и санаторно-курортное лечение (включая бесплатный проезд к месту лечения).

     Признано необходимым сохранить в полном объеме льготы для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, а также исключить суммы денежных выплат (предусмотренных взамен льгот для ряда категорий граждан) из расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина (для оценки нуждаемости при предоставлении жилищных субсидий).

     Также указано на необходимость решить ряд других важных вопросов, вызвавших серьезную дискуссию в ходе предварительного обсуждения законопроекта. В их числе - оказание федеральной государственной материальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, сохранение ежемесячного пособия на ребенка в перечне видов государственных пособий, предусмотренных законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, увеличение размера ежемесячной денежной выплаты для детей-инвалидов, сохранение государственных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение образования, отдых, оздоровление и жилье.

     Предложено сохранить основные государственные гарантии для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разработав механизм их практической реализации, а также механизм доступности «социального пакета».

     В постановлении зафиксировано, что поправки к законопроекту направляются в Комитет по бюджету и налогам в тридцатидневный срок со дня принятия проекта в первом чтении. Для подготовки законопроекта ко второму чтению решено создать рабочую группу из представителей профильных комитетов.

     Правительству предложено до принятия законопроекта во втором чтении представить Госдуме подробные расчеты и обоснования планируемых размеров денежных компенсаций по категориям граждан, имеющим право на льготы, а также механизм обеспечения граждан соответствующими денежными выплатами (включая сроки и порядок его реализации).


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства