на главную страницу

7 Июля 2004 года

Планета людей

Среда

ЕврАзЭС – локомотив интеграции

Подготовил Роман СТРЕШНЕВ.



Роль экономики сегодня трудно переоценить. Именно из-за просчетов в этой сфере начинаются серьезные проблемы в иных областях. Однако в современном мире для успешного развития экономической базы и ее конкурентоспособности необходимы уже не только усилия отдельного государства, а переход на более высокую ступень – экономическая интеграция в международном масштабе. С распадом СССР экономические связи между постсоветскими государствами были утрачены. По этой причине возникло множество проблем. Однако в последние два-три года на разных уровнях все чаще говорят, что пора заполнить возникшие пустоты реальным сотрудничеством. Одной из организаций, призванных решить эту задачу, является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). На днях генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий РАПОТА встретился с творческим коллективом «Красной звезды».

     Говоря об истории формирования ЕврАзЭС, Григорий Рапота напомнил, что в 1995 г. Россия подписала с Белоруссией соглашение о создании таможенного союза. К нему присоединились Казахстан, потом Киргизия и Таджикистан. В 2000 г. на основе достигнутых этими пятью государствами договоренностей было образовано Евразийское экономическое сообщество, но уже с новыми уставными документами и абсолютно иной организационной структурой. Статус наблюдателя при Сообществе впоследствии был предоставлен Армении, Молдавии и Украине.
     Принципиальное отличие ЕврАзЭС от иных существующих на постсоветском пространстве объединений заключается в том, что это Сообщество создано строго по канонам международной организации. Оно защищено конвенцией о привилегиях и иммунитетах, работники являются международными чиновниками, а внутренняя организация ЕврАзЭС предполагает наличие квот для каждой из стран-участниц. Скажем, должность генерального секретаря закреплена за Россией, а два его заместителя представлены от Казахстана и Белоруссии. Секретариат достаточно компактен и составляет 85 человек, из которых две трети находятся в Москве, а одна треть – в Алма-Ате. Всего насчитывается девять департаментов, шесть из которых расположены в столице России и три – в экс-столице Казахстана. 20 руководящих должностей в Секретариате распределяются на квотной основе и пропорционально тому взносу, который каждая страна вносит в бюджет Сообщества. Бюджет ЕврАзЭС составляет порядка 2 млн. долларов. 40 процентов формируется за счет взноса РФ, по 20 процентов - за счет взносов Казахстана, Белоруссии и по 10 - от Таджикистана и Киргизии.
     Основным рабочим органом Сообщества является Интеграционный комитет. Он представлен вице-премьерами всех государств. Решения в нем принимаются двумя третями голосов. При этом каждая сторона имеет пропорциональное их взносу в бюджет количество. Более высокий уровень сотрудничества - Межгосударственный совет ЕврАзЭС, который собирается трижды в год: один раз на уровне президентов и два - на уровне премьеров. В ходе этих встреч посредством достижения консенсуса принимаются основные политические и концептуальные решения.
     – Какая основная задача стоит перед Евразийским экономическим сообществом в настоящий момент? - был задан вопрос одним из журналистов.
     – Если в целом, то это - ускорение экономической интеграции. И прежде всего создание условий для свободного беспошлинного передвижения товаров без изъятий и ограничений - тех товаров, которые производятся на территории государств Сообщества, - рассказывает Григорий Рапота. - И в рамках ЕврАзЭС мы этого добились. Режим свободной торговли у нас реально существует и работает.
     Следующая ступень интеграции - создание таможенного союза. Суть его в том, что все товары, которые произведены в третьих странах, поступают на территорию любого государства Сообщества на одних и тех же условиях. То есть взимаются одинаковые таможенные пошлины на ввозимые в ЕврАзЭС товары через границы любого из государств Сообщества. Пока таможенного союза в рамках ЕврАзЭС нет, хотя де-факто он уже существовал в начале девяностых, что было унаследовано от Советского Союза.
     На сегодня лишь 56 процентов товарной номенклатуры имеют одинаковые таможенные пошлины при ввозе. Если же эта планка достигнет 80 процентов, тогда мы сможем говорить, что таможенный союз ЕврАзЭС в основном создан. В этом году планируется поднять ее до 75 процентов. Несколько месяцев назад главами государств Сообщества подписан программный документ - Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003 – 2006 гг. и последующие годы. В соответствии с ним таможенный союз должен быть создан к 2006 г. И если нам удастся достигнуть намеченных целей, то это будет очень серьезная подвижка в экономической интеграции пяти государств.
     По словам Григория Рапоты, следующий этап интеграции - создание единого экономического пространства. Четыре государства уже подписали соглашение о создании ЕЭП - Белоруссия, Россия, Казахстан и Украина. ЕврАзЭС тоже работает в данном направлении. В этом плане в рамках Сообщества достигнуто жестко регламентированное односкоростное интеграционное движение, когда очередное подготовленное соглашение подписывается одновременно всеми пятью государствами. При этом все решения обязательны к исполнению. В ЕЭП же предусматривается разноскоростное движение, то есть каждая страна по мере своей готовности присоединяется к тем или иным договоренностям.
     Как подчеркнул генеральный секретарь ЕврАзЭС, за два с половиной года в рамках Сообщества удалось сделать довольно много. Был принят такой механизм решения экономических споров, который пока не юридически, но фактически исключил из практики антидемпинговые процедуры, то есть защитные меры, которые ограждают собственного производителя от действующего на внутреннем рынке зарубежного производителя. Например, в 2002 г. между Россией и Казахстаном действовало около 20 антидемпинговых процедур, что, конечно, не содействовало свободе передвижения определенных видов товаров. Подобный подход вызывал не только финансовые потери, но и создавал некоторую политическую напряженность. В итоге пятисторонней совместной работы в рамках ЕврАзЭС был найден механизм, благодаря которому к настоящему времени не осталось действующих антидемпинговых мер. Для полноты картины можно отметить, что зона свободной торговли не исключает использования антидемпинговых процедур, но для нас их применение стало крайней мерой.
     В мае 2002 г. Межгосударственный совет принял решение о создании механизма согласования позиций стран Сообщества при вступлении во Всемирную торговую организацию. И этот механизм сейчас работает. Ведь если бы пять государств вступили в ВТО на разных условиях, то затем о создании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС можно было бы забыть.
     По мнению Григория Рапоты, есть два важных для образования инфраструктуры Сообщества направления, по которым сотрудничество должно быть особенно активным, – энергетика и транспорт.
     Скажем, в Центрально-Азиатском регионе почти все гидроэнергетические ресурсы сосредоточены в двух государствах – Таджикистане и Киргизии. В прошлом году был реализован проект по транзиту электроэнергии из этих республик в энергодефицитные российские районы Южного Урала, чего не было даже в советское время. Более того, ЕврАзЭС добилось принятия решения о совместном строительстве и освоении гидроэнергетических ресурсов Таджикистана и Киргизии. Речь прежде всего идет о строительстве новых гидроэлектростанций. И по одной из них, Сангтудинской ГЭС в Таджикистане, РАО ЕЭС подготовило технико-экономическое обоснование. Достигнута также договоренность между президентами Эмомали Рахмоновым и Владимиром Путиным о том, что эта гидроэлектростанция будет в совместной собственности (на этот счет готовится межправительственное соглашение).
     Особое внимание привлекает также транспортная тематика. В данной области очень много проблем, в частности очень запутанная система железнодорожных тарифов: для внутренних перевозок один, для транзита другой, для экспорта-импорта третий. В решении данных проблем необходима унификация таможенно-тарифной политики государств Сообщества, в том числе согласование транспортных тарифов. И первое решение по данной теме принято на недавнем саммите ЕврАзЭС в Астане, в повестку которого был включен вопрос о создании единой тарифной базы на железнодорожные перевозки.
     В целом же в рамках ЕврАзЭС сейчас подписаны 73 международно-правовых документа, из которых 62 уже вступили в силу, а по остальным проводятся соответствующие внутригосударственные процедуры. Каждое такое соглашение требует внесения корректив во внутреннее законодательство, а это огромная работа.
     - Хотелось бы отметить, что мы не гонимся за количеством соглашений, – подчеркивает генсек ЕврАзЭС. – Куда важнее качество этих документов, а также то, чтобы они выполнялись и работали на благо всех народов Сообщества.
     Журналистов «Красной звезды» интересовали и некоторые аспекты российско-украинского экономического сотрудничества. Так, в свое время Украина отказалась войти в ЕврАзЭС, но поддержала идею ЕЭП. Понятно, что Киеву выгодно покупать российские энергоносители по низким ценам. А какой здесь интерес России?
     Отвечая на этот вопрос, Григорий Рапота сказал, что для создания по-настоящему сильной экономической интеграции желательно участие таких крупных государств постсоветского пространства, как, например, Украина или Узбекистан. Но, естественно, это должен быть их свободный выбор. Мы приглашаем всех к сотрудничеству и держим двери открытыми для новых членов. Главное условие ЕврАзЭС – это добровольное участие в Сообществе. Вместе с тем для вступающих в ЕврАзЭС создана достаточно жестко регламентированная система вступления. Стране-кандидату дается переходный период, в течение которого она должна присоединиться ко всем договорам и соглашениям, а это, как известно, непросто. Но в ином случае существо ЕврАзЭС будет просто размыто.
     Украина выразила готовность поучаствовать в ЕврАзЭС пока в качестве наблюдателя. Диалог с украинскими коллегами показывает, что для Киева сейчас самое главное – режим свободной торговли. В ЕврАзЭС, как в ВТО и Евросоюзе, существует практика взимания налога по стране назначения. Она касается и энергоносителей. Это самый большой предмет экспорта, и от того, где этот налог взимается, зависит очень многое. Мы декларировали готовность идти по данному пути, но с некоторыми оговорками, потому что это затрагивает экономические интересы России. Тогда украинская сторона поставила вопрос иначе: не вступление в ЕврАзЭС, а присоединение лишь к некоторым соглашениям Сообщества. Например, к тем, которые формируют режим свободной торговли. Однако в ЕврАзЭС нет единого соглашения об этом, а есть серия документов, которыми такой режим практически формируется. Отсюда возникли определенные юридические сложности. В то же время желание интегрироваться с Украиной присутствовало всегда. Достаточно большой сегмент украинского общества за то, чтобы активизировать работу в данном направлении. Поэтому была найдена формула создания ЕЭП, которую Киев поддержал. Кстати, в частности на секретариат ЕврАзЭС возложили обязанность подготовить все необходимые соглашения по ЕЭП.
     - Это естественно, когда каждая страна в любых переговорах отстаивает собственные интересы, – говорит генсек ЕврАзЭС. – Ведь, не определив их, невозможно вести совместную работу. В свою очередь и Россия, определившись в главном – нужна ей экономическая интеграция или нет, должна быть готова к каким-то уступкам либо в политике, либо в экономике, либо в финансах. Найти этот баланс выгоды и издержек – это задача политиков. Лично я считаю, что цель оправдывает вложенные средства. А для конкретных рассчетов нужна группа экспертов по самым разным направлениям.
     - По логике вещей получается, что в перспективе все члены Сообщества, в том числе Россия, смогут получить нечто гораздо большее? – продолжил разговор один из журналистов.
     - Я считаю, что да, – подчеркнул Генеральный секретарь ЕврАзЭС. – В частности, не так давно Душанбе неоднократно предлагал Москве инвестировать средства в разработку серебряных, золотых рудников, месторождения сурьмы, в восстановление химической и текстильной промышленности, причем таджикская сторона готова была отдать России более пятидесяти процентов акций и соответственно прибыли. Но российский бизнес не принял данные предложения. Сейчас в Таджикистане активно работают уже зарубежные инвесторы. Текстильная промышленность целиком у корейцев, золото – у англичан, сурьму разрабатывают американцы, цементное производство – у чехов, Иран предлагает сотрудничество в гидроэнергетике. И после этого у нас в России говорят о какой-то смене приоритетов Душанбе. Разве это справедливо?
     В Таджикистане ключевая сфера, таящая в себе огромный экономический потенциал, – это энергетика. И я надеюсь, российский бизнес займет эту нишу. Следует подчеркнуть и то, что на экономический базис очень тесно завязаны вопросы политики и безопасности. Ведь, создавая в Таджикистане условия для экономического развития, мы тем самым решаем множество социальных проблем как внутри этого государства, так и на постсоветском пространстве в целом. Не секрет, что именно сложная социально-экономическая ситуация порождает религиозный экстремизм, терроризм и наркобизнес, которые относятся к основным угрозам ХХI века.
     Отвечая на вопрос, в чем отличие ЕврАзЭС от СНГ и не происходит ли здесь некоторого дублирования решаемых задач, Григорий Рапота отметил, что те задачи, которые стоят перед ЕврАзЭС, не могут быть урегулированы в рамках Содружества.
     - Мы в свое время полагали, что достаточно создать организацию и она сама все решит. Создали СНГ, в котором решения и соглашения (по уставу Содружества) подписываются не в обязательном порядке, а также допускаются оговорки и изъятия. Все это, естественно, затруднило последующее претворение в жизнь принятых договоренностей. В ЕврАзЭС, как я уже говорил, другая, более четкая и регламентированная схема. В СНГ такого механизма просто нет. Однако Содружество, по мнению Григория Рапоты, спасла именно либеральная, не обязывающая форма организации. Она позволяет взаимодействовать странам, которые разошлись по многим моментам. Есть ряд вопросов, которые хорошо решаются только в рамках СНГ, в том числе и в ходе неформальных встреч двенадцати президентов.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства