на главную страницу

7 Июля 2004 года

Страницы будущих книг

Среда

В.А. Крючков о Ю.В. Андропове

Продолжение. Начало >>>

Из книги Владимира КРЮЧКОВА «Личность и власть».



     И еще один важный вопрос: Ю.В. Андропов, пожалуй, первым заметил опасность политики «национального коммунизма». Родоначальником такой политики была Югославия и два ее лидера - И.Б. Тито и Э. Кардель. По мысли югославского партийного руководства для коммунистов первостепенным является национальный подход, а уже потом - интернациональный. В борьбе с И.В. Сталиным и влиянием КПСС в международном коммунистическом движении югославские коммунисты, во-первых, развернули широкую пропаганду национального коммунизма в самой югославской партии, а во-вторых, развернули затем работу по утверждению такого подхода в других коммунистических и рабочих партиях. Такой взгляд выхолащивал интернациональное из коммунистического движения, что, конечно, в итоге не могло не сказаться отрицательно на единстве и солидарности коммунистических рядов и вскоре превратилось в проблему.
     Андропов придавал серьезное значение этой порочной позиции руководства югославских коммунистов и предупреждал о тех негативных последствиях, к которым придет коммунистическое движение, в случае если югославские взгляды получат распространение и начнут утверждаться в отдельных коммунистических и рабочих партиях…
     Периодически возникавшим серьезным осложнениям в некоторых социалистических странах Юрий Владимирович придавал исключительно большое значение. Понимал их опасность и сознавал, что рано или поздно, если не будут приняты соответствующие меры самого широкого плана, все это может вылиться в «чрезвычайные происшествия», породить такие процессы, которые сметут народную власть в некоторых соцстранах. Поэтому не случайно он не стоял в стороне от мер, которые принимались для локализации упомянутых выше конфликтных событий. Вместе с тем он не ограничивался только жесткими мерами по пресечению антиобщественных выступлений… Однако руководство и Советского Союза, и некоторых социалистических стран не отдавало себе отчета, насколько опасны антиобщественные выступления, массовые проявления обоснованного недовольства отдельных слоев населения. Бытовало мнение, что все образуется само собой, уладится, и поэтому не было серьезных попыток кардинальным образом пересмотреть те или иные принципы внутренней и внешней политики социалистических стран.
     


     — Руководство не отдавало себе отчета, насколько опасны антиобщественные выступления, массовые проявления недовольства отдельных слоев населения.
     



     Почему так происходило? С одной стороны, мы, видимо, имели дело с явной недооценкой происходившего, а с другой - с политической некомпетентностью и неспособностью руководства некоторых социалистических стран пойти на кардинальные изменения, которые могли бы исправить создавшееся положение, к тому же все более ухудшавшееся. Сочетание того и другого (как, разумеется, и другие факторы) привело к тому, что в конце 80-х - начале 90-х годов социалистический строй приказал долго жить практически во всех странах, кроме КНР, Кубы, Вьетнама и КНДР, то есть стран, которые шли своим путем, развивались по принципиально иной схеме, чем европейские социалистические страны.
     У Андропова же не хватило ни сил, ни времени основательно заняться этой проблемой и наметить хотя бы основные пути оздоровления ситуации в соцстранах и прежде всего в Советском Союзе. После него никто уже и не пытался этого сделать. Потому что те, от кого это зависело, то ли не понимали всего, что происходило, то ли преследовали совсем иные цели.
     Из пятнадцати месяцев, что Ю.В. Андропов находился на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, активно, в полную силу он работал, пожалуй, в течение восьми-девяти. Не больше. Остальное время настолько сильно болел, что не мог полностью посвящать себя работе. Было очевидно, что так управлять страной больше невозможно, что это непозволительная роскошь, что рано или поздно такая ситуация обернется большой бедой. Приглашенный из-за рубежа видный специалист по тому заболеванию почек, которым страдал Андропов, никаких обнадеживающих прогнозов не сделал. Он дал понять, что надо готовиться к самому худшему. Понимал это и сам Юрий Владимирович. Он мужественно переносил страдания, которые причиняла ему болезнь, и в меру своих ослабевших сил думал о судьбе партии и страны. Он пытался смягчить те беды, которые могли обрушиться на нас в ближайшее время. Мучительно думал, как быть. Своей озабоченности и тревоги не скрывал. Полагал, что в один прекрасный момент он еще скажет свое слово. Но вера в то, что он еще какое-то время протянет и так быстро не уйдет из жизни, видимо, помешала ему конкретно высказаться о своем преемнике. Да, это было сложное, тяжелое время не только для Ю.В. Андропова лично, но и для страны в целом.
     Единственное, что удалось сделать Андропову, - это обеспечить улучшение ситуации в стране. К концу 1983 года четко наметились тенденции к улучшению во многих областях жизни государства, и никакого ухудшения ни по одному из направлений. Это было уже немало, потому что надежда получила подпитку.
     Юрий Владимирович не раз говорил, что государственники должны жить ради народа и служить только его интересам. Он говорил, что советский народ достоин лучшей жизни, чем та, которой он живет. Советский Союз, отмечал он, стал великой державой, сверхдержавой и тем заложил основы для своей безопасности на длительную перспективу. Теперь нужно налечь на легкую индустрию и производить как можно больше и лучше товаров, которые улучшают жизнь народа, повышают ее качество. Те, кто ворует, живет нечестным путем за счет народа, должны, по его убеждению, строго наказываться, а приобретенные ими блага - возвращаться народу. Если, говорил он, народ живет хуже тех, кто должен проявлять о нем заботу, то все слова о благоденствии — это сплошная демагогия. Вот любопытное двустишие Юрия Владимировича на эту тему:

     
«Кто проповедь читать захочет людям,
     Тот должен жрать не слаще, чем они».

     

     Не правда ли, высокая нравственность и абсолютно полезный, правильный постулат?
     Имея тонкую поэтическую душу, Андропов вместе с тем понимал, что люди живут не в идеальном мире, что надо считаться с реальностью, а она порой жестока, неумолима и цинична. Он не любил демагогию, популизм, безответственность в обещаниях. И если в ком-то замечал эти качества, то решительно отходил от него и терял к нему всякое уважение...
     Принцип законопослушности в работе органов госбезопасности и правоохранительных органов имеет важнейшее значение. Андропов уделял утверждению этого принципа в личном составе первостепенное внимание. Это тем более важно, что за историю СССР в работе правоохранительной системы были периоды грубых нарушений законности в довольно широких масштабах, дорого стоивших государству тогда и в последующем. От того, насколько принцип законопослушности будет внедрен во всю правоохранительную систему и будет эффективно действовать, зависят законность, правопорядок и в конечном счете государственная безопасность. Важно, чтобы этот принцип был утвержден и претворялся в жизнь сверху донизу и снизу доверху и чтобы любые попытки нарушить его пресекались изначально.
     


     — Он пытался смягчить те беды, которые могли обрушиться на нас в ближайшее время, мучительно думал, как быть, и не скрывал своей озабоченности и тревоги.
     



     Конечно, органы госбезопасности и вообще правоохранительная система не являлись и не являются в нашем обществе какими-то автономными структурами. Они часть общества и государственности, на них распространяются все основные законодательные акты, вся нормативная база, на которой зиждется, в частности, и работа КГБ (название, в общем-то, сути не меняет), и его органов. Система госбезопасности должна находиться в структурной подчиненности, быть контролируемой и в максимальной мере прозрачной. Короче говоря, будучи частью системы государственности, органы госбезопасности подлежат контролю, проверке их деятельности и строжайшей ответственности перед законом и соответствующими вышестоящими властями. Конечно, специфика работы системы госбезопасности, ее секретный характер требуют особого, строго определенного подхода к контролю и руководству органами госбезопасности. Все это должно четко определяться соответствующими законодательными актами, исключающими возможность и опасность того, что система госбезопасности (или часть ее) в одно прекрасное время может оказаться вне контроля, вне проверки. Такая ситуация может породить вседозволенность со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
     Но мало провозгласить принцип законопослушности, реализовать его в соответствующих законодательных актах. Требуется огромная воспитательная работа сотрудников органов КГБ в духе верного понимания этого принципа и следования ему во всех служебных делах. Разумеется, не должно оставаться в стороне и само общество. Оно тоже несет ответственность за положение дел с проблемой национальной безопасности, должно принимать непосредственное участие в мероприятиях по ее обеспечению.
     Решение такой огромной и сложной задачи, как обеспечение государственной безопасности, не под силу одним лишь органам, какой бы численностью, материальными возможностями они ни располагали. Только совместные усилия всего общества, практически всех его структур и граждан могут обеспечить на должном уровне решение задач по защите интересов безопасности от происков и действий любых деструктивных сил как внутри страны, так и за ее пределами.
     Любое общество, в том числе и российское, как всякий живой организм, нуждается в постоянном усовершенствовании, развитии и укреплении. Об этом не уставал говорить Ю.В. Андропов. Оно не может стоять на одном месте, иначе в одно прекрасное время наступит момент, когда начнется его разложение, дадут о себе знать кризисные явления и подправлять ситуацию будет труднее. Оптимальный вариант — с самого начала предпринимать все необходимое для недопущения негативных процессов и пресечения их в самом начале, если они стали проявляться. Конечно, нельзя ожидать, что кто-то придет и запрограммирует развитие общества на 50, а то и 100 лет вперед. Нет, это совершенно невозможно. Сегодня, в век убыстряющейся и масштабной научно-технической революции, такие длительные прогнозы и тем более конкретные программы — вещь невозможная. Запрограммировать развитие общества и государства на такую длительную перспективу — задача невыполнимая. Сама научно-техническая революция нередко ставит нас перед такими ситуациями, которые еще вчера казались делом далекого будущего, а сегодня они уже на пороге дня и требуют своего решения. Отталкиваясь от этого, можно нащупать столбовые пути развития экономики, общественной жизни и определиться по принципиальным позициям на более или менее длительную перспективу, но придать совершенно конкретное направление развитию общества в целом на долгие годы — задача, которая попахивает волюнтаризмом и прожектерством.

     (Окончание следует.)


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства