на главную страницу

10 Июля 2004 года

Планета людей

Суббота

Осетия: тревожная тишина

Олег ГОРУПАЙ (Тбилиси), Александр ТИХОНОВ.



     Вчера утром полномочный представитель президента Грузии в регионе Шида-Картли Михаил Карели сообщил «Красной звезде», что с двух часов ночи южно-осетинской стороной производился обстрел населенного пункта Квемо-Никози. Однако военные наблюдатели Смешанных сил по поддержанию мира доложили в Объединенный штаб ССПМ, что за ночь ни возле этого села, ни где-либо еще в зоне конфликта стрельбы не фиксировалось. Тишина той ночью была бы полной, если бы не урчание двигателей – в Объединенном штабе ССПМ «Красной звезде» сообщили, что в течение ночи в зону конфликта грузинской стороной было введено около 150 единиц автотехники предположительно с личным составом внутренних войск МВД и полицией. Есть сведения о том, что в зону конфликта вводятся тяжелая техника и вооружение.

     Увеличивая военное присутствие в зоне конфликта, руководство Грузии обвиняет в эскалации напряженности… Россию. Президент Грузии Михаил Саакашвили, находясь с визитом в Иране, сказал буквально следующее: «Главная ответственность в нынешней ситуации лежит не на Эдуарде Кокойты, а на России и российских миротворцах, которые должны сделать все, чтобы образумить цхинвальские власти». В общем, с больной головы - на здоровую…

     Задержанные в селе Ванати и доставленные в Цхинвали сотрудники грузинских правоохранительных органов освобождены. Но, к сожалению, это не дает оснований считать инцидент исчерпанным. По сути дела, в настоящее время как грузинские, так и южно-осетинские силовые структуры осуществляют маневрирование силами и средствами. Если переговорный процесс не будет возобновлен, итог этих маневров предсказать несложно. Госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава, как передает ИТАР-ТАСС, «ничего не имеет против переговоров» в формате сопредседателей Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию конфликта, но «не видит особого смысла» в проведении их встречи в настоящее время в Цхинвали, поскольку ситуация «уже выходит за рамки компетенции СКК» и «сейчас уже необходимо вмешательство руководителей более высокого ранга». Так как буквально накануне Хаиндрава заявлял о поддержке грузинским руководством предложения России о проведении в пятницу в Цхинвали встречи сопредседателей СКК, изменение его позиции настораживает. Вероятность того, что руководство конфликтующих сторон вместо стола переговоров сядет за столы с командирскими картами региона, а подчиненных направит на боевые позиции, по-прежнему высока.

     Официальный Тбилиси энергично ищет поддержку. В то же время однозначного публичного «одобрямс» своим действиям в зоне конфликта грузинская сторона не получила даже из Вашингтона, который к грузинскому руководству последние годы относился благосклонно. Осудив захват сотрудников министерства внутренних дел Грузии, официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер, сообщает РИА Новости, призвал предпринять шаги по снижению напряженности. «Мы считаем, что интенсивный диалог является наилучшим способом обеспечить мирное решение, которое гарантирует территориальную целостность Грузии и позволит избежать дальнейшего насилия», - сказал он.
     

     Если Тбилиси не получит никаких обещаний поддержки на случай начала военных действий от сильных мира сего, войны не будет. Избежать кровопролития могут помочь и четкие действия российской стороны, представленной в зоне конфликта миротворцами. Однако предпосылки для очередной эскалации напряженности (если на этот раз удастся разойтись миром) все равно сохраняются.
     

     Дело в том, что, как и в случае с Аджарией, конфликт обусловлен и экономическими противоречиями. Проще говоря, речь идет о стремлении испытывающего финансовые трудности официального Тбилиси взять под контроль Транскавказскую магистраль и тем самым направить денежный поток пошлин за ввозимые в Грузию по этой дороге товары в свой бюджет. Как представляется, по этому вопросу можно и нужно вести переговоры. В случае же попытки взять трассу силой батумский вариант, скорее всего не пройдет. Южная Осетия не аналог Аджарии. Практически каждая осетинская семья, проживающая в РЮО, имеет близких родственников в Северной Осетии.
Когда президент РЮО Эдуард Кокойты заявляет, что в случае начала грузинской стороной боевых действий «нам помогут наши братья с Северного Кавказа», эти слова следует понимать буквально. Северная Осетия – Алания на протяжении всех последних лет помогала чем могла своим братьям в РЮО. Можно не сомневаться, что поможет и теперь. Таким образом, численность личного состава южно-осетинских формирований способна в случае начала войны стремительно возрасти. Но даже если и после этого она окажется ниже численности грузинских подразделений, это вряд ли обеспечит полное преимущество грузинским войскам. В горах все решается не числом, а умением и отвагой. По оценке экспертов, этих качеств у военнослужащих министерства обороны РЮО достаточно. Положительно на укреплении боеспособности южно-осетинских формирований сказался и факт назначения министром обороны РЮО уволившегося из Российской армии в запас по возрасту полковника Анатолия Баранкевича, обладающего солидным, в том числе боевым, опытом. Тем более что Цхинвали для Баранкевича – малая Родина.

     Несмотря на все события последних дней, южно-осетинская сторона по-прежнему готова немедленно возобновить переговорный процесс, о чем «Красной звезде» заявил министр иностранных дел РЮО Мурат Джиоев. Слово теперь – за Тбилиси.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства