на главную страницу

10 Июля 2004 года

Армия и общество

Суббота

Контракт ставит проблемы

Олег ВЕРШИНИН.



По количеству соединений и частей, которые предстоит укомплектовать контрактниками, Дальневосточный военный округ идет вторым после Северо-Кавказского. В ближайшие четыре года подвергнутся «профессионализации» 12 воинских формирований ДВО. Подробнее об этом рассказывает начальник отдела организационно-мобилизационного управления округа полковник Валерий КОВАЛЕВ.

– Валерий Иванович, во всех уголках России сейчас развернута работа по привлечению граждан на службу по контракту. Как идет этот процесс в Дальневосточном военном округе?
     – Мы разработали широкомасштабную агитационно-пропагандистскую, или, как еще сейчас модно говорить, рекламную кампанию. Задействованы все структуры округа. В частях разработаны серии плакатов, которые уже украшают стены комнат досуга каждого подразделения, комнат посетителей на КПП. В региональных военных комиссариатах выделены помещения для организации работы по пропаганде службы по контракту. В районных военкоматах, на предприятиях, в администрациях всех уровней распространяются рекламные листки. Проводится информирование военнослужащих и местных жителей в населенных пунктах, расположенных недалеко от мест постоянной дислокации подразделений. Представители командования округа выступают в СМИ. На телевидении – постоянная бегущая строка, рассказывающая о службе по контракту. Управление воспитательной работы округа готовит видеоролик с выступлениями командующего войсками ДВО генерала армии Юрия Якубова, начальника ОМУ ДВО генерал-майора Василия Гусева, заместителя командующего войсками округа по строительству и расквартированию генерал-майора Николая Лудченко, других должностных лиц.

     – Рекламная кампания уже приносит свои плоды?

     – Более активно отзываются военнослужащие по призыву. В ближайшее время, думаю, значительно увеличится поток желающих служить по контракту и с «гражданки». Но в целом, с моей точки зрения, процесс перехода на новую систему комплектования в ДВО будет очень сложным. Профессии, которыми потенциальные кандидаты, проживающие в Дальневосточном регионе, сейчас владеют, достаточно высокооплачиваемые. К примеру, в Хабаровске водитель автобуса или троллейбуса получает около 7 тысяч рублей. В Приморском крае средняя заработная плата рыбаков в пароходстве или рабочих в рыбообрабатывающей отрасли составляет 12—15 тысяч рублей. На Камчатке и в Магадане люди на предприятиях зарабатывают 15—20 тысяч рублей. Я уже не говорю про Республику Саха, где рабочие в золотодобывающих артелях считают нормой получку свыше 20 тысяч рублей. В таких условиях оплата армейского труда не может выступать соразмерной альтернативой. По сравнению с ДВО в более выигрышном положении находится Северо-Кавказский военный округ, где денежное довольствие будет составлять не 6—8 тысяч, а 15—17 тысяч. Все это мы указали ранее в обосновании, которое отрабатывалось в 2003 году на этапе формирования Федеральной целевой программы и было доведено до Генерального штаба ВС РФ.

     – Не случится ли так, что в погоне за выполнением плана на должности контрактников начнут принимать «людей с улицы»?

     – В течение 2003 года в ДВО были проведены два инструкторско-методических занятия с командирами и военными комиссарами всех степеней. В конце января 2004 года состоялось расширенное заседание оперативной группы штаба округа с привлечением начальников штабов всех воинских частей, которым предстоит переход на контрактную основу. Подобные занятия проводятся теперь регулярно. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что офицеры всех звеньев хорошо методически подготовлены к работе по набору военнослужащих по контракту. Они осознают, что в частях придется многое менять, в том числе, кстати, и психологию взаимоотношений с подчиненными. План ради плана сейчас никому не нужен. Военнослужащий по контракту, отобранный «абы как», будет бесполезен, принесет с собой только головную боль. Потом его придется выгонять, как неспособного выполнять свои обязанности. Поэтому с января 2005 года военнослужащих начнут принимать только в установленном порядке. Аттестационные комиссии персонально оценят каждого кандидата, проэкзаменуют по утвержденной методике. Затем они пройдут повторную проверку в объединении.
     Подобными методами будут действовать и военкоматы. Гражданам придется пройти через двойную сеть жесткого отбора: сначала в районных, затем в региональных военных комиссариатах. Работа комиссий будет подкреплена запросами во все структуры, с которыми мог соприкасаться человек за свою жизнь: в Министерство образования, МВД, ФСБ. Только после этого будет сделан вывод относительно годности гражданина к службе. Недостойный человек контрактником стать не сможет – он просто не пройдет комиссию.

     – Но может ведь сложиться обратная ситуация. Например, солдат срочной службы отвечает всем требованиям, однако контракт подписывает через полгода после призыва, чтобы выиграть время. А по окончании двух лет службы он увольняется и спокойно едет домой…

     - Действительно, теперь военнослужащие по призыву смогут подавать рапорт на контрактную службу не через один год службы, как было ранее, а через полгода. Однако далеко не факт, что аттестационные комиссии признают солдат годными для получения нового статуса. К тому же разрывать контракт будет весьма накладно. Государством на этот случай предусмотрен целый комплекс мер. Во-первых, первый контракт будет заключаться на три года. Если солдат решит прервать его раньше оговоренного срока по личной инициативе или командир сочтет, что он не справляется со своими обязанностями, то он продолжит срочную службу, причем каждый год службы по контракту будет засчитан как полгода службы по призыву. Во-вторых, на высшем уровне рассматривается проект, согласно которому при разрыве контракта повысится материальная ответственность военнослужащего. Поэтому идти на обман совершенно невыгодно.

     – Для людей в погонах очень важны социальные гарантии. Допустим, жильем со временем планируется обеспечить всех контрактников. А как с трудоустройством их жен, с определением детей в детские сады и школы?

     – Мне кажется, этот вопрос еще проработан в недостаточной мере. Планы Генерального штаба предусматривают, что семейные военнослужащие будут составлять 10 - 20 процентов от общего числа контрактников. Согласно этим расчетам, новые объекты социального и культурного назначения создадут необходимое число рабочих мест. Некоторые жены смогут устроиться на гражданские должности в воинские части. При желании они даже смогут проходить службу по контракту. Получается, недостатка в рабочих местах не будет. Однако через 5—6 лет процент женатых контрактников будет существенно выше предусмотренного. А раз так, то возникнут сложности и с трудоустройством, поскольку найти работу для супруги в дальнем гарнизоне снова станет проблематично. Подобным же образом обстоят дела и с детскими садами, школами. Именно поэтому следует обратить более пристальное внимание на данную проблему уже сегодня.
     

На снимке: будни дальневосточников.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства