В эти дни коллектив ОАО «Роствертол» - старейшего авиазавода страны - отмечает свой 65-летний юбилей. Это единственное отечественное предприятие, способное выпускать любые типы вертолетов - от легких до сверхтяжелых. Завод ведет историю с июля 1939 года. Здесь изготавливались деревянные винты, крылья для истребителей МиГ-3, самолетов УТ-2М, планеров КЦ-20, затем строили самолеты По-2, Як-14, Ил-10М, Ил-40.
В 1956 году предприятие было перепрофилировано на серийный выпуск вертолетов, разработанных конструкторским бюро Миля. За прошедшие годы здесь производились различные модификации легкого вертолета Ми-1 и тяжелых транспортных - Ми-6 и Ми-10. В настоящее время выпускаются Ми-24 и Ми-26, которые эксплуатируются во многих странах мира и заслужили репутацию надежной и выносливой техники. Ми-24 (экспортный вариант - Ми-35) - основной боевой вертолет ВС РФ, стран СНГ и ряда других государств. Вертолет Ми-26 - самый грузоподъемный в мире, способный перевозить до 20 тонн груза. «Роствертол» продолжает работы по модернизации боевых машин, повышает живучесть и эксплуатационный цикл вертолетов.
В честь юбилея в небе над «Роствертолом» было устроено авиашоу. Да и на земле было на что посмотреть. На бетонке демонстрировались вертолеты - действующие образцы, вышедшие из стен завода. Желающие могли посидеть в кабине Ми-2 и зайти в «чрево» гиганта Ми-26, сфотографироваться на память у современной боевой техники Ми-24ПН или Ми-28Н.
Несмотря на непогоду, на заводском аэродроме собралось огромное количество зрителей. Среди них были и нынешние работники предприятия, и ветераны со своими внуками, и просто любознательные, неравнодушные к авиации люди. Официальное открытие праздника состоялось под звуки военного оркестра и шум... проливного дождя. Но капризы погоды не омрачили праздника.
Выступающие сказали немало добрых слов и поздравлений в адрес юбиляра - коллектива завода. Первый заместитель полпреда Президента РФ в Южном федеральном округе В. Анпилогов сказал о том, что производство серийных машин Ми-24ПН и боевых вертолетов Ми-28Н - это победа всех роствертоловцев, сумевших в нелегкое время не только сохранить, но и приумножить трудовые достижения предприятия. Главнокомандующий ВВС генерал армии В. Михайлов поблагодарил заводчан за новые машины - модернизированный вертолет Ми-24ПМ и ударный боевой комплекс нового поколения «Ночной охотник» Ми-28Н, которые займут вскоре достойное место в боевом строю Военно-воздушных сил России.
Стремительно пролетевшая над аэродромом пилотажная группа самолетов-истребителей Миг-29 ознаменовала открытие авиашоу. Затем «тряхнул стариной» Ми-2. Вслед за ним несколько Ми-26 с водосливными устройствами огромной массой воды с небес затушили «условный пожар». Через мгновение после этого грузовой Ми-26Т приземлился неподалеку от зрителей, тут же из винтокрылой машины выехал бронетранспортер и начал выполнять учебно-боевую задачу. После этого в небе виртуозно работали модернизированные боевые вертолеты. Ми-24П, укомплектованный поисково-спасательным оборудованием, завис над землей, а спасатели продемонстрировали на практике, как происходит эвакуация раненых. Официальную часть авиашоу завершил Ми-8, выбросивший с высоты 2.100 метров две группы парашютистов с флагами. Разноцветные купола парашютов гармонировали с «куполами» зрительских зонтов.
Несмотря на проливной дождь и ограниченную видимость, авиашоу все-таки состоялось, тем самым еще раз подтвердив, что наша авиация всепогодная и самая надежная. По окончании официальных мероприятий началось народное гулянье под аккомпанемент молодежных музыкальных групп, продолжавшееся до позднего вечера.