на главную страницу

17 Июля 2004 года

Армия и общество

Суббота

Трамплин в будущее

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».




     В морской авиации и Военно-морском флоте его знают многие. Он входил в состав лидерной группы летчиков, осваивающей палубные истребители Су-33. Одним из первых днем и ночью совершал посадки на тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Кузнецов». В числе немногих строевых летчиков умеет выполнять наиболее сложные элементы нестандартного маневрирования истребителя – «Кобра Пугачева», «Колокол» и другие. Участвовал в воздушном параде в честь 300-летия Российского флота. Сегодня он – слушатель Академии Генерального штаба, но всеми помыслами в палубной авиации, которая объединяет Воздушный и Мировой океаны.

     17 июля у Героя России полковника Игоря Кожина вызывает двоякое чувство. С одной стороны, это профессиональный праздник. С другой – день гибели одного из лучших летчиков морской авиации, командира и друга Тимура Апакидзе…

     – Тимур Автандилович – не икона, а человек с присущими каждому из нас слабыми и сильными сторонами, – говорит Игорь Сергеевич. – Должно пройти время, которое более рельефно высветит масштаб его личности. А сегодня мы с товарищами по-прежнему равняемся на своего командира. Это для нас своего рода эталон, по которому мы «сверяем часы». Еще предстоит осознать, кого потеряла авиация в лице Тимура Апакидзе. Для нее он был, есть и будет знаковой фигурой.

     Многие задумки Апакидзе продолжают реализовываться сегодня в авиации ВВС и ПВО Военно-морского флота. Он не просто стоял у истоков перехода морской авиации на более качественный уровень, а разработал оригинальный план, нашел единомышленников и последовательно выполнял задуманное. Он сумел сделать главное – создать школу летчиков авианосной авиации. И мы – продолжатели его дела.

     По сей день не утихают споры: нужны ли России авианесущие корабли? Для начала надо определиться с видением будущего. Если хотим оставаться океанской державой, значит, без них не обойтись. Если нам достаточно морского статуса, можно ограничиться созданием военно-морских групп. Запад же спит и видит Россию прибрежным государством, для которого достаточно будет ракетно-катерного флота…

     Доводы противников авианосного флота не выдерживают критики. Нам не следует равняться на США по количеству авианосцев. Надо брать не количеством, а качеством и продуманностью действий. Сегодня наш ТАВКР «Адмирал флота Кузнецов» подобен замку на северных морях. Он действует там, где не может себе этого позволить ни один другой авианосец мира. Объяснение простое: у него для взлета самолетов – трамплин, а у тех же американцев – паровая катапульта, непригодная для использования в северных широтах. Поэтому плавучие аэродромы США дальше шестидесятой параллели не ходят, «зябко» им в северных широтах.

     Авианесущий крейсер также незаменим для прикрытия с воздуха действий атомных субмарин. Если это делать береговой авиацией, то керосина не напасешься. ТАВКР вместе с ордером решает такую задачу намного качественнее и экономней.

     На праздновании Дня России мне довелось побеседовать с президентом Владимиром Путиным. Мы разговаривали с ним о Военно-морском флоте и его авиации. Владимир Владимирович хорошо знает наши проблемы и как глава государства и Верховный Главнокомандующий не оставляет их без внимания. Так что уверен – на ремонт и содержание крейсера «Адмирал флота Кузнецов» у России средства найдутся. Более того, знаю: прорабатывается решение о строительстве второго авианесущего корабля.

     Спросите любого летчика, что его волнует больше всего? Не социальные и даже не материальные проблемы. Каждый из нас одержим одной целью – летать и еще раз летать! И здесь на первое место выходят вопросы грамотной организации и обеспечения учебного процесса. Будучи заместителем начальника ВВС и ПВО Балтийского флота я старался избавить своих подчиненных от бумаготворчества. Да, знание руководящих документов необходимо, это своего рода базис служебной деятельности. Однако работа с ними не должна противопоставляться живой работе с летчиками, росту их профессионального мастерства.

     В этом отношении показателен пример Тимура Апакидзе. У него был составлен продуманный до мелочей план на годы! Во главу угла работы лидерной группы ставились только полеты и все, что с ними связано. В результате в кратчайшие сроки мы освоили все виды полетов, а высший пилотаж стал для нас обычным делом. Работали без оглядки на пресловутое «как бы чего не вышло». В результате морская авиация добилась столь заметных результатов. Сегодня Центр боевого применения и подготовки летного состава в Острове успешно готовит новую смену летчиков морской авиации. Значит, преемственность сохранена.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства