Сегодня, говоря о сотрудничестве России и США, чаще всего имеют в виду их взаимодействие в сфере военной безопасности, урегулирования локальных конфликтов. Но в не меньшей степени будущее двух стран, да и мира в целом зависит от российско-американского экономического сотрудничества, создающего материальную основу добрососедских отношений и взаимного доверия двух самых мощных ядерных держав. Особенно перспективным является наше сотрудничество в области энергетики. Ведь Америка - главный потребитель энергоресурсов на планете и один из основных их производителей, а Россия владеет огромными ресурсами первичных энергоносителей (прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 44 млрд. тонн, газа – 127 трлн. кубометров).
В новых геополитических условиях историческая миссия двух великих стран состоит в том, чтобы объединить свои возможности и усилия в интересах сохранения глобальной стабильности и борьбы с серьезными вызовами, брошенными современному человечеству. В этой связи вниманию читателей предлагается подготовленный редакцией совместно с Институтом геополитической информации «Энергия» материал о роли энергетического фактора в российско-американских отношениях.
Брак по расчету
Если поехать в Вашингтоне по Пенсильвания-авеню в сторону Джорджтауна, то нельзя не обратить внимание на красно-белую АЗС. Эта станция - одна из целой сети автозаправочных комплексов российской нефтяной компании ЛУКОЙЛ на американской территории. Наши нефтяники купили в 2000 году у Getty Petroleum 1.300 заправок и сейчас продают на них 2,4 млн. тонн бензина. А в начале этого года компания ЛУКОЙЛ приобрела еще почти 800 АЗС у КонокоФилипс и рассчитывает продавать на них ежегодно 3,3 млн. тонн бензина.
В последнее время не только ЛУКОЙЛ, но и другие российские нефтяные компании начинают осваивать американский рынок. Так, два года назад в порт Хьюстон (штат Техас) зашел танкер с 2 млн. баррелей нефти-сырца на борту, приобретенной международными трейдерами у ЮКОСа. Тем самым впервые в истории отношений двух стран нефть прямо из России была доставлена в США. Выступая тогда на церемонии встречи танкера, заместитель министра энергетики США Майкл Смит заявил, что доставка партии российской нефти является примером того, как США и Россия «могут работать вместе на изменчивых глобальных рынках для укрепления экономики своих стран».
Подобные примеры стали возможными благодаря энергетическому сотрудничеству правительств США и России. Его история восходит к началу 1990-х годов, но особенно благоприятные условия сложились для него совсем недавно. Начало новому диалогу было положено в ходе кремлевского саммита в мае 2001 года, когда президенты Владимир Путин и Джордж Буш договорились сотрудничать в целях стабилизации положения на мировых энергетических рынках и стимулирования инвестиций в российскую нефтяную промышленность.
Этому благоприятствует экономическая ситуация в России. Наша страна не только преодолела затяжной экономический спад, но и превратилась в важного игрока на мировом рынке энергоносителей. Она догнала Саудовскую Аравию по объемам добытой нефти и продолжает последовательно увеличивать свою долю на мировом рынке. У России появилась вполне реальная возможность стать стратегическим поставщиком энергоносителей для Западной Европы и США. Но чтобы воспользоваться ею в собственных национальных интересах, требуется прежде расширить инфраструктуру трубопроводов и портов, позволяющих организовать поставки нефти на мировой рынок, так как существующая исчерпала свои пропускные возможности да и обходится она недешево.
Ведь в отличие от Саудовской Аравии, где до моря рукой подать, в России основной на сегодняшний день нефтяной регион – Сибирь - находится в самом сердце материка. На западноевропейский рынок российская нефть поступает по нефтепроводу длиной более трех тысяч километров, а также через порты Балтийского и Черного морей. Морской путь немного короче, однако перевозки по нему на северо-западе ограничены Балтийскими проливами, а на юге - узким, забитым судами Босфором. Нужны новые маршруты, причем не только на западе, но и на востоке и севере страны.
Их создание требует немалых инвестиций, но внутренние финансовые возможности России весьма ограничены. Поэтому на повестку дня ставится привлечение иностранного капитала, в том числе американского. Это позволило бы также ускорить разведку и освоение новых нефтегазоносных районов на своей территории, облегчить переход от экспорта нефти к освоению мировых рынков конечной продукции (нефтепродуктов), произвести на этой базе реструктуризацию и модернизацию национальной экономики.
Именно эти расчеты легли в основу российских предложений по развитию энергетического диалога с Вашингтоном. В свою очередь Соединенные Штаты серьезно обеспокоены проблемой диверсификации и стабилизации мировых нефтяных рынков. Дело в том, что в текущем году около 60 процентов всей нефти, используемой в Соединенных Штатах в качестве топлива, будет импортировано. Согласно данным Управления информации по энергетике США, в 2010 году этот показатель достигнет 70 процентов и в дальнейшем будет медленно расти, то есть зависимость от импортных энергоносителей увеличится. Хотя сегодня экономика США не столь чувствительна к колебаниям цен на нефть, чем три десятилетия назад, тем не менее они для американцев болезненны и сегодня.
Гарантий же избежать их нет, поскольку ситуация, складывающаяся в Ираке и вокруг него, создает неблагоприятную обстановку в целом в районе Персидского залива, где добывается четверть мировой нефти, а именно оттуда идет в США основной поток энергоносителей. Междоусобицы потрясают Нигерию, крупнейшего африканского поставщика нефти. Неустойчива внутриполитическая ситуация в Венесуэле, главном производителе нефти в Латинской Америке. В сравнении с перечисленными странами Россия выглядит олицетворением стабильности. В этих условиях Соединенные Штаты после долгих сомнений все же решились, судя по всему, на существенное расширение импорта энергоресурсов из России.