Перейти на главную страницу

17 Июля 2004 года

В армиях СНГ

Суббота




Вехи становления

    Провозгласив свою независимость в 1991 году, Киргизия приступила к формированию собственных государственных институтов, в том числе национальной армии. Начало строительству вооруженных сил Киргизии положили два президентских указа: от 13 января 1992 г. о формировании республиканского государственного комитета по делам обороны (комитет возглавил генерал-майор Джаныбек Уметалиев) и от 29 мая 1992 г. «О принятии под юрисдикцию воинских соединений, частей и учреждений бывшего Советского Союза, дислоцированных на территории Кыргызстана». 17 декабря 1993 г. президент Киргизии преобразовал государственный комитет республики по делам обороны в министерство обороны Киргизской Республики, которое возглавил генерал-майор Мырзакан Субанов. В августе 1999 года указом президента Киргизской Республики министром обороны назначен генерал-майор Эсен Топоев.
    За период с 1991 года в Киргизии был принят ряд нормативно-правовых актов, заложивших юридический фундамент военного строительства. Основу военного законодательства республики составляют законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О национальной безопасности», а также военная доктрина на переходный период до 2010 г. Совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность вооруженных сил и министерства обороны КР, продолжается и сейчас.
    Начинать любое серьезное и масштабное дело не просто, тем более при отсутствии избытка ресурсов. Поэтому первые шаги по созданию армии оказались самыми трудными. Формирование собственных вооруженных сил заставило минобороны Киргизии искать наиболее рациональные пути обеспечения обороноспособности страны. Этого требовала и обстановка, складывающаяся в то время в Центрально-Азиатском регионе и в мире. Уже в 1999-м и 2000-х гг. активизация бандформирований международных террористов показала, что угрозы территориальной целостности Киргизии реально существуют и их нельзя недооценивать.
    Результатами международного военного сотрудничества, достигнутыми за прошедшие годы, киргизское военное ведомство удовлетворено и полагает, что накопленный в данной области опыт вполне позволяет строить работу в едином русле с внешнеполитической деятельностью руководства республики. Важным фактором, дополнительно обеспечивающим национальную безопасность СНГ, министерство обороны Киргизии рассматривает стратегическое и военное партнерство, поэтому безусловным приоритетом считает свою деятельность в Совете министров обороны (СМО) государств - участников Содружества. Министерство обороны Киргизии активно участвует в военном сотрудничестве и обмене информацией в рамках Содружества в СМО СНГ, Штабе по координации военного сотрудничества стран СНГ, межгосударственном совете центральноазиатских республик, Совете министров обороны ОДКБ, Комитете начальников штабов министерств обороны центральноазиатских республик. Осуществляется международное военное сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира», с Китаем и странами «Шанхайской организации сотрудничества».
    На рубеже веков молодая киргизская армия выдержала проверку боем, отразив агрессию бандформирований международных террористов, вторгшихся на юг республики в 1999-2000 гг. Баткенские события 1999-2000 гг. стали серьезным испытанием для личного состава частей минобороны и органов военного управления, и военнослужащие успешно справились с поставленной задачей. За мужество и героизм были награждены 399 участников боевых действий (44 – орденом «Манас» III степени, 2 – орденом «Манас» II степени, 203 – медалью «Эрдик», 152 – Почетной грамотой Киргизской Республики).
    К сожалению, угрозы террористического характера для суверенитета Киргизии и безопасности граждан республики сохраняются и сегодня. Это обстоятельство заставляет киргизских военных во главу угла ставить организацию боевой подготовки, а руководство государства уделять особое внимание обеспечению войск всем необходимым. Только так вооруженные силы Киргизии смогут быть готовыми к выполнению поставленных задач по локализации возможных вооруженных конфликтов. Готовность обезоружить или нейтрализовать экстремистов должна быть постоянной.

Братская помощь

    На прошлой неделе на военно-воздушной базе министерства обороны Киргизии состоялась церемония передачи Федеральным государственным унитарным предприятием «Рособоронэкспорт» отремонтированного вертолета
    Ми-8МТВ. В ходе церемонии начальник управления военно-технического сотрудничества министерства обороны КР полковник Марат Кенжисариев отметил, что данный ремонт был произведен в соответствии с действующими в России стандартами, что позволило увеличить технический ресурс вертолета еще на десять лет. По словам Кенжисариева, производством капремонта винтокрылой машины российская сторона впервые оказала комплексную помощь в модернизации летной военной техники (ранее поставлялись лишь отдельные технические узлы и запчасти).
    Возможно, в иных армиях мира возвращение в строй одного летательного аппарата событием и не является. Однако поскольку в киргизских вооруженных силах вертолетов немного, а роль, которую они могут сыграть в боевых действиях в условиях горной местности, трудно переоценить ремонт Ми-8МТВ стал для киргизской армии значительным событием. Вот почему киргизская сторона так признательна за оказываемые российскими «оборонщиками» услуги.
    Следует отметить, что в 1999–2000 гг. этот вертолет принимал участие в операции по уничтожению боевиков на юге страны. Свое первое после ремонта учебно-боевое крещение Ми-8МТВ пройдет на запланированном со 2 по 6 августа учении подразделений стран – участниц ОДКБ «Рубеж-2004».
    Капитальный ремонт вертолета стал завершающим этапом программы безвозмездной поставки российской стороной продукции военного назначения. В рамках данной программы ФГУП «Рособоронэкспорт» в соответствии с контрактом, заключенным в августе 2003 года с министерством обороны Кыргызстана, республике предоставлена военно-техническая помощь в виде вооружения, военно-технического и тылового имущества. Общая стоимость военной продукции и предоставленных услуг, предусмотренных контрактом, составила 3 миллиона долларов США.

«Рубеж-2004»: рекогносцировка завершена

    В целях подготовки к совместному тактическому учению ОДКБ «Рубеж-2004» на территории Киргизии в учебном центре «Эдельвейс» при участии оперативных групп Объединенного штаба ОДКБ и генеральных (главных) штабов вооруженных сил стран - участниц учения, штаба Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности состоялась совместная рекогносцировка района учения. В ходе работы оперативных групп были уточнены задачи привлекаемым силам и средствам, порядок прибытия на территорию Киргизии подразделений Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Таджикистан, маршруты выдвижения и перемещения, сценарий этапов учения, а также организационные вопросы.

    Особая роль в ходе учения отводится Коллективным силам быстрого развертывания. В ходе учения планируется применить их авиационный компонент – самолеты российской авиабазы в городе Кант. Кроме этого, будет задействована военная авиация Казахстана и Киргизии. Помимо авиации, на третьем этапе учения, который пройдет с боевой стрельбой, будут задействованы также офицеры оперативного состава штаба и киргизский батальон КСБР. Подразделения национальных вооруженных сил государств - участников совместных маневров начнут прибывать в район проведения учения 26 июля.


«Тянь-шаньские барсы»

    В 1998 году на заседании Совета безопасности Киргизии, обсуждавшем ход военной реформы в государстве, впервые был поднят вопрос о необходимости создания сил немедленного реагирования (СНР). А вскоре они были сформированы. В состав СНР в соответствии с Военной доктриной республики вошли мобильные подразделения специального назначения полного состава министерства обороны, министерства внутренних дел, министерства экологии и чрезвычайных ситуаций, национальной гвардии, службы национальной безопасности. Они находятся в постоянной готовности к выполнению комплекса задач, в частности по прикрытию государственной границы, локализации и уничтожению бандформирований международных террористов. Также СНР могут входить в состав Коллективных сил быстрого развертывания для участия в совместных антитеррористических операциях государств - участников ОДКБ.
    СНР сегодня - это подразделения специального назначения всех силовых министерств и ведомств республики, организационно-штатная структура, боевой состав и подготовка которых имеют антитеррористическую направленность. Они на сто процентов укомплектованы личным составом, имеют современное вооружение, боевую технику и специальное снаряжение. Будни СНР заполнены интенсивной боевой учебой, включающей занятия по огневой, тактической, тактико-специальной, физической и другим видам подготовки. К интеллектуальному уровню, физической и психологической подготовленности военнослужащих СНР предъявляются исключительно высокие требования. Кроме того, руководство силовых ведомств Киргизии большое значение придает нравственным качествам спецназовцев, справедливо полагая, что без гражданской зрелости, без чувства патриотизма в спецназе служить нельзя. Одним словом, популярная в советские годы формула «В здоровом теле – здоровый дух!» командирами, обучающими и воспитывающими бойцов киргизских спецподразделений, отнюдь не выброшена на свалку истории.
    Кроме того, в подготовке сил немедленного реагирования используются передовые наработки других армий. Речь идет об опыте антитеррористических операций, проводимых в Чечне, Афганистане, Ираке. С этой целью киргизская сторона активно сотрудничает со специалистами России, США, Турции и других стран, которые каждый год направляют в Киргизию инструкторов для подготовки и обучения личного состава спецназа. Большие возможности для повышения качества боевой подготовки военнослужащих СНР открываются в связи с решениями, принятыми на сессии СКБ ОДКБ, прошедшей в Душанбе 28 апреля 2003 г. Впрочем, вряд ли можно говорить о слепом копировании зарубежных методов – командиры спецподразделений непременно делают поправку на условия региона, а также на национальные традиции. Комплектование сил немедленного реагирования осуществляется на основе призыва на сверхсрочную военную службу по контракту. В спецназ – элиту, своеобразный фирменный знак вооруженных сил республики - в добровольном порядке отбираются самые лучшие.
    СНР должны уметь успешно вести боевые действия в горных условиях. Видимо, поэтому киргизских спецназовцев часто называют «тянь-шаньскими барсами» по аналогии с признанными в мире бойцами горного спецназа, такими как французские альпийские стрелки или непальские «гуркхи».
    Силы немедленного реагирования рассматриваются сегодня в государстве как модель, ядро будущей армии Киргизии. Из СНР планируется создать компактную немногочисленную структуру вооруженных сил, оснащенную современными и перспективными системами вооружения, разведки, боевого управления, связи, специального снаряжения, в совершенстве владеющую навыками антитеррористической борьбы. На решении этой неотложной, но и вместе с тем долгосрочной задачи и будут сосредоточены усилия руководства вооруженных сил Киргизии.

Образ врага

    Киргизия – страна миролюбивая и ни одно соседнее государство в качестве потенциального противника не рассматривает. Однако реальный враг у республики есть. Это различного рода экстремистские организации, для достижения своих политических целей использующие террористические методы.
    Проблему предупреждения террористических угроз киргизское руководство постоянно держит в поле зрения. Так, в начале июля Собрание народных представителей (верхняя палата парламента) одно из заседаний посвятило мерам по предупреждению терактов на территории Киргизии, предпринимаемым силовыми структурами страны.
    Выступивший на заседании заместитель председателя Службы национальной безопасности (СНБ) Киргизии Токон Мамытов, в частности, сообщил, что в республике и сопредельных государствах действуют несколько террористических организаций, в том числе «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), «Исламское движение Восточный Туркестан» (ИДВТ), «Исламская партия Туркестан» и «Хизб-ут-Тахрир». По словам Мамытова, СНБ обладает оперативными данными, которые свидетельствуют о том, что все перечисленные организации действуют в соответствии с установками, предписывающими боевикам ИДУ осуществление подрывной деятельности как в Афганистане в составе вооруженных группировок «Талибан», «Исламской партии Афганистана», так и в других странах Центральной Азии, в том числе Киргизии. Методы достижения целей у экстремистов различны. Разумеется, для дестабилизации обстановки они не прочь использовать всевозможные акции протеста населения, готовы спровоцировать конфликты на межнациональной основе.
    ИДУ при финансовой поддержке талибов, отметил Мамытов, планировало организовать нападения на базы США в Узбекистане и Киргизии. Подтверждением этому может служить предотвращенная попытка теракта на авиабазе сил антитеррористической коалиции, размещенной в аэропорту «Манас».
    Озабоченность спецслужб Киргизии вызывает также ИДВТ. Ранее в состав этой организации входили в большинстве своем выходцы из западного Китая, поэтому и действовала она в основном на территории Синцзян-Уйгурского автономного района КНР. Сегодня эта экстремистская организация объединяет уйгуров, афганцев, чеченцев, киргизов, узбеков, казахов, являющихся гражданами как стран СНГ, так и КНР, и все более активно проявляет себя в Центрально-Азиатском регионе. По-видимому, лидерам ИДВТ кажется, что исламское государство проще создать именно в Центральной Азии.
    СНБ Киргизии обладает сведениями о достаточно разветвленном подполье ИДУ и ИДВТ в Пакистане, Афганистане, Иране, Турции, республиках Центральной Азии, арабских странах и даже в Западной Европе. Наличием такой подпольной сети объясняется интерес к указанным экстремистским организациям со стороны террористической сети «Аль-Каида».
    В 2003 г. в регионе появилась новая подпольная организация – «Исламское движение Центральной Азии». В состав новой структуры вошли члены ИДУ, киргизские и таджикские фундаменталисты, а также стремящиеся к отделению от Китая уйгуры. Цель новой организации – создание халифата на землях Узбекистана, Киргизии и Таджикистана с последующим расширением территории за счет Казахстана, Туркмении и северо-западного Китая. В поле зрения киргизских спецслужб остается и исламская партия «Хизб-ут-Тахрир». Наряду с боевиками ИДУ члены этой партии настойчиво призывают своих сторонников перейти к активным антиправительственным действиям и к поддержке возможных вооруженных акций.
    Конечно, на переднем крае борьбы с экстремистским подпольем стоят киргизские спецслужбы. Именно они призваны сделать все, чтобы до открытого масштабного вооруженного противостояния дело не дошло, чтобы экстремисты не смогли обзавестись сотнями сторонников и подготовить их в военном отношении. Однако роль армии в этом деле тоже велика, особенно ее спецподразделений. Их боеспособность на экстремистов и сочувствующих им действует отрезвляюще.
 ||  Материалы при содействии пресс-службы министерства обороны Киргизии подготовил Александр ТИХОНОВ.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства