на главную страницу

20 Июля 2004 года

Парламентский запрос

Вторник

Второй Чернобыль нам не нужен!

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



В конце минувшей недели информационные агентства распространили сообщение, в котором говорилось о том, что председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров подготовил парламентский запрос к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову «О ходе реализации федеральной целевой программы по уничтожению запасов химического оружия в России». Тревогу у парламентария и многих его коллег вызывает то, что в России срываются сроки уничтожения запасов боевых отравляющих веществ.

     Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении была подписана в Париже в 1993 году и вступила в силу 29 апреля 1997 года. На сегодня ее ратифицировали уже более 60 стран, в том числе Россия, которая обладает самыми большими в мире запасами химического оружия - около 40 тысяч тонн. В США его накоплено около 30 тысяч тонн. Кроме того, боевые отравляющие вещества есть у Германии, Китая, других стран.
     Первоначально избавиться от опасного наследства мы планировали к 2007 году. Но финансово-экономические условия сделать это не позволяют: в период с 1997 по 2000 год не очень-то тратились на финансирование программы уничтожения химического оружия — вместо запланированных на тот период средств (порядка 20 млрд. рублей) из бюджета было получено не более 5 процентов. Потом ситуация заметно изменилась. В 2001 году бюджетное финансирование увеличилось в шесть раз и на выполнение международных обязательств пошло уже более 3,3 млрд. рублей.
     Впрочем, несмотря на это, Россия решила продлить сроки уничтожения химического оружия на 5 лет. Согласно графику к 2007 году предстоит уничтожить 20 процентов запасов химического оружия, к 2008-му — 45 и к 2012 году отравляющие вещества должны быть уничтожены полностью.
     Финансовый аспект в этом вопросе играет не последнюю роль. Уничтожение накопленных тысяч тонн химической смерти требует немалых затрат – по оценкам экспертов Совбеза РФ, около 3 млрд. долларов. Россия надеется покрыть примерно треть расходов за счет стран-доноров, среди которых сегодня значатся США, Великобритания, Германия, Италия, Швеция, Канада, Нидерланды, Норвегия, Швейцария. Но все они не спешили и не спешат вкладывать деньги в наше химическое разоружение, справедливо ожидая собственно российских бюджетных вливаний.
     Между тем для того чтобы ликвидировать запасы военной химии даже к 2012 году, России предстоит достроить три предприятия по его утилизации. Именно на объектах в Горном (Саратовская область), Щучьем (Курганская область) и Камбарке (Удмуртия) должны уничтожаться запасы оружия, которые сегодня хранятся в 7 арсеналах на территории шести российских регионов. Одновременно с этим нужно ликвидировать 10 из 24 объектов, производивших химоружие, и законверсировать оставшиеся.
     Однако за прошедшее время сделано тоже немало. К примеру, создана Государственная комиссия по химическому разоружению, в состав которой вошли все заинтересованные министерства и ведомства, в том числе ряд общественных организаций.
     Есть и более значимые успехи. Мы практически закончили уничтожение химического оружия «категории 3». К нему по международной классификации относятся пороховые заряды, без которых любое военное использование химических боеприпасов невозможно. Не за горами день, когда прикажет долго жить оружие «категории 2», то есть заряды, снаряженные фосгеном. На очереди «категория 1», то есть остальные отравляющие вещества.
     Но это, как говорится, пиррова победа. «В настоящее время на реализацию мероприятий по уничтожению химического оружия выделено менее 50 процентов бюджетных средств от предусмотренных федеральной целевой программой. Это привело к срыву плановых сроков выполнения программы более чем на четыре года, что, в свою очередь, не позволит нашей стране уничтожить к 2007 году заявленные 8 тысяч тонн отравляющих веществ, что и составляет 20 процентов от общих запасов химического оружия. Это главная причина, по которой я подготовил парламентский запрос на имя председателя Правительства России», - заявил агентству Интерфакс-АВН председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.
     Он сообщил, что недостаточное финансирование приводит не только к невыполнению Россией взятых в рамках конвенции международных обязательств по уничтожению химического оружия, но и к созданию угрозы экологической безопасности. «Сейчас на складах хранятся 32.888 аварийных химических боеприпасов, в том числе - 11.810 авиационных и 21.078 артиллерийских, которые требуют срочной утилизации», - отметил сенатор.
     По его мнению, недостаточное финансирование сдерживает и создание системы объектов по уничтожению химического оружия. «Известно, что из шести запланированных объектов введен в строй только один – в поселке Горный Саратовской области. На строительство остальных пяти объектов выделено только около 10 миллиардов рублей из 31,8 необходимых на эти цели», - подчеркнул парламентарий.
     Как заявил Виктор Озеров, запрос поддержал спикер верхней палаты российского парламента Сергей Миронов. Не исключено также, что в ходе осенней сессии Совет Федерации оформит соответствующий запрос от лица всей палаты.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства