на главную страницу

20 Июля 2004 года

Армия и общество

Вторник

Самое слабое звено

Подготовка сержантского состава требует новых подходов



Где и как готовить младшего командира? Как не на словах, а на деле сделать его главным помощником, опорой офицера в подразделении? Сегодня с началом перевода значительной части Вооруженных Сил на контрактный способ комплектования эти вопросы звучат как никогда остро. Основная нагрузка по подготовке сержантского состава лежит на учебных центрах. Об успехах, проблемах и перспективах этого института рассказывает главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Кормильцев.

     – Николай Викторович, почти полтора года назад на заседании военного совета Сухопутных войск обсуждалось состояние дел в окружных и межвидовых (региональных) учебных центрах. Недостатков в работе «учебок» тогда было вскрыто немало. Удалось ли с тех пор изменить ситуацию к лучшему?

     – Безусловно. Прежде всего выработана единая методика организации и проведения мероприятий боевой учебы. Поступают на снабжение современные технические средства и технологии обучения. Развивается учебная материально-техническая база войск, в том числе приказарменная, которая не только делает боевую подготовку менее затратной, но и позволяет с большей эффективностью использовать время, интенсифицировать весь учебный процесс.
     В 2003 году в войсках апробированы проекты программ учебных подразделений родов войск и специальных войск. В них внесены изменения, учитывающие опыт вооруженных конфликтов. Основной упор – на усиление практической составляющей подготовки младших командиров с тем, чтобы за время учебы курсанты приобрели твердые навыки в организации и ведении боевых действий, управлении подчиненными. По итогам зимнего периода обучения, три окружных учебных центра Сухопутных войск оценены на «хорошо». Наиболее заметны подвижки в подготовке сержантов в Московском, Приволжско-Уральском, Дальневосточном военных округах, в инженерных войсках.
     В то же время не могу сказать, что в организации учебно-воспитательного процесса произошел коренной перелом. Сделать «учебки», как я поставил задачу, образцом воинского порядка и организованности для других соединений и частей удалось пока далеко не в полной мере.

     – Да и уровень подготовки младших командиров, судя по отзывам из войск, оставляет желать лучшего…

     – Увы, это так. Особенно «хромает» тактическая (тактико-специальная) подготовка. В обучении курсантов недостаточно внимания уделяется полевой выучке и практическим занятиям на материальной части, обеспечению условий выполнения квалификационных требований к подготовке младших специалистов. Не в полной мере учитываются рекомендации по отработке курсантами действий в составе боевых групп на поле боя, вопросов постоянной готовности военнослужащего к боевым действиям при выполнении задач повседневной жизни, в учебном процессе. Слабое знание положений Боевого устава, нетвердые практические навыки в организации боя на местности явились следствием низкого уровня проведения групповых упражнений с будущими сержантами, отсутствия вооружения и военной техники учебно-боевой группы на практических занятиях по тактической подготовке.
     Серьезные пробелы существуют в огневой подготовке курсантов. Не все из них могут уверенно выполнять положенные упражнения учебных и контрольных стрельб. Причины — низкие интенсивность и качество проведения огневых тренировок. Значительная часть курсантов во время проверок показывала слабые знания материальной части вооружения, основ и правил стрельбы, низкие практические навыки в выполнении нормативов, ведении огня по движущимся целям. Многие обучаемые не получили достаточной практики в решении огневых задач, в том числе в ночных условиях.
     Правда, в течение последних трех периодов обучения нам удалось выполнить в полном объеме программу подготовки механиков-водителей и командиров боевых машин. Стаж их практического вождения на технике составляет 250 и 40 километров соответственно. В то же время в ряде учебных частей по-прежнему не ладятся дела с отработкой упражнений по вождению на учебно-тренировочных средствах. Главные причины – недостаточное количество, неисправное состояние, а порой и вовсе отсутствие тренажеров. Нередко стремление «наводить» положенное количество километров реализуется в ущерб качеству занятий.
     Особенно беспокоит состояние технической и специальной подготовки. Необходимый уровень практической направленности в обучении здесь не достигнут. Командиры и их заместители по технической подготовке в звене батальон — рота этими вопросами занимаются от случая к случаю. Плановые занятия далеко не всегда способствуют закреплению знаний и практических навыков в силу слабой технической компетентности и невысокого уровня методического мастерства руководителей занятий.
     До сих пор в ряде учебных частей не удается поднять общий уровень физической подготовки будущих младших специалистов. Утренняя физическая зарядка по-прежнему проводится сокращенно и по примитивной схеме. Плановые занятия по физической подготовке организуются шаблонно, на низком методическом уровне. Попутная физическая тренировка в ходе повседневной деятельности как одна из форм обучения не применяется. В результате необходимой каждому военнослужащему выносливостью курсанты не блещут.
     Не на высоте и строевая подготовка. Курсанты учебных частей имеют слабые знания Строевого устава, низкие практические навыки в выполнении строевых приемов с оружием.
     Кроме того, из войск поступают отрицательные отзывы об уровне выучки значительной части выпускников учебных частей, их профессиональных, деловых и морально-психологических качеств. По прибытии в войска они показывают низкие знания материальной части вооружения и военной техники, не имеют твердых практических навыков в их боевом применении. У молодых сержантов отсутствуют необходимый жизненный опыт и педагогические навыки. Некоторые из них в период становления в войсках не способны заниматься воспитанием и обучением подчиненных солдат, руководить подразделениями в боевых условиях и в повседневной жизни.

     – Что же, на ваш взгляд, является главной причиной такого положения дел?

     – Качество организации учебного процесса и его всестороннего обеспечения находится в прямой зависимости прежде всего от уровня руководства со стороны органов военного управления, профессионализма офицеров и исполнительности командования учебных частей. Необходимы четкое и непрерывное руководство учебными частями, организация согласованной работы в управлениях и службах Главного командования Сухопутных войск военных округов, главных и центральных управлений Министерства обороны, постоянное знание реального положения дел по линии своей ответственности.
     Эффективность учебного процесса конечно же во многом зависит от начальника учебного центра. Одним из важных показателей стиля его деятельности является методическая работа. Нельзя сказать, что такая работа не ведется. Напротив, мы отмечаем положительный опыт, накопленный методсоветами ряда учебных частей, в том числе в учебных центрах МВО и инженерных войск. Под их руководством составлены методические рекомендации по организации и проведению занятий с курсантами. Регулярно обобщается и доводится до подразделений передовой опыт лучших офицеров-методистов. Идет поиск новых подходов к проведению занятий.
     Тем не менее говорить о полностью отлаженной и эффективной системе подготовки руководителей к занятиям и совершенствования методического мастерства обучающего состава сегодня не приходится. Мероприятия по повышению профессиональной и методической подготовки офицеров проводятся с недостатками. В некоторых частях учебно-методические сборы с командирами учебных подразделений и инструкторами организуются с низким качеством. Например, в окружных учебных центрах ПУрВО и СибВО в зимнем периоде обучения инструкторско-методические, показные и инструктивные занятия с обучающим составом проводились откровенно формально. Командиры этих центров, начальники родов войск и служб, многие командиры батальонов и их заместители самоустранились от участия в проведении занятий с курсантами. Как результат здесь в большей степени, чем в других учебных частях, не выполняются требования по организации и проведению контрольных занятий. Уровень подготовки курсантов определяется формально. В итоге командование не знает реального состояния обученности подчиненных, аналитическую работу не ведет, решений, направленных на исправление положения дел, не принимает. Здесь, как правило, командиры учебных подразделений не проявляют заинтересованности в повышении классной квалификации, имеют низкие методические навыки в организации и проведении полевых занятий, тренировок и стрельб.
     Отрицательно сказывается на подготовке младших командиров и то, что в ряде военных округов по сей день не прекращается комплектование учебных частей офицерами без опыта службы в войсках и соответственно методических навыков. Недопустимо велика в некоторых окружных учебных центрах доля командиров учебных взводов, призванных на военную службу из запаса на два года. Их самих еще надо учить и учить.
     Сказываются, конечно, социальные неурядицы. В том числе наличие так называемых тупиковых должностей, отсутствие денежной надбавки за работу с личным составом, пресловутый квартирный вопрос...

     – Успех в учебном процессе зависит, как известно, не только от того, кто и как, но и кого учит. Как вы оцениваете качественный состав курсантов учебных частей?

     – По некоторым параметрам в 2003 году состояние отбора курсантов улучшилось. Но в целом приходится признать: комплектование учебных частей в округах идет по остаточному принципу. Вопреки требованиям министра обороны нередко кандидатами для обучения зачисляются лица с низкими морально-деловыми качествами и физическими способностями, в том числе с неудовлетворительной нервно-психологической устойчивостью. Из-за снижения общеобразовательного уровня курсантов в зимнем периоде обучения 2004 года около 700 кандидатов признаны вообще негодными к обучению.

     – С переходом на контрактный принцип комплектования роль и место сержантского состава, скорее всего, будут меняться. Какие в связи с этим перспективы могут ожидать сержантский корпус?

     – В армиях ведущих государств мира основой всей командной структуры служат сержанты (унтер-офицеры). У нас же они пока – самое слабое звено. Офицеры и прапорщики вынуждены их постоянно опекать, подменять, подстраховывать. Происходит это потому, что система, при которой молодой человек со школьной скамьи без предварительного отбора направляется в учебное подразделение, а через 5 месяцев ему доверяют командовать своими сверстниками и даже солдатами более ранних сроков призыва, на мой взгляд, себя полностью изжила. Необходимо решить эту давно назревшую проблему. А чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, потребуется: разработать нормативную правовую базу, обеспечивающую привлекательность службы на сержантских должностях; внедрить эффективную систему отбора кандидатов в сержанты; создать сеть сержантских школ, обеспечивающих качественную подготовку младших командиров, и, наконец, определить сержантам в воинских уставах четкий круг обязанностей по службе и предоставить действенные дисциплинарные права.

     – Напоследок традиционный вопрос. Какие основные задачи по совершенствованию подготовки младших специалистов стоят сегодня перед учебными центрами?

     – Во-первых, назрела необходимость реформировать существующую систему подготовки сержантов. Пришло время переходить к формированию полноценного сержантского корпуса, укомплектованного военнослужащими-контрактниками.
     Во-вторых, надо повышать персональную ответственность командиров учебных частей и подразделений, спрос с них за уровень профессиональной подготовки подчиненных офицеров и курсантов. Вся организаторская работа должна быть направлена на то, чтобы сделать учебные части образцом воинского порядка и организованности для других соединений и частей. Решение этой сложной задачи возможно только при коренном изменении отношения командиров к организации боевой подготовки.
     В-третьих, командиры и начальники всех степеней обязаны позаботиться о создании системы стимулирования профессиональной подготовки и совершенствования методического мастерства командиров учебных подразделений и инструкторов. Одним из основных критериев оценки командиров учебных подразделений необходимо считать уровень подготовки курсантов по результатам контрольных занятий и отзывам из войск.
     В-четвертых, следует усилить влияние методических советов на боевую подготовку, организовать более целенаправленную работу по поиску и внедрению новых методик, форм и способов обучения. А органам боевой подготовки регулярно анализировать передовой опыт и вырабатывать рекомендации по совершенствованию методики обучения курсантов, осуществлять постоянный контроль за ходом учебного процесса.
     В-пятых, нужно развивать систему поэтапного формирования у курсантов знаний, навыков и умений путем создания на базе циклов обучения многопрофильных учебно-методических центров для подготовки руководителей к занятиям и самостоятельной подготовки курсантов по предметам обучения.
     И, наконец, необходимо более настойчиво внедрять в учебный процесс обучающие программы на базе ПЭВМ по специальной подготовке, совершенствовать методики ввода в строй выпускников в войсках с учетом требований к уровню теоретических знаний и практических навыков военнослужащих.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства