на главную страницу

20 Июля 2004 года

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вторник

Всюду, где знают Россию

Вадим МАРКУШИН.



Положение России на мировой арене напрямую затрагивает кровные интересы ее граждан. Ширится круг тех, кто непосредственно имеет дело с зарубежными партнерами. Растет число российских туристов, ощущающих на себе отношение заграницы к России, то есть к ним самим. Да и вся остальная масса россиян, которая в силу материального достатка (точнее недостатка) не выезжает за пределы родного района, совсем небезразлична к успехам или неудачам отечественной дипломатии. Об утонченных методах посольских приказов обыватель мало что знает. Однако и он, опираясь на жизненный опыт, склонен рассуждать об эффективности работы уважаемого ведомства на Смоленской площади. И, как это ни странно, часто бывает прав в своих взыскательных оценках.

     
В поддавки нынче не играют

     На прошлой неделе Президент РФ выступил на совещании дипломатического корпуса страны с очередными задачами российской внешней политики, в той или иной плоскости акцентируя внимание посольской аудитории на том, что первостепенной ее задачей является защита прав и интересов граждан России. Напомним, что стратегическая задача внешней политики, как ее видит глава государства, состоит в том, чтобы возвратить Россию в ряды богатых, сильных и уважаемых государств мира. Наверное, это можно назвать сверхзадачей, ведь ни для кого не секрет, что зарубежные партнеры-соперники в поддавки с российскими фирмами играть не собираются, они оттесняли и будут оттеснять их от выгодных рыночных территорий, ставить всевозможные рогатки на путях к заманчивым контрактам. Такова уж природа современных «цивилизованных» отношений. Россия практически лишена тепличных условий для реализации своих планов на международной арене. Так что легкого пути к процветанию искать нечего.
     Поэтому Президент РФ призвал посольства активнее противостоять кампаниям по дискредитации России за рубежом, «вред от которых виден и для государства, и для отечественного бизнеса». По его словам, необходимо отладить «поток адресной, объективной информации о России, учитывающий специфику общественного мнения в каждой стране». Посольства и другие представительства должны участвовать в формировании непредвзятого представления о внутренней и международной политике России, о ее истории и культуре. Владимир Путин потребовал поднять оперативность и качество информационно-аналитической работы, которая «не должна отставать от велений времени». «Следует органично сочетать классический инструментарий добывания и обработки информации и квалифицированное применение современных технологий», - отметил он. Руководителям же посольств и постпредств, указал глава государства, надо быть не почтальонами, транслирующими в центр запросы партнеров, а аналитиками и генераторами ценных предложений.
     Президент считает, что мир находится на этапе формирования новой системы международных отношений, что это длительный процесс, в котором присутствует сильный элемент неопределенности и, к сожалению, непредсказуемости. Однако в таком положении, по его мнению, «есть не только минусы, но и плюсы», которые облегчают свободу маневра, позволяя «не просто плыть по течению или прыгать на подножку уходящего поезда, а активно влиять на формирование нового, демократического мироустройства».

     
Главный приоритет

     Более всего россиянам, равно как госструктурам и частным фирмам, приходится решать всевозможные задачи с соседями по СНГ. Отсюда, собственно, и главный приоритет международной деятельности России, о котором сказал Владимир Путин. За последние годы, считает он, «здесь удалось развернуть политику в сторону реальных интересов страны и наших людей». Однако «еще предстоит сформировать целостную долгосрочную стратегию в этом направлении, что само по себе является сложнейшей концептуальной работой».
     Президент отметил, что в нынешней ситуации следует всеми средствами поддерживать интеграционные процессы, которые идут в межрегиональных объединениях, таких как ЕвразЭС и Единое экономическое пространство. «Надо придавать отношениям государств СНГ с Россией максимально привлекательный характер не только для нас, но и для них», - подчеркнул он. «Вакуума в международных отношениях не бывает, - сказал Путин. - Отсутствие действенной российской политики в СНГ или даже необоснованные паузы в ней неизбежно влекут за собой... энергичное заполнение этого политического пространства другими, более активными государствами».
     Вместе с тем Владимир Путин предостерег от бесплодных претензий на исключительное доминирование России на постсоветских территориях. Лидерство в ближнем зарубежье надо подкреплять эффективной политикой, считает он, а не «сентенциями». «Это в корне ошибочный, убаюкивающий и дезориентирующий подход». «Если мы признали определенные реалии, то нужно с ними считаться, из этих реалий исходить в выстраивании внешней политики», - сказал Путин.
     На заседании Совета безопасности РФ в понедельник Владимир Путин еще более откровенно высказался по теме Содружества. «Мы находимся перед альтернативой: либо добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства», чего допустить, по мнению главы государства, нельзя.
     По словам Путина, работа на этом направлении «не должна быть формальной», пока же она «плохо скоординирована», а некоторые ведомства «считают ее как бы не профильной или даже периферийной». «Работать по остаточному принципу нельзя, такой подход нельзя признать государственным», - подчеркнул он.

     


     Если мы признали определенные реалии, то нужно с ними считаться, из этих реалий исходить в выстраивании внешней политики.

     
Владимир Путин.

     



     Президент отметил, что Россия также исходит из того, что «межгосударственное взаимодействие - это серьезный фактор обеспечения суверенитета и безопасности большинства государств-участников, а потому активная, четко структурированная политика России на пространстве СНГ - важный инструмент противодействия международному терроризму, трансграничной преступности, нелегальной миграции, контрабанде оружия и наркотиков». Глава государства обратил внимание членов Совбеза «на четкое обеспечение координации и соблюдение обязательств в сфере военно-технического сотрудничества, на последовательное укрепление взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов на всем постсоветском пространстве».

     
Не в обнимку, но с Европой

     Значимость европейского направления российской политики обусловлено уже тем, что мы и сами европейцы. Этот непреложный факт, однако, не обеспечивает нам никаких преференций. Отмеченные выше трудности борьбы за продвижение российских интересов в европейских странах дают о себе знать даже с большей очевидностью. Касаясь отношений с Европой на встрече с дипломатами, Президент РФ отметил, что «очередная волна расширения ЕС и НАТО создала на континенте новую геополитическую ситуацию. И теперь надо не столько адаптироваться к ней, сколько минимизировать потенциальные риски и ущерб для безопасности экономических интересов России, найти здесь свои преимущества и на деле обернуть их в свою пользу».
     Заметим, что отношения с Евросоюзом стали предметом постоянного повышенного внимания со стороны Москвы. Так, в конце прошлой недели Сергей Лавров обсуждал этот вопрос с французским руководством. В частности, была вновь поднята тема сотрудничества в высокотехнологических отраслях, особенно в авиатехнической и космической. Обсуждалась перспектива введения в силу адаптированного Договора об обычных вооруженных силах и подчинения ему стран Балтии. Было обращено внимание французских коллег на возникшие уже после расширения ЕС серьезные трудности при осуществлении грузового транзита в Калининград.
     А вопросы партнерства с НАТО на прошлой неделе обсуждались в ходе визита в Великобританию министра обороны РФ Сергея Иванова. Выступая в лондонском Международном институте стратегических исследований, он сказал, что «спокойно-негативно» относится к расширению альянса, в том числе и к проблеме «НАТО — Балтия — Договор об обычных вооруженных силах в Европе». Однако, по его словам, нужен новый уровень военно-политической транспарентности в деятельности альянса, нужны конкретные усилия по ликвидации возникшей «серой зоны» в области контроля над вооружениями в Европе. Министр подверг критике действия НАТО по размещению дополнительных сил и средств на территории новых членов альянса. «Если не урегулировать эти чувствительные вопросы на взаимовыгодной и равноправной основе, это может стать препятствием в поступательном развитии взаимодействия Россия – НАТО», - отметил он.
     В выступлении министра остро прозвучала тема несоблюдения общепринятых норм демократии и прав человека Латвией и Эстонией, что «воспринимается Россией как угроза ее безопасности». «Государства, отступающие от норм демократии и свобод человека, как правило, становятся источниками опасности для своих соседей, поскольку имеют склонность провоцировать военно-политическую напряженность», - подчеркнул Сергей Иванов. По его словам, мяч сейчас на стороне наших европейских партнеров, которые своими усилиями по обучению некоторых новых государств-членов принципам элементарной демократии и военно-политической открытости должны доказать России свою приверженность декларируемым устоям.
     Причем, как мы уже не раз подмечали, речь в первую очередь идет о коллективной европейской политике, ибо с большинством конкретных субъектов ЕС Россия давно нашла общий язык. Когда же та или иная российская тема становится предметом обсуждения в общеевропейских структурах, вокруг нее почему-то возникает необъяснимая духота недоброжелательности. Такое впечатление, что депутаты и чиновники евроучреждений связаны тайным обетом неприятия всего, что пошло бы на пользу Москве.

     
Устойчивость и предсказуемость

     Отношения с США Путин характеризовал как «стратегическое партнерство», однако отметил, что доверительных контактов на уровне руководства для этого недостаточно, нужно развивать связи в сфере бизнеса. «У нас есть объективные предпосылки для долгосрочного партнерства на основе взаимного учета интересов, конструктивного диалога и предсказуемости. Все это необходимо прежде всего для совместного противостояния международному терроризму, поддержания стратегической стабильности, контроля над вооружениями». Тесному взаимодействию с США, по словам президента, способствуют хорошие, доверительные контакты на уровне руководства двух стран. «Но для устойчивого стратегического партнерства, — считает он, — этого недостаточно. В конструктивных, добрых отношениях с Россией должны быть заинтересованы как можно более широкие круги американского общества - включая, разумеется, бизнес», - отметил президент РФ.
     Важнейшим направлением взаимодействия Москвы и Вашингтона остается борьба с терроризмом. Эта угроза требует самой тесной координации, в одиночку ее нейтрализовать невозможно. Кстати, на днях в ЦРУ прозвучали утверждения авторитетных лиц о том, что, несмотря на очевидные успехи в ликвидации террористических организаций, о перевесе США в этой войне говорить не приходится. Газета «Нью-Йорк дейли ньюс» в этой связи приводит слова анонимного высокопоставленного представителя республиканской партии, заявившего, что «еще многие годы мы не сможем узнать, каков результат этой войны - победа или поражение».
     Отметим и такой немаловажный нюанс. Американо-российские отношения традиционно теряют ритмичность в период президентских выборов в США, когда Белому дому «не до друзей и партнеров». Однако эта традиция «работает» по-разному, и далеко не всегда наступает «ледниковый период» в диалоге с Москвой. В нынешнем положении «мертвый сезон» в дипломатии вообще вряд ли уместен, согласованная реакция на сюрпризы мировой политической погоды должна быть незамедлительной. Надо думать, и американским избирателям сейчас понятно, что их безопасность и благополучие зависят отнюдь не только от состояния внутренних дел в стране.
     Отдельный разговор – об Азиатско-Тихоокеанском регионе. Понимая его исключительную важность для перспектив России, мы периодически освещаем события в нем в специальных обзорных материалах. Сейчас ограничимся лишь общей оценкой высокой экономической динамичности этого огромного пространства. На совещании в МИД РФ данный факт подчеркнул Владимир Путин, призвавший теснее увязывать возможности АТР с развитием потенциала российских регионов Сибири и Дальнего Востока. «Надо тесно связать внешнеполитическую линию на углубление отношений с АТР с решением внутренних задач, с использованием этих связей в целях развития потенциала Сибири и Дальнего Востока. Большие возможности имеются здесь в отношениях с Китаем и Индией», - отметил президент.
     В целом же Россия с ее историей и географией не может пренебрегать никакими направлениями внешнеполитической деятельности. Как сказал об этом Президент РФ, она должна искать «новые возможности для сотрудничества», не забывая «о сохранении и развитии позиций там, где в прошлом нами были вложены немалые ресурсы», где «помнят и знают» Россию.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства