на главную страницу

24 Июля 2004 года

Флот России

Суббота

ЧТО ПОКАЗАЛИ ИСПЫТАНИЯ?

Арсенал

Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».



     Казалось, вчера это было: медь оркестра, пожелания семи футов под килем, добрые напутствия. Так в прошлом году на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» проходила торжественная церемония спуска на воду быстроходного пограничного сторожевого корабля «Мираж». А сегодня он держит серьезный экзамен…
     Новый «Мираж» значительно отличается от головного, который не первый год несет службу по охране морских участков Государственной границы, а также стоит на страже биологических ресурсов в прибрежных районах моря. Он стал более эргономичным и лучше приспособленным к условиям эксплуатации и потребностям моряков. Значительно улучшены и условия для экипажа. На корабле нет так называемой черной трубы, выхлоп от двигателей идет не вверх, а вниз, в воду. Существенные изменения есть в машинном отделении.
     Что касается вооружения, то для пограничного корабля оно достаточно мощное и включает шестиствольную автоматическую 30-мм пушку АК-306 со скорострельностью 1,5 тыс. выстрелов в минуту, два крупнокалиберных 14,5-мм пулемета, установку для запуска зенитных ракет типа «Игла».
     У «Миража» хорошая мореходность при значительном волнении моря. Это достигается за счет того, что в конструкции корабля применены автоматические интерцепторы, что дает общую прибавку в скорости на 8-9 узлов, а также заметно улучшает возможности артиллерийского вооружения, повышает точность стрельбы.
     В июне-июле этого года «Мираж» принимал участие в сравнительных испытаниях со своими «собратьями по цеху» - пограничным сторожевым кораблем проекта 14230 «Сокжой» и пограничными сторожевыми катерами проектов 12150 «Мангуст» и 18623 «Мустанг». Эти испытания прошли в соответствии с приказом главы Пограничной службы ФСБ России от 16 апреля 2004 г. № 94 в акватории Каспийского моря и Финского залива. Их цель - «принятие обоснованного решения по выбору проекта пограничного сторожевого корабля 4 ранга и проекта пограничного сторожевого катера 2 ранга для серийного строительства».
     Следует отметить, что и «Мираж», и «Сокжой» по классификации ПС ФСБ России являются кораблями одного класса. Они предназначены для охраны Государственной границы России на морях, реках, озерах и иных водоемах, а также внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, природных ресурсов и для спасания людей в районах несения службы. Катерами одного класса являются и «Мангуст» с «Мустангом». Помимо вышеперечисленных задач, они могут нести службу по охране районов базирования, судов на акватории морского контрольно-пропускного пункта и некоторые другие.
     Несколько слов о создателях, тех, кто держал экзамен в ходе сравнительных испытаний. Катер «Мангуст», как и корабль «Мираж», детище ведущего проектного бюро России - ФГУП ЦМКБ «Алмаз» построены на Рыбинском судостроительном предприятии ОАО «ССЗ «Вымпел». Корабль «Сокжой» спроектирован ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» и создан на ОАО «ССЗ «Волга» (г. Нижний Новгород). Катер «Мустанг» родился в стенах ЗАО «КБ-Редан».
     Прежде чем сказать о результатах сравнительных испытаний, необходимо отметить высокий уровень их организации, профессионализм специалистов-пограничников, входящих в состав комиссии и рабочей группы. Это позволило всесторонне оценить боевые, эксплуатационные свойства и экономические характеристики кораблей и катеров, их способность с высокой эффективностью решать задачи морской пограничной службы.
     Результаты сравнительных испытаний, в том числе в ходе практических выходов в море на различных режимах движения и при различном состоянии моря, выявили лучших - корабль «Мираж» и катер «Мангуст».
     Сторожевой корабль «Мираж» на выходе в море показал значительно более высокие, чем «Сокжой», тактико-технические характеристики и боевые возможности, продемонстрировал высокие мореходные качества, надежность и экономичность, развив максимальную скорость хода около 48 узлов. В то же время корабль «Сокжой» смог дать только 37 узлов из 50 заявленных.
     Катер «Мангуст» показал высокую маневренность и управляемость, развив при этом максимальную скорость хода 47 узлов. «Мустанг» в равных условиях израсходовал почти в два раза больше топлива, чем катер «Мангуст», и не сумел развить максимальную спецификационную скорость, ограничившись только 34 узлами.
     Не случайно акцент сделан на скоростных возможностях испытуемых кораблей и катеров. По условиям и характеру деятельности пограничных сил в море этот критерий является одним из определяющих.
     Впереди принятие решения о серийной закупке одного из двух проектов пограничных кораблей и катеров. Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что новые сторожевые корабль и катер заметно укрепят мощь пограничников, несущих службу на море.

     На снимке: быстроходный пограничный сторожевой корабль «Мираж».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства