на главную страницу

27 Июля 2004 года

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вторник

КАКИМ БЫТЬ КОСОВО

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



На прошлой неделе в Белграде с визитом побывал генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Встречаясь с председателем правительства Сербии Воиславом Коштуницей, он заявил, что мировое сообщество обязано найти справедливое решение проблемы Косово, сербское меньшинство которого должно находиться под соответствующей защитой. По его словам, в НАТО настаивают на внедрении мультиэтнического принципа при решении проблем в этом крае, который с 1999 года находится под управлением Временной администрации ООН. При этом принцип мультиэтничности Косово альянс понимает как неделимость края на албанскую и сербскую части.

     
Игра в одни ворота

     Казалось бы, кто, кроме албанцев, против этого. Тем не менее с каждым годом, днем и даже часом Косово все больше превращается в моноэтническую область, где доминируют албанцы. И во многом способствует тому, в этом у мирового сообщества нет никаких сомнений, политика НАТО. Именно руководство альянса во главе с США обвинило во всем сербов и под выдуманным предлогом развязало агрессию против Югославии. Она распалась, превратившись в большую «горячую точку», а в Косово, где разместились миротворческие силы НАТО, стали потворствовать албанцам, как «пострадавшей стороне», сигнализируя – осталось, мол, чуть-чуть и независимость в ваших руках. Если кто-нибудь начинал говорить об этом, тяжелая машина пропаганды западных стран с яростью набрасывалась на «обидчика», заглушая голос протеста.
     За пять лет миротворческой операции в Косово вернулись 850 тысяч албанцев, изгнаны 250 тысяч сербов, убиты более 1.300 сербов, разрушены 140 православных церквей и монастырей, сожжены 40 тысяч сербских домов, насильно отобраны 75 тысяч домов. В этническом плане почти полностью очищены от сербов и другого неалбанского населения многие города и поселки. Большинство сербских сел разорено и сожжено, а в сохранившихся сербы живут, как в гетто, постоянно подвергаясь унижениям, угрозам, изнасилованиям и грабежам.
     В албанских городах и селах выросли памятники «героям Армии освобождения Косово», появились минареты, множество жилых домов и баров. В январе 2001 года в Косовской Каменице, в этом на 70 процентов сербском анклаве, с молчаливого согласия КФОР албанцами был установлен памятник четырем «жертвам сербской войны». «Жертвы» были боевиками Армии освобождения Косово (АОК) и «прославились» тем, что во время отступления югославской армии остановили машину, в которой сербский капитан вывозил свою семью. Они надругались над женщинами, а потом убили главу семейства прямо на глазах у родных. За этим делом их и застали сербы… Памятник насильникам находился под круглосуточной охраной миротворцев.
     До последнего момента в Приштине оставался единственный сербский памятник героям битвы на Косовом поле, охранявшийся норвежцами по всем правилам военного времени: с бронетехникой, колючей проволокой и мешками с песком. На мемориале была надпись: «Тот, кто является сербом и не пришел сюда, чтобы с оружием в руках защищать родную землю, да будет проклят...» Сегодня, когда последние сербы покинули Приштину, не надо долго гадать, что произошло с этим памятником.
     
Операция провалилась

     Лишь когда 17 – 19 марта нынешнего года на глазах у всего мирового сообщества произошло настоящее линчевание сербов (за два дня албанские экстремисты убили 19 и ранили почти тысячу человек, разрушили 550 домов и 27 православных святынь. Четыре тысячи сербов были вынуждены покинуть свои дома), в США и Европе, в НАТО и ООН заговорили о том, что «недоглядели».
     В начале июля ОБСЕ опубликовала доклад, из которого следует, что действующие по мандату ООН миротворцы оказались в очередной раз не готовы к охватившей край волне антисербских «этнических чисток». Предпринятые меры носили «поспешный, непродуманный и явно недостаточный характер». ОБСЕ призвала объективно проанализировать эти действия и извлечь уроки из ошибок, имевших столь трагические последствия. Командование НАТО и руководство стран –участниц альянса, признавая провал операции, дали указания сделать это.
     Но, к сожалению, миротворцы отнюдь не спешат проводить «работу над ошибками», а если и делают это, то «спустя рукава». Даже нападения (10 июля обстрелян патруль КФОР, ранены 4 финна) они готовы скорее списать на случай, нежели признать, что имеют дело с организованным экстремизмом. Правда, французы «по факту» отработали передислокацию стратегического резерва – во время беспорядков в Косово прибыло подкрепление в 500 человек. В силы КФОР внедряются новые экипировка и снаряжение. К примеру, на вооружение отдельных подразделений бундесвера в Косово (численность контингента - 3.800 чел.) должны поступить щиты и дубинки, огнестойкое обмундирование для защиты от зажигательных бомб. Целью этого, как указал глава военного ведомства Германии Петер Штрук, является оснащение миротворцев «оружием несмертельного действия».
     Комментируя ситуацию в Косово, немецкая газета «Ди вельт» отмечает, что солдаты бундесвера останутся в Косово еще на год. Это решение одобрили в бундестаге фракции практически всех партий. Бундесвер участвует в миротворческой операции в Косово вот уже 5 лет, однако никакого существенного улучшения ситуации не наступило. Регион по-прежнему остается пороховой бочкой. А газета «Франкфуртер альгемайне», в свою очередь, пишет, что уже 5 лет иностранные войска присутствуют в Косово, но перспективы на мирное будущее конкретнее от этого не стали. Вспышка насилия в марте свидетельствует скорее о том, что конфликт оказался просто «замороженным». Иными словами, враждующие стороны притихли под международным нажимом и из тактических соображений. Весьма сомнительно, что Балканам откроется «европейская перспектива», как это не устает повторять министр иностранных дел Германии Фишер. Ведь политическая культура западного образца там практически не сумела развиться, поскольку в регионе преобладают атавистические формы национализма.
     
У Белграда есть план

     Этой весной Белград принял программу, в которой настаивает на нерушимости существующих границ и требует, сохраняя Косово в составе Сербии, предоставить в крае автономию для сербского меньшинства. Албанские политики приняли ее в штыки, и Совет Безопасности ООН снова обратился к ним с призывом продемонстрировать полную и безусловную приверженность делу восстановления мультиэтнического общества. При этом генсек ООН Кофи Аннан предложил датчанина Сорена Йессен-Петерсена на пост своего специального представителя и главы Временной администрации ООН в Косово. Мол, человек он опытный, работал в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев и в секретариате ООН, был спецпредставителем ЕС в Македонии. Возможно, с этим назначением связано стремление ООН решить косовскую проблему по македонскому опыту.
     Как известно, в этой республике с двухмиллионным населением проживают 500 тысяч албанцев. В 2001 году в северных районах страны начались бои с отрядами албанской национальной армии. Но этнический вопрос был решен, война прекратилась, не дойдя до полномасштабного противостояния. Свою роль здесь сыграли несколько факторов. Прежде всего само население не поддержало радикалов, а мировому сообществу удалось прийти к политическому соглашению. По Охридскому рамочному соглашению 2001 г. 20 процентов мест в армии, полиции, парламенте получили албанцы, им разрешили создать Албанский университет в г. Тетово. «Непримиримых» же во главе с Абдель Якупи и Джеми Ши спецназ выдавил в Косово, где их арестовали и выдали македонской стороне.
     Однако для Косово македонский опыт уже невозможен. Во-первых, вследствие пятилетнего попустительства албанцам, которые теперь не откажутся от независимости даже перед угрозой применения силы со стороны миротворцев. Во-вторых, перевес албанцев в количестве, их единение по религиозному признаку и поддержка извне, в том числе диаспорой и единоверцами, создают мощный морально-психологический фон, на основе которого идея о независимости представляется СМИ и внедряется в сознание обывателя как высшая цель народа. В этой связи максимум, на что могут рассчитывать сербы, – автономия. И то, если край получит независимость. При этом в любом случае Косово на многие годы останется одной из самых запутанных и незаживающих балканских ран.
     
Целей много, мир один

     Сегодня Балканы пытаются быть едиными. Сформировалась и действует Организация по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе (ОСЮВЕ - Болгария, Румыния, СиЧ, Македония, Албания, Греция, Турция, Хорватия и Босния и Герцеговина). Активное взаимодействие идет в направлении вступления в ЕС и НАТО, страны показывают, что потенциал мира у них большой и они достойны внимания. Однако пока единая Европа боится балканских соседей. И тому есть причины, первая из которых – Косово и его сопутствующие признаки в виде торговли людьми, оружием, наркотиками.
     Косовские наркобароны постоянно увеличивают количество площадей, отводимых под коноплю. По некоторым данным, неподалеку от столицы Албании, в горах Дайтит, их специалисты построили мощную фабрику по переработке наркотического сырья. Газета «Гардиан» писала, что из Косово в Европу ежемесячно поступает до 5 тонн героина. Совокупный доход от наркотранзита оценивается Интерполом в несколько миллиардов долларов в год.
     Оружие перевозится целыми грузовиками (иногда телегами) от одной границы к другой. Люди в разных частях Восточной Европы пропадают и потом всплывают в Косово в виде рабов и проституток. В крае строятся особняки, служащие их хозяевам-албанцам одновременно борделями, частными тюрьмами и фабриками по подпольному производству наркотиков.
     Своими продолжающимися агрессивными действиями в Сербии и соседней Македонии АОК стремится покрыть Балканы огромной сетью контрабанды, рэкета и отмывания денег. Единственная сила в регионе, которая боролась с албанской преступностью - полиция Сербии, до сих пор не может войти на территорию края, вопреки предусматривавшей это 1244-й резолюции ООН, принятой по окончании бомбардировок.
     
Москва готова помочь

     27 июня президентом Сербии избран председатель Демократической партии Борис Тадич. Приоритетами внешней политики республики он сразу назвал равноправные отношения с США, Россией и ЕС. Тем самым отношениям с Россией придан новый импульс. Следует отметить, что Москва неизменно отстаивает целостность Сербии в ПАСЕ, ООН, других международных институтах.
     На июньской встрече с премьер-министром Сербии Воиславом Коштуницей Президент России Владимир Путин в целом позитивно оценил план косовского урегулирования, предложенный Белградом. К слову, объясняя вывод из Косово российского контингента, он сказал, что сделано это «не потому, что нам безразлично происходящее, а потому, что присутствие контингента… являлось бы «крышей» для изменения ситуации, которое нам представляется ошибкой».
     Как отметил далее российский лидер, все достигнутые ранее договоренности по косовской проблеме оказываются под угрозой срыва. По мнению Президента РФ, ситуация может быть урегулирована только при более активной позиции международного сообщества, которое должно осознать реалии происходящих событий и действовать более последовательно и жестко против экстремизма. Владимир Путин пообещал также расширить российское участие в косовском урегулировании. По его словам, Россия готова значительно поднять планку своего участия в косовском урегулировании. Но это возможно только в том случае, если Москва убедится, что «мы там нужны и решения, принятые с нашим участием, могут реально привести к урегулированию».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства