на главную страницу

28 Июля 2004 года

За рулем

Среда

Эх, путь-дорожка…

Беседовал Александр БОГАТЫРЕВ, «Красная звезда».



Так повелось, что в армии на виду все больше пехота, танкисты, десантура, ракетчики. Особенно, если идет какое-то масштабное учение. А между тем «на победу» в такие моменты работают и представители десятков других воинских специальностей. Среди этих тружеников невидимого широкой общественности фронта самая, пожалуй, массовая категория – военные водители. На полигонах и автодромах, на заполоненных машинами улицах мегаполисов и скоростных шоссе изо дня в день сдают они экзамен на боевую зрелость. Подробнее об этом рассказывает начальник автомобильной службы Московского военного округа генерал-майор Владимир СОЛДАТЕНКО.


     – Владимир Анатольевич, недавно завершилось командно-штабное учение с войсками Московского и Приволжско-Уральского военных округов. Как вы оцениваете работу автомобилистов МВО?

     – Мы со своей задачей справились. В общей сложности от округа в КШУ участвовало около 800 машин. Самое главное – не допустили ни аварий, ни серьезных поломок. Люди все живы и здоровы, увечий при выполнении задач на технике никто не получил. Обошлось и без дорожно-транспортных происшествий.

     – Коль вы упомянули о ДТП, как вообще с ними обстоят дела в округе?

     – Постучим по дереву... За семь месяцев – ни одного дорожно-транспортного происшествия, связанного с гибелью или ранением людей, по вине военного водителя. В прошлом году, для сравнения, таких было девять. На 400 процентов уменьшилось количество фактов превышения нашими солдатами безопасной скорости движения, а нарушений правил проезда перекрестков, обгона и маневрирования – на 200. В 2003-м совершено 3 наезда на пешеходов, а в этом таких случаев не было. Здесь в лучшую сторону хотелось бы отметить наш окружной учебный центр, что в Коврове. Это соединение, в части, касающейся безопасности дорожного движения, в прошлом году считалось проблемным: 2 серьезных ДТП, в которых 3 человека погибли и трое получили ранения. Последние же полгода – без замечаний.

     – Чем это объяснить? Обстановка на дорогах улучшилась?

     – Я бы так не сказал. Просто в округе принимаются очень серьезные меры к тому, чтобы повысить безопасность дорожного движения. Командующий войсками МВО, его заместитель по вооружению держат этот вопрос на личном контроле. В свою очередь наша автослужба совместно с военной автоинспекцией МВО во главе с полковником Романом Тупиковым постоянно работают по этой проблеме. Требуем от командиров соединений и частей постоянно и своевременно доводить до подчиненных требования по вопросам безопасности дорожного движения, регулярно знакомить людей с ежеквартальными обзорами аварийности на автомобильной технике. При обучении водителей заострять внимание на практическом вождении, особенно в сложных дорожных и погодных условиях, индивидуально и в составе колонны.
     Стараемся, чтобы в частях по возможности как можно тщательнее производился подбор водителей на автобусы и грузовые автомобили, которым предстоит перевозить людей и опасные грузы. То же самое касается старших машин. Ими должны назначаться не самые молодые и бестолковые, как у нас в армии порой бывает, а опытные, дисциплинированные офицеры. С ними, кстати, каждый месяц проводятся занятия, которые заканчиваются сдачей зачетов.
     Еженедельно в частях проходит день водителя, в течение которого проводятся занятия с водительским составом. Командование округа очень жестко спрашивает с командиров и начальников за качественную организацию этих мероприятий.
     Вообще, что касается дорожно-транспортных происшествий, очень многое здесь зависит от командиров. В тех частях, где серьезно относятся к подготовке техники перед выездом, без формализма подходят к инструктажу старших машин, прикладывают максимум усилий к тому, чтобы поднять выучку водителей, вероятность ДТП сводится к минимуму.
     Отдельно стоит сказать о ДТП на личном транспорте наших военнослужащих. Приходится констатировать, что среди владельцев авто имеет место личная недисциплинированность, игнорирование правил дорожного движения. Некоторые садятся за руль, имея слабые навыки вождения в сложных дорожных и природно-климатических условиях. В связи с этим командование МВО требует проводить в частях с военнослужащими – владельцами машин – накануне выходных и праздничных дней занятия, инструктажи по мерам безопасности. Буквально на днях вступил в силу приказ командующего войсками округа «О мерах по предупреждению ДТП среди военнослужащих – владельцев личного автотранспорта». Утверждена соответствующая система профилактической работы должностных лиц.

     – Два года назад была реформирована военная автоинспекция округа...

     – Да, ее штат увеличился в два с половиной раза. Безусловно, это тоже существенно повлияло на состояние безопасности дорожного движения. Приведу лишь одну цифру. В период с 1 января по 30 июня на территории МВО использовалось более 60 тысяч единиц автотехники. Каждая восьмая из них была проверена представителями ВАИ. Это весьма солидный показатель. Хотя по большому счету, конечно, может и должен быть значительно выше. Проблема в том, что непосредственно в гарнизонах ВАИ – нештатная организация. Получается так. Назначают в части какого-то офицера или прапорщика отдежурить сутки в качестве инспектора ВАИ. Он и от своих дел отрывается, и на дороге, как правило, от него пользы немного.

     – А в Минобороны этой проблемой кто-нибудь озабочен?

     – Руководство ГАБТУ уже не первый год пытается ввести штатные подразделения ВАИ в гарнизонах. Насколько я знаю, назначенный недавно начальником главка генерал-лейтенант Полонский вслед за своим предшественником генерал-полковником Маевым серьезно взялся за этот вопрос. Сейчас проблема прорабатывается в Генеральном штабе.

     – Целых полгода, если не больше, вся водительская общественность только и говорила, что про «автогражданку». В МВО это ноу-хау уже внедряется?

     – Пока это касается хозрасчетных организацияй окружного подчинения. Они сами за счет собственных средств страхуют закрепленные транспортные средства. Для авто, которые стоят на бюджетном финансировании, механизм проплаты еще не проработан. Мы же, в свою очередь, в ходе годового технического осмотра транспортных средств на территории МВО спрашиваем с хозрасчетников страховые полисы на каждую машину.

     – Получается, у большинства машин этих полисов нет, поскольку, как вы говорите, нет четкого алгоритма страхования «бюджетной» автомобильной техники. А что же делать военному водителю, если его остановил инспектор ГАИ и попросил предъявить полис? Требования-то ко всем одинаковые…

     – Этот вопрос мы с коллегами из Государственной автоинспекции решаем «мирным» путем. Они в курсе нашей ситуации, поэтому идут навстречу. Кстати, у нас вообще с подразделениями ГАИ в регионах, входящих в МВО, сложились добрые отношения. Например, начальник военной автоинспекции гарнизона города Москвы полковник Александр Попов – единственной в Вооруженных Силах штатной гарнизонной ВАИ – член комиссии по безопасности дорожного движения столицы. А начальник ВАИ МВО входит в состав такой же комиссии Московской области.

     – Недавно главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны РФ генерал армии Кормильцев отметил, что особенно слабую выучку солдаты и сержанты демонстрируют по технической и специальной подготовке. Представителей автомобильных войск это, видимо, тоже касается. Почему?

     – О Сухопутных войсках говорить не буду, а что касается МВО… Начнем с того, что к нам приходит очень слабый контингент. Реально из молодого пополнения к машине подпускать можно процента 2—3. Остальных надо учить и учить. И это при том, что до 40 процентов новобранцев, как правило, имеют за плечами допризывную подготовку в РОСТО.
     Кроме того, как везде, наверное, у нас очень остро стоит проблема дефицита подготовленных офицеров-методистов. Ощущается кадровый голод в батальонном звене. Есть проблемы в ротах, не говоря уже о взводах.
     Еще одна «больная мозоль» – учебная материально-техническая база. После лихих 1990-х годов в округе в рабочем состоянии остались фактически два автодрома – в окружном учебном центре и артиллерийской дивизии. Правда, в прошлом году командующий войсками округа принял пятилетнюю программу совершенствования УМТБ. Она предусматривает в том числе восстановление наших классов и автодромов. Работа уже идет. В частности, в этом году мы восстанавливаем автодромы Тамбовского гарнизона и Таманской мотострелковой дивизии. На очереди – Кантемировская.
     С учебно-тренировочными средствами тоже масса проблем. На весь округ – 4 современных компьютерных тренажера для обучения водителей. А надо хотя бы штук 30. Это уже был бы прорыв. Сейчас поставка этих тренажеров налажена. Но нас не устраивают ее темпы.

     – А парк автомобильной техники МВО в каком состоянии?

     – Новых машин со сроком эксплуатации до 6 лет – не больше 2 процентов. Остальные – от 6 до 12 и старше. Выполнять поставленные задачи на этой технике в общем-то пока можно. Но если к 2010 – 2015 годам вопрос массового «омоложения» автопарка решен не будет, может пострадать боевая готовность округа в целом.
     Сейчас решается вопрос о замене разномарочного армейского парка на унифицированный. Его основу составят, как мыслится, автомобили семейства Камаз, «Урал» и Уаз. В принципе, это панацея. Я думаю, все начальники автослужб здесь со мной солидарны. Остается надеяться, что эта задумка воплотится в жизнь как можно быстрее.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства