на главную страницу

29 Июля 2004 года

Тема номера

Четверг

Устремленные в космос

Александр БОГАТЫРЕВ, «Красная звезда».



В октябре, если все сложится по плану, на Международную космическую станцию отправится подполковник Юрий Шаргин – первый представитель Космических войск. (Раньше, напомним, большинство космонавтов представляло авиацию.) Созданные лишь три года назад, далеко не в самые благодатные для Вооруженных Сил годы, Космические войска на глазах набирают вес.

     Недавно на пресс-конференции в агентстве Интерфакс командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Владимир Поповкин отчитался перед россиянами за деятельность войск в последние полгода. Напомним, что эту должность он занял лишь четыре месяца назад, сменив генерал-полковника Анатолия Перминова, возглавляющего ныне Федеральное космическое агентство РФ. Разговор Владимира Александровича с журналистами получился открытым и обстоятельным. На фоне других компонентов Вооруженных Сил Космические войска выглядят, пожалуй, самыми развивающимися. Если, к примеру, в конце минувшего века на орбиты запускались в основном космические аппараты (КА) 1980-х – начала 1990-х годов, то сегодня Россия приступает к летным испытаниям более современных спутников. «Деградация орбитальной группировки остановлена, – отметил Владимир Поповкин, – и созданы предпосылки к тому, чтобы наступил прорыв в ближайшие 3 - 4 года». По словам командующего, войска приступили к испытанию новой космической системы связи типа «Молния». В этом году начнутся испытания и новой системы разведки и связи.
     Говорить о том, что орбитальная группировка близка к восстановлению, пока, конечно, рано. На данный момент ее составляют около 60 аппаратов военного назначения. В 1990 году, для сравнения, спутников на орбитах было в два с половиной раза больше. Но и в нынешнем составе «звездный эшелон» решает весьма широкий спектр задач, в том числе связанных с контртеррористической операцией на Северном Кавказе. «Космические средства разведки и связи активно используются группировкой наших войск в Чечне, – сказал В. Поповкин. – В горной местности лучше всего функционируют станции космической связи».
     Сегодня, по словам военачальника, одна из важнейших перспективных задач состоит в том, чтобы обеспечить ввод информации, получаемой космическими средствами, непосредственно в системы управления оружием. На этом направлении развития военного космоса Россия не в лидерах. «У нас эта работа развернута, но пока не приобрела необходимых темпов и объемов, – сообщил В. Поповкин. – Мы в этом направлении взаимодействуем с ВВС, Главным ракетно-артиллерийским управлением Минобороны, которое является заказчиком. За этим направлением – будущее…»




     
Возможно, так будет выглядеть недалекое будущее
Космических войск.




     Отдельной строкой в космической деятельности страны и ее Космических войск в частности прописано восстановление орбитальной группировки спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. В 1995 году, напомним, эта система была развернута в составе 24 космических аппаратов. Но с окончанием срока эксплуатации спутников численность группировки сократилась. На сегодня осталось 11 космических аппаратов. При условии, что будет сохранен нынешний уровень финансирования программы, работа по развертыванию группировки ГЛОНАСС завершится к 2008 году, подчеркнул командующий.
     Наряду с количественными изменениями в навигационной системе грядут и качественные. Как сообщил Владимир Поповкин, ведется работа по увеличению срока активного существования спутников ГЛОНАСС, который на данный момент не превышает трех лет. Начались летные испытания спутника с 7-летним сроком существования. Развернуты работы по созданию спутника с 10 - 12 летним сроком существования. Предполагается, что к 2006 году его удастся запустить. Кроме того, в повестке дня — повышение точности позиционирования местности с помощью системы ГЛОНАСС для гражданских пользователей. Необходимо сделать так, чтобы система была востребована и в гражданском секторе, подчеркнул Владимир Поповкин. Чтобы система ГЛОНАСС была перспективной, чтобы ее использовал весь мир, точность должна быть увеличена. И это будет сделано. В настоящее время, отметим, гражданские пользователи услуг ГЛОНАСС могут определить координаты с точностью не более 30 метров.
     Если оценивать итоги деятельности Космических войск за последние полгода в конкретных цифрах и фактах, то они таковы: боевые расчеты КВ отправили к звездам 5 космических аппаратов военного назначения, а также провели и обеспечили 6 запусков космических аппаратов в рамках федеральных космических программ России, программ международного сотрудничества и коммерческих проектов. При этом на космодромах решается и масса других, не менее важных и масштабных задач. В первую очередь это касается, конечно, Плесецка. Здесь подходят к завершению работы по созданию модернизированного ракетного комплекса «Союз-2», которому, кроме всего прочего, в перспективе предстоит стать участником российско-французского космического проекта во Французской Гвиане.
     Продолжается строительство ракетного комплекса «Ангара». Напомним, что «Ангара» создается на основе унифицированного ряда ракет легкого, среднего и тяжелого классов. Комплекс будет способен выводить в космос практически весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Минобороны во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит. Стратегическое значение «Ангары» сложно переоценить – наличие такого комплекса на космодроме Плесецк обеспечит возможность запуска всех военных КА с российской территории, то есть действительно гарантировать независимость отечественного военного космоса. С научно-технической, идеологической, политической точек зрения это, без преувеличения, самый мощный и перспективный российский проект в космической сфере. В его реализацию уже вложены огромные деньги. Но для продолжения работ требуются, по словам командующего, еще большие суммы, в частности под создание стартовой позиции для ракеты-носителя.
     Крепит Плесецк и ядерный щит страны. Сейчас там проводятся летно-конструкторские и государственные испытания не только ракетно-космических комплексов, но и межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Тополь», «Тополь-М». В первой половине 2004 года совместно с Ракетными войсками стратегического назначения боевые расчеты космодрома осуществили 4 пуска МБР.
     Знаковым событием этого года, несомненно, стала, постановка в Таджикистане на боевое дежурство российского оптико-электронного комплекса «Окно», входящего в систему контроля космического пространства (СККП) ракетно-космической обороны. Наличие СККП, в которой «Окну» отведена чрезвычайно важная роль, позволяет России держать на контроле все объекты вплоть до космического мусора, появляющиеся на орбитах вокруг Земли. Проблема в том, что новый объект дислоцируется за рубежом, пусть и ближним. Предыдущие договоренности по деятельности «Окна» Душанбе больше не устраивают.
     Ситуация довольно сложна: Таджикистан ранее заключенный договор не признает, «но по умолчанию мы по нему работаем», – сказал командующий. «Проект нового соглашения между Россией и Таджикистаном подготовлен, – сообщил он. – Сейчас идет переговорный процесс. Думаю, в течение этого года мы его завершим».
     Не менее важным шагом на пути укрепления системы контроля космического пространства стала постановка на опытно-боевое дежурство радиотехнического комплекса «Момент». Подвижки наблюдаются и в другой составляющей ракетно-космической обороны – системе предупреждения о ракетном нападении. По словам В. Поповкина, основным направлением ее развития становится создание радиолокационных станций (РЛС) высокой заводской готовности. Причем в перспективе такие РЛС могут быть эффективно использованы не только для нужд российского военного ведомства, но и в интересах различных международных систем коллективной безопасности.
     Одной из приоритетных задач Космических войск командующий назвал обеспечение надежной защиты российской орбитальной группировки. В мире есть силы, которые, отметил он, «стремятся сделать космос сферой вооруженной борьбы». Речь идет в том числе о намерениях некоторых стран вывести в космическое пространство ядерное оружие. «Не реагировать на это мы не можем», – отметил Владимир Поповкин. Вместе с тем Россия, по его словам, не намерена идти по пути милитаризации космоса.
     …9 Мая 2004 года по Красной площади впервые прошел батальон Космических войск. Мы увидели стяг нового, самого молодого российского рода Вооруженных Сил. Событие символичное. Как и предстоящая «звездная» командировка подполковника Юрия Шаргина, которой, хочется надеяться, ничто не помешает.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства