на главную страницу

29 Июля 2004 года

За кулисами событий

Четверг

Иранские приключения «Дельты»

Леонид ГРАДОВ.



Сегодня у всех на слуху действия американских вооруженных сил в Афганистане и Ираке. Говорится и о возможности силовой акции США в отношении Ирана. В этом плане не так давно попались мне воспоминания английского спецназовца, который знал о подвигах американских «братьев по оружию» не по голливудским сценариям... Хотя описываемые события произошли некоторое время назад на территории Ирана, они легко «накладываются» на и на сегодняшние события.

     Подразделения спецназа в армии США существовали со времен Второй мировой войны, но являлись вспомогательными частями и выполняли второстепенные задания. Родоначальником современных элитных частей американского спецназа стал полковник Чарльз Бекуит, долгое время служивший в английских САС. Проникшийся духом настоящих элитных частей, вернувшись в США, Бекуит стал усиленно рекомендовать руководству Пентагона создать подобные части и в американской армии. От него долго отмахивались как от надоедливой мухи, пока события в Могадишо, Энтеббе и осада иранского посольства в Лондоне не заставили американское руководство переменить взгляды на терроризм и антитеррористическую борьбу с помощью специально обученных подразделений. Бекуит получил «добро». «Сняв сливки» с существующих подразделений спецназа, Чарли сформировал собственный засекреченный отряд «Дельта».
     Через два года, в 1982 году «Дельта» получила свое первое крупное задание - спасти более сотни американцев, взятых в заложники в американском посольстве в Тегеране. В 1979 году в Иране был свергнут прозападный шах, а во главе страны стал аятолла Хомейни. Вскоре «стражи исламской революции», захватив американское посольство, взяли в заложники всех находившихся в здании дипломатов.
     Предпринятые переговоры успеха не имели, поэтому было решено осуществить спасение заложников с помощью военных. Однако Иран пребывал в таком хаосе, что получить надежную разведывательную информацию было очень трудно, а Тегеран находился далеко от американских авиабаз. Тогда-то и поняли, что единственным реально выполнимым планом было послать «Дельту» в рейд, типа того, который осуществлен израильтянами в Энтеббе.
     Операции дали название «Коготь орла», полагая, что уже одно это вдохновит доблестных джи-ай на беспримерные подвиги. Секретное проникновение «Дельты» в Иран полагали осуществить, используя старую авиабазу на острове Мазирах в Омане, а также авианосец «Нимиц», расположившийся неподалеку. Было решено развернуть в двухстах милях от Тегерана опорную базу, получившую название «Пустыня-один». После этого три самолета С-130 «Геркулес» должны доставить на базу группу «Дельта», три других - горючее, а также отделение рейнджеров для обеспечения охраны. Как только они высадятся на базе, к ним присоединятся восемь вертолетов с авианосца.
     По прибытии вертолеты должны были заправиться горючим, взять на борт группу «Дельта» и доставить ее в укромное место неподалеку от Тегерана. В это же время находящиеся в «Пустыне-один» самолеты С-130 возвращались на Мазирах. Дождавшись темноты, «Дельта» должна двинуться в Тегеран. Вертолеты также взлетают, но летят в противоположном направлении, на юг, чтобы спрятаться в горах до того времени, когда нужно будет вывезти солдат. В самом Тегеране уже были размещены на местах спецагенты министерства обороны, готовые помочь «Дельте» пробраться в город. Оказавшись в столице, группа должна двинуться к посольству, снять охрану и спасти заложников, после чего вернувшиеся вертолеты погрузят и вывезут всех за пределы Ирана.
     Ожидалось противодействие «стражей революции», которое сразу же нужно будет подавить. Для этого в дополнение к атакующей группе был подготовлен вооруженный вертолет, который мог при необходимости вступить в действие. Рейнджеры должны были захватить аэродром Манзариех, расположенный в тридцати милях к югу от города, и удерживать его, потому что именно туда должны были прилететь вертолеты с освобожденными заложниками и «Дельтой», а затем уже лететь из Ирана большим транспортным самолетом С-141 «Старлифтер». План был чрезмерно усложненным и зависел от согласованной работы всех участников и точного соблюдения режима времени. Также в нем было задействовано большое число самолетов, что требовало дополнительной координации действий. В качестве последней предосторожности наготове находилась специальная команда поиска и спасения (БАК).
     Перед самым началом операции Бекуит узнал у командира антитеррористического отряда ФРГ (6569) Ульриха Вегенера, что немцы планировали направить в Тегеран съемочную группу, чтобы заснять положение заложников. Он поинтересовался у Бекуита, не понадобится ли им их помощь. Чарли, которому понравилась эта мысль, сообщил о ней руководству, которое отказалось от этого, заявив, что операция должна быть сугубо американской - видимо, для того, чтобы лавры достались только Пентагону.
     К выполнению операции «Коготь орла» приступили вечером 24 апреля. Но еще до того как она началась, дела пошли наперекосяк. Когда три С-130, в которых находились группа «Дельта» и рейнджеры, коснулись посадочной полосы «Пустыни-один», к ним подъехал иранский автобус с пассажирами - в нем находилось тридцать человек, ехавших на аэродром. Автобус пришлось задержать до конца операции. Вскоре на дороге появился бензовоз, за которым ехал небольшой грузовик. Один из рейнджеров, осуществлявших охрану высадки войск, выстрелил в бензовоз из гранатомета – и тот взорвался. Почему солдат решил скомпрометировать американскую операцию подобным образом, выяснить не удалось.
     Водитель бензовоза выскочил из кабины и подбежал к грузовику. Прежде чем солдаты смогли что-либо предпринять, грузовик развернулся и помчался назад... Несмотря на увеличившийся риск, Бекуит решил продолжать проведение операции. Вскоре приземлились еще три С-130. Как только «Дельта» высадилась, первая тройка транспортных самолетов улетела на базу. Вторая тройка должна была лететь через тридцать минут, когда прилетят и заправятся вертолеты. В это время спецназовцы натянули камуфляжные сетки над снаряжением и оборудованием, установили спутниковую связь.
     Прошло тридцать минут. Вертолеты опаздывали. Приближался рассвет… Наконец вертолеты появились, но вместо восьми их оказалось только шесть - по пути машины попали в сильную песчаную бурю, Бекуит посчитал, что операцию все-таки проводить можно: он мог бы управиться с шестью машинами, хотя и с трудом. Затем, когда вертолеты были заправлены, оказалось, что один из них вышел из строя. Ужасно расстроенный, Бекуит понял, что он должен отказаться от продолжения операции.
     Солдаты «Дельты» приготовились начать посадку в еще стоящие С-130. Однако не успели они этого сделать, как один из взлетевших вертолетов врезался в «Геркулес». В небо поднялся огромный столб пламени, так как взорвались находившиеся в самолете ракеты и боеприпасы. Пять членов экипажа С-130 и три морских пехотинца погибли,
     В шоковом состоянии спецназовцы и летчики уцелевших вертолетов загрузились в С-130 и вернулись на Мазирах. Оставшиеся на земле вертолеты были расстреляны с воздуха. Конечно, большая часть того, что случилось, произошло не по вине «Дельты», но провал операции американцев получил тогда широкую огласку...


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства