на главную страницу

31 Июля 2004 года

Армия и общество

Суббота

Новые горизонты ВДВ

Константин РАЩЕПКИН.



ВДВ по праву считают армейской элитой. Ими гордятся, ими восхищаются, им завидуют. Сами же бойцы «крылатой пехоты» знают, что их элитарность заключается прежде всего в праве первыми вступать в бой и быть там, где труднее всего. Вот и этот очередной День ВДВ многие воины-десантники встречают в Чечне, выполняя боевые задачи. Сегодня ВДВ - основа сил постоянной готовности. С приходом в сентябре прошлого года нового командующего - генерал-лейтенанта Александра Колмакова войска получили дальнейший импульс к развитию. Акценты в боевой учебе заметно сместились в сторону действий на поле боя. В феврале на полигоне Сельцы под Рязанью группе генералов и офицеров Генерального штаба были показаны новая, пока еще экспериментальная структура подразделений ВДВ, новая наступательная тактика действий десантников на поле боя и даже новые образцы вооружения для «крылатой пехоты». Все предложения командующего ВДВ получили принципиальное одобрение Генерального штаба и легли в основу концепции дальнейшего развития Воздушно-десантных войск, которым в следующем году исполнится 75 лет. На вопросы «Красной звезды» отвечает только что вернувшийся из Чечни командующий ВДВ генерал-лейтенант Александр КОЛМАКОВ.

     - Александр Петрович, больше полутора тысяч десантников встретят этот день с автоматом, в бронежилете и каске, выполняя боевые задачи в Чечне. Первый вопрос - о них. Какова обстановка в зоне ответственности десантников, как воюют «голубые береты»?

     - Сейчас в Чечне находятся три батальонные и тактические группы десантников - все от 76-й вдд - и отряд спецназа. Объехав все эти подразделения, мы с офицерами командования ВДВ поздравили личный состав с наступающим праздником, вручили правительственные награды и подарки. Могу уверенно сказать: моральный дух «голубых беретов» на высоте. Все десантники, по словам командующего горной группировкой войск генерал-лейтенанта Аркадия Бахина и старшего в ОГВ от Минобороны генерал-лейтенанта Олега Салюкова, на самом высоком уровне выполняют боевые задачи. Они остаются прежними - нейтрализация бандформирований в зонах ответственности, разведпоисковые и засадные действия, проводка колонн и инженерная разведка дорог, охрана базовых лагерей и несение службы на блокпостах. Помимо этого, естественно, полным ходом идет боевая подготовка. Образно говоря, одна треть личного состава задействована на охране лагерей и блокпостах, вторая - в разведпоисковых мероприятиях, ну а все оставшиеся занимаются боевой подготовкой, на самое серьезное отношение к которой я обратил внимание всех командиров.
     Что касается обстановки, не буду кривить душой, не только в зоне ответственности десантников, но и в Чечне в целом она по-прежнему остается сложной. И перед предстоящими выборами президента Чечни она скорее всего станет еще более сложной. Активизацию недобитых бандформирований именно в этот период можно спрогнозировать, но десантники к этому готовы.

     - А помните, как сами старшим лейтенантом отмечали этот день на афганской войне? Расскажите об этом.

     - Наверное, разочарую, сказав, что никаких особых торжеств не было. Днем поздравили солдат, улучшенный обед, вечером, конечно, открыли по банке тушенки в тесном офицерском кругу. При этом вдвое увеличили бдительность, усилив охранение и посты. Все хорошо понимали, что желающих испортить нам праздник среди моджахедов найдется достаточно. Вот и сейчас, уезжая из Чечни, строго предупредил командиров, что «поздравить» их в этот день могут не только свои.

     - Что изменилось с тех, афганских, времен в оперативном предназначении, боевом применении и боевой учебе Воздушно-десантных войск? Сказался ли как-то в этом плане опыт афганской и двух чеченских кампаний?

     - Боевые задачи и предназначение остались прежними. При этом опыт афганской и двух чеченских кампаний, безусловно, всесторонне изучен и востребован. Так, например, помимо всего прочего, особое внимание уделяем ведению боевых действий небольшими подразделениями. Если раньше основной тактической единицей всегда был полк, то сейчас это батальон и усиленная рота. Что же касается создания частей постоянной готовности, то для нас здесь новое лишь в названии. Десантники всегда первыми бросались в бой, за последние двадцать лет столько раз вылетая по тревоге в разные «горячие точки», что находиться в постоянной готовности к немедленному боевому применению стало для «голубых беретов» обычным делом.

     - Вот уже почти год как вы командуете родными войсками. Что из намеченного удалось, а что не удалось сделать?

     - В сентябре, безусловно, подведу для себя некоторые итоги. Считаю, удалось добиться понимания офицерами, что при всех наших социальных и бытовых проблемах главная задача войск - умение воевать, а значит, главный приоритет - боевая подготовка. Во-вторых, удовлетворен тем, что офицеры командования ВДВ, которые поначалу, что греха таить, отнеслись к моему появлению настороженно - пришел, мол, из Сухопутных войск, непонятно, как себя поведет, поняли, что новый командующий ратует и болеет за ВДВ. Очень доволен тем, что благодаря целевой федеральной программе удается на должном уровне решать вопросы обустройства 76-й и 98-й вдд, 31-й овдбр. Большие подвижки в этом плане и в 7-й вдд, хотя ее перевод на контрактный принцип комплектования запланирован на более поздние сроки. Хуже всего обстоят дела в 106-й вдд, особенно в дислоцирующемся в Подмосковье парашютно-десантном полку. Всеми силами решаем эту проблему.

     - В феврале на полигоне Рязанского десантного института вы показали генералам и офицерам Генерального штаба, как видите бой ХХI века. Парашютно-десантная рота наступала совсем по-новому. А старый или новый, скажем так, вариант наступления является базовым в боевой подготовке. Как десантники готовятся воевать?

     - Отрабатываем разные формы наступления. Если имеем дело с хорошо подготовленной обороной, сближаемся с противником, двигаясь вперед небольшими боевыми группами под прикрытием огня боевых машин и других средств - как на учениях. При преодолении поспешно занятой обороны, чтобы не терять темп наступления, его схема, безусловно, должна быть классической.

     - Там же, под Рязанью, принципиальное одобрение начальника Генерального штаба получили и новая оргштатная структура подразделений ВДВ, и комплект самого современного снаряжения для парашютно-десантного отделения «Бармица». Обретают ли материальные контуры эти ваши идеи?

     - Все то новое, что мы продемонстрировали под Рязанью - плод совместной работы командования ВДВ и Генерального штаба. Все это делалось не под конкретную личность, а чтобы повысить боевую эффективность войск. Новый начальник Генерального штаба генерал-полковник Юрий Балуевский, с которым мы недавно встречались, подтвердил, что реформирование ВДВ будет проходить по намеченному плану. Войска, как мы и планировали, будут иметь как бы три составляющих - воздушно-десантную (десантируемые парашютным способом подразделения), десантно-штурмовую (десантируемые посадочным способом) и специальную - помимо всего прочего подготовленные для действий в горной местности батальоны и роты. В силе и запланированное переоснащение десантников новым снаряжением.
     ВДВ обязательно получат новые прицелы для стрелкового оружия, с помощью которых можно эффективно вести огонь как днем, так и ночью, новые средства защиты, новый шлем десантника, в котором можно десантироваться и который в то же время будет защищать лучше каски, и новые средства связи. Рота, летавшая на Дальний Восток, на прошедших недавно учениях «Мобильность-2004» многое из этого уже показала. И прицелы, и снаряжение, и средства связи - каждый солдат отделения был в сети, а значит, был управляем.

     - Разговоры о новой технике для десанта - боевых машинах «Спрут» и «Бахча» идут уже не первый год. Когда в десанте все же может появиться новая техника?

     - Отвечу так: некоторые из показанных на полигоне под Рязанью образцы техники находятся уже на стадии принятия на вооружение. По остальным ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Так что в будущее смотрим с оптимизмом.

     - Закончить наше интервью позвольте опять «чеченским» вопросом: фаза масштабных боевых действий давно миновала. Все не относящиеся к СКВО части выведены из Чечни. Оставили только десантников. Почему?

     - Раз десантники до сих пор в Чечне, значит, они там нужны, значит, нам доверяют, и мы этим гордимся.

     - Спасибо за интервью, товарищ командующий. И с наступающим вас праздником.

     - И я, пользуясь случаем, поздравляю всех десантников, членов их семей, ветеранов ВДВ и всех, кто имеет отношение к нашим замечательным войскам, с днем «крылатой пехоты». Десантного здоровья, удачи и счастья!


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства