на главную страницу

4 Августа 2004 года

События. Комментарии

Среда

О льготах можно забыть

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».




     Вчера на пленарном заседании Госдумы депутаты приняли во втором чтении законопроект о замене льгот на денежные компенсации. За документ, вызвавший в обществе бурю эмоций, отдали свои голоса большинство парламентариев. Против высказались представители фракций КПРФ, «Родины», часть независимых депутатов. Некоторые предпочли воздержаться. Расклад голосов в какой-то мере был вызван тем фактом, что в самом начале «пленарки» сами думцы приняли решение опубликовать результаты нажатия кнопок в «Парламентской газете», а значит, каждый думал о собственном реноме не меньше, чем о судьбоносности самого законопроекта.
     Стоит отметить: не принять так называемый «большой пакет» (а документ вносит изменения в 155 законодательных актов и признает утратившим силу 41 закон) Дума просто не могла даже не потому, что его активно продавливало правительство и поддерживало думское большинство. Если бы народные избранники согласились отказаться от его рассмотрения, как это предлагали сделать коммунисты, то неизбежно забуксовала бы вся реформа межбюджетных отношений, которую предполагается осуществлять с 1 января 2005 года. Тем более что два самых важных закона, разграничивающих доходные источники и расходные полномочия федерального центра, субъектов федерации и муниципалитетов, были приняты еще летом прошлого года.
     В общем, несмотря на митинги протеста и пикеты, которыми сопровождалось думское рассмотрение, законопроект прошел второе «чистилище». Итогом заседания Госдумы стало то, что государство сокращает свои обязательства перед экономикой и населением примерно на треть. Как заявил член бюджетного комитета нижней палаты Михаил Задорнов, таким образом практически покончено с так называемыми необеспеченными мандатами, в том числе в социальной сфере. В этих словах есть своя правда - в свое время думцы прежних созывов понапринимали массу законов, особо не заботясь об их финансовом обеспечении. В результате объем обязательств консолидированного бюджета страны оценивался в 6,5 трлн. рублей, что превышало возможности этого самого бюджета почти вдвое.
     Впрочем, страсти кипели не только на улицах Москвы, где противники «монетизации» активно и яростно клеймили позором авторов законопроекта, но и в самом здании на Охотном ряду. И в этом не было ничего удивительного, так как ко второму чтению документа на суд палаты было вынесено более 4 тысяч поправок. Несколько сот из них в итоге оказались учтены. Однако некоторые из них еще ранее заставили всерьез понервничать вице-премьера РФ Александра Жукова, главу Минфина Алексея Кудрина и министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, которые присутствовали на пленарном заседании.
     Напомним, что согласно первоначальному правительственному варианту законопроекта предполагалось, что после разграничения полномочий с 2005 года за федеральным уровнем будет закреплено 14 млн. льготников, а за региональным - 19 млн. льготников. На федеральном уровне предлагалось закрепить финансирование льгот для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I-III групп, «чернобыльцев» и ряда других категорий граждан, на региональном уровне - финансирование льгот для ветеранов труда, тружеников тыла, репрессированных, а также детских пособий.
     Как же выглядит теперь закон, затрагивающий интересы более 30 миллионов россиян?
     Во-первых, документ приводит федеральное законодательство в соответствие с законом о разграничении полномочий и бюджетных обязательств всех уровней власти. При этом, начиная с 2005 года, часть натуральных льгот (кроме льгот на ЖКХ) переводится в денежную форму. Размер и порядок перевода льгот в денежные компенсации будут определяться правительством.
     Во-вторых, по настоянию депутатов в трудовом законодательстве было сохранено положение о минимальном размере оплаты труда, введена норма о невозможности снижения зарплаты работников бюджетной сферы ниже уровня, установленного на 31 декабря 2004 года. Учтены вопросы применения районных северных коэффициентов.
     Кроме того, в документ введена норма о так называемом социальном пакете. В этот пакет стоимостью 450 рублей входит льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение.
     Что касается ЖКХ, то льготы по оплате этих услуг намечено сохранить в нынешнем виде до 2006 года. Регионам на финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для федеральных категорий льготников в виде субсидий из федерального фонда компенсаций в 2005 году будет перечислено 25 млрд. рублей. А на замену денежной выплаты транспортных льгот для военнослужащих и приравненных к ним лиц в следующем году намечено выделить 31 млрд. рублей по сравнению с текущими расходами на эти цели на уровне 3 миллиардов.
     Повышенное внимание при доработке законопроекта было уделено вопросам образования. Серьезно доработаны положения, связанные с вопросами семьи, материнства и детства – в частности, сохранено ежемесячное пособие на ребенка. Выплачивать его будут субъекты Федерации, а контролировать своевременность выплат – федеральный центр. Подтверждено право детей-сирот, независимо от уровня учреждения, в которое они зачислены, на бесплатное образование. Зафиксировано, что реализация государственной политики в отношении детей-сирот является полномочиями государственной власти Российской Федерации.
     Учтены также поправки, касающиеся вопросов здравоохранения. Например, сохранено безвозмездное донорство крови и присвоение звания «Почетный донор России».
     Всего в рамках замены натуральных льгот на денежные компенсации для федеральных льготников на эти цели в проекте федерального бюджета 2005 года предполагается выделить 171 млрд. рублей. Но эти миллиарды пойдут только льготникам, закрепленным за федеральным бюджетом: инвалидам, ветеранам войны, Героям России, Советского Союза, соцтруда, «чернобыльцам», блокадникам - всего более чем 14 миллионам человек. Размеры компенсаций - от 800 до 3.500 рублей. Ответственность регионов распространяется на 20 млн. ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных. Если в региональных бюджетах не будет денег, субъекты федерации вправе оставить натуральные льготы. И, как считают сами парламентарии, многие территории этим правом воспользуются. По некоторым оценкам, профинансировать свои обязательства по монетизации льгот не смогут 49 из 89 регионов.
     Если подводить общий итог, то все согласованные и принятые поправки устанавливают, что с 1 января 2005 года уровень заработной платы, льгот и компенсаций не может быть ниже, чем установлено в действующем законодательстве, и в случае изменения мер социальной поддержки положение граждан не должно ухудшаться. Однако оправдаются ли слова главы Минфина Алексея Кудрина о том, что целью проводимой реформы является переход «от популизма к выполнению государством своих обязательств», станет ясно много позже. Первым испытанием, кстати, возможно, станет глобальная задача провести до 1 января 2005 года персонифицированный учет населения, имеющего право на льготы.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства