на главную страницу

4 Августа 2004 года

Криминальная история

Среда

Подзаработали…

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



В конце 1998 года, когда страна еще переживала последствия разрушительного дефолта, несколько кадровых военнослужащих ВВС рассудили, видимо, так: раз государство позволяет себе обдирать таким образом граждан, то не будет ничего зазорного, если и мы слегка поживимся за его счет. Тем более что возможность такая имелась…

     

     Заместитель командира одной из подмосковных частей по тылу майор Андрей Хохлов тогда как раз увольнялся в запас. Оттого, надо полагать, и аппетиты у него проснулись нешуточные. Но в одиночку утолить их было трудно. Поэтому для реализации своих замыслов тыловик решил привлечь коллег из Главного штаба ВВС, по роду деятельности имевших доступ к оформлению документов, по которым на базах хранения получают электрооборудование, оргтехнику и другие материальные ценности.
     За годы службы подполковник Дмитрий Зеленов и старший прапорщик Николай Димкин на этом деле, как говорится, собаку съели. Имея богатый опыт в сфере материально-технического обеспечения, зная предусмотренный и реально существующий порядок документооборота на получение материальных средств через довольствующую службу МТО ВВС, в тонкостях изучив многочисленные особенности этого специфического хозяйства, они чувствовали себя непотопляемыми. Вопрос – где и как смухлевать, чтобы не засветиться, мягко говоря, не был для них из разряда неразрешимых. Наверное, потому так легко и клюнули на предложение о «сотрудничестве».
     Хохлов довольно грамотно распределил роли в этом преступном сообществе. Они – исполнители, оформляющие наряды в службе МТО Главного штаба ВВС, получающие на складах стройматериалы, электрооборудование, прочее имущество, пригодное в строительстве, и соответственно реализующие его за полцены на сторону. Он – организатор, «мозг», генератор идей.
     Главная из них состояла в том, чтобы изготавливать фальшивые заявки, якобы приходящие из воинских частей. Делом это было несложным. Гербовую печать вам сегодня изготовят за 30 долларов. Угловой штамп с исходящим номером делается на компьютере…
     Такая фальшивка поступала в довольствующую службу МТО, где ее заботливо сопровождал Зеленов. Он приходил к своему непосредственному начальнику и, говоря о том, что заявка пришла от его хорошего знакомого, которому «надо помочь», давал ей ход. Остальное, как говорится, дело техники. Трубы, кирпич или лес, считай, были уже в кармане. Исполненные оперативнейшим образом наряды, как правило, подписывались не глядя. На них ставилась настоящая печать. И в таком виде они попадали к Хохлову.
     Примечательно, что еще до организации хищений Хохлов сумел добыть чистые бланки удостоверений личности офицера. Каким образом документы строгой отчетности уходили «налево», остается только догадываться. Это – тема отдельного расследования, которое способно пролить свет на многие интересные вещи. Но без кадровиков низового звена здесь явно не обошлось.
     В начатом криминальном предприятии бланки эти пригодились как нельзя лучше. Получать стройматериалы на десятки, сотни тысяч рублей на собственное имя – дело, согласитесь, рисковое. Куда разумней оформить чистый бланк удостоверения на выдуманную фамилию, а то и на реального человека, не имеющего на подобное удостоверение права. Один из таких документов, к слову, был выписан на… баскетболиста – рядового контрактной службы.
     С «левыми» удостоверениями и доверенностями, а также настоящими нарядами на получение материальных ценностей комбинаторы в погонах и отправлялись на базы хранения. Еще один их гражданский компаньон, в отношении которого дело пока находится в судебном производстве, организовывал КамАЗы с прицепами из соседней воинской части. На них и вывозилось добро, попадавшее вместо военных строек на чьи-то особняки и дачи. С автомобилистами, как правило, рассчитывались по «бартеру», привозя бочку краски или пару комплектов сантехники. Всего подобным образом мошенники «оприходовали» до 15 КамАЗов. На возведение коммуникаций к среднему по размерам коттеджному поселку этих стройматериалов хватило бы вполне...
     На самих базах хранения документы грузополучателей, оформленные без сучка без задоринки, подозрений не вызывали. Кто знает, сколько еще длилась бы эта воровская эпопея, если бы военный прокурор Сызранского гарнизона не возбудил уголовное дело по факту хищения материальных ценностей на тамошней базе хранения.
     Дело в том, что по заведенному порядку база направляет в воинскую часть, представитель которой получал имущество, запрос с просьбой подтвердить факт его оприходования. Можете представить выражение лица командира части, который, получив такой запрос, недоумевал по поводу того, что указанного в нем военнослужащего у него нет и никогда не было! Командир писал в ответ: извини, товарищ начальник базы, ничего я не получал!
     Началось административное «бодание». Скоросшиватель как на дрожжах пух письмами и ответами с самыми грозными формулировками. Но «крайнего» так и не нашли. Начальник базы, не желая идти по стопам своего предшественника, осужденного за растраты, письменно доложил военному прокурору: у меня хищение, командир не подтверждает факт получения имущества. С базы – ушло, туда – не пришло. Как быть?
     Сызранские военные юристы, надо отдать им должное, оказались людьми дотошными. Не постеснялись поднять в Главном штабе ВВС соответствующие документы, в результате чего выяснилось, что на Сызрани для предприимчивых грузополучателей свет клином не сошелся. Следы вели и в Курск, и в Белебей, и в Балашиху, и в Одинцовский район Подмосковья…
     Дело передали в военную прокуратуру МВО, где оно попало к следователю по особо важным делам майору юстиции Владимиру Шипунову. Ему пришлось проделать не только колоссальный объем работы (по 12 преступным эпизодам, охватывающим период с января по декабрь 1999 года, фигурировало 150 свидетелей, проживающих в разных местах), но и выдержать определенное давление со стороны друзей-приятелей этой криминальной компашки. Слишком многие были не заинтересованы в том, чтобы уголовное дело довели до конца.
     Общий ущерб, причиненный Хохловым и его сообщниками государству, по рыночным ценам составил 4,7 миллиона рублей. «Выручило» их то, что имущество и стройматериалы на базы хранения поставлялись еще до 1991 года, когда в рамках госзаказа килограмм стали или метр трубы стоил, в общем-то, копейки. В результате в суде сумма ущерба «усохла» примерно до полутора миллионов. Однако сам Хохлов до оглашения приговора не дожил. Под днище его «Нивы» кто-то подложил взрывчатку…
     Военный суд Балашихинского гарнизона приговорил Димкина к пяти годам лишения свободы, а Зеленова, у которого во время суда родился второй ребенок, – к трем. Кассационная инстанция признала приговор законным и обоснованным, оставив его в силе.
     Когда знакомишься с материалами этого уголовного дела, невольно поражаешься двум вещам. Во-первых, тому, что в течение трех лет никто не схватил этих должностных лиц за руку, не поставил под сомнение их профессиональный лоббизм, который не мог не бросаться в глаза и не вызывать определенные вопросы. Больше того, и на Зеленова, и на Димкина их непосредственные начальники представили в суд такие характеристики, что хоть сейчас представляй обоих к государственным наградам. И это тоже наталкивает на определенные размышления.
     Во-вторых, поражает, насколько укоренилось в некоторых офицерах, имеющих доступ к финансам и материальным ценностям, чувство собственной безнаказанности. По словам майора юстиции Шипунова, авантюрный по складу характера Хохлов поначалу и думать не хотел, что ситуация примет нешуточный оборот. А Зеленов и Димкин, демонстрируя олимпийское спокойствие, до последнего были уверены, что некий всемогущий покровитель бросит-таки им «спасательный круг», поможет, прикроет.
     Не бросил. Не помог. Не прикрыл.
     

От редакции. Из этических соображений мы изменили подлинные фамилии фигурантов дела. Но сути это не меняет…



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства