на главную страницу

4 Августа 2004 года

Версии

Среда

Пророчество Серафима Саровского

Михаил НИКОЛАЕВ. Печоры Псковской области.




     Есть люди, которым дан свыше удивительный дар провидения. Их ничтожно мало: это Святые, Пророки и Поэты… Еще в минувшие века, когда казалось, что Российскую империю, ведомую мудрыми государями, ожидают сияющие вершины благополучия, что ее основы незыблемы - лучшие представители Православной церкви провидели грядущие испытания. В тиши монастырских келий, в пещерах отшельников, под сводами храмов они размышляли о том, что сделать, чтобы в грядущем огне мировых пожаров и всероссийских предательств сохранить тот фундамент, на котором, всем недругам вопреки, должна будет возродиться Святая Русь. Один из таких людей – преподобный Серафим Саровский, чье 250-летие отмечается в эти дни...
     Издревле известно, что судьба государства во многом зависит от правителей, их способности видеть общенациональные задачи и адекватно отвечать на вызовы своего времени. Особенно ярко проявлялось это в России – в стране с ярко выраженным «монархическим сознанием» народа, где власть и государство всегда персонифицировались в «первом лице». Это понимали и внешние враги, и отечественные «партизаны», что некогда означало сторонников тех или иных партий, течений или личностей. Недаром же за 300 лет правления Россией династией Романовых чуть ли не половина государей пала жертвой заговоров, тайных интриг и террористических актов... Впрочем, «Красная звезда» уже достаточно писала – да и будет еще писать – о судьбах предательски убитых и оклеветанных перед потомками Петра III, Павла I, об Александре II…
     Известно, что «прозападные» симпатии и соответствующая им политика Александра I, его откровенное, не раз высказанное презрение к русскому народу привели к тому, что в России возник заговор с целью свержения императора. Правда, тогдашние следователи и последующие историки постарались свести все «движение декабристов» к борьбе против крепостного права – причем не как устаревшей экономической формации, а на уровне булгаковского «дай-ка освобожу мужиков, чертей полосатых, сделаю им приятное!» - ибо «прозападные симпатии» и презрение к соотечественникам были характерны не одному лишь «Благословенному».
     «Правитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда…», - как сказал об Александре I великий русский Поэт и Провидец, не имел духовных сил противостоять заговору. К тому же фактически все его царствование было отравлено памятью отцеубийства, свершенного с его согласия - за британское золото… «Не мне их судить», - совершенно справедливо говорил он о будущих «декабристах», понимая, что на том суде ему пришлось бы услыхать много нелицеприятного. И про себя, и про свою бабушку-мужеубийцу…
     Но трудно сказать, к чему могла привести победа Тайного общества - «революции придумывают романтики, вершат фанатики, а пользуются их плодами негодяи». Поди догадайся, какого еще «русского Бонапарта» могла вынести на поверхность революционная волна. Так что Россия в очередной раз стояла если не перед общенациональной катастрофой, то перед смутой…
     И вот однажды, путешествуя по стране, Александр Павлович явился один, без сопровождения, в Дивеево к Серафиму Саровскому. Его келейник впоследствии утверждал, что иеромонах не был предупрежден о визите императора, но тем не менее с утра прибрался в келье и ожидал кого-то. Видел келейник и посетителя, которого не признал, но слышал слова, произнесенные отцом Серафимом при прощании: «Государь, сделай так, как я велел».
     Как стало потом известно, старец наказал императору передать власть решительному и мужественному брату Николаю, минуя Константина Павловича… Кстати, если бабушка Екатерина воспитывала своего второго внука как будущего Византийского императора, то младшие сыновья Павла Петровича – Николай и Михаил - получили чисто отечественную «солдатскую» закалку, их даже секли. Так что в Европе Николай I видел впоследствии не образец для подражания, но рассадник заразы, и потому всячески старался навести там порядок. Впрочем, «слабость» к наведению порядка на свой манер испытывают все великие державы и государи. Невеликие же плетутся в чужом хвосте…
     Позволю себе небольшое отступление. Незадолго до гибели Павел I после беседы с вещим Авелем заявил графу Кутайсову, что скоро помолодеет на двадцать лет… Современники расценили эти слова как намек, что государь изберет нового – молодого – наследника престола, обойдя старшего сына Александра.
     Роковым вечером 11 марта 1801 года Павел зашел в детскую к маленькому Николаю, и тот вдруг спросил:
     - Батюшка, а почему вас называют Павлом Первым?
     - Потому что я первым из государей назван таким именем.
     - Значит, я буду Николаем Первым, - произнес малыш.
     Государь улыбнулся и ответил:
     - Если станешь императором.
     Эту фразу Павел произнес так многозначительно, как будто хотел вложить в нее особый, только ему ведомый смысл…
     Николай предотвратил то возможное потрясение, о котором – есть такая версия - предупреждал его отца провидец Авель во время беседы в Гатчинском дворце:
     «Начало же правления сына твоего Николая дракою, бунтом вольтерьянским зачнется. Сие будет семя злотворное, семя пагубное для России, кабы не благодать Божия, Россию покрывающая».
     Хладнокровное поведение Николая Павловича 14 декабря 1825 года позволило подавить мятеж на Сенатской площади. Командирам преданных ему полков он сказал так:
     - Вы знаете, господа, что я не искал короны. Я не находил у себя ни опыта, ни необходимых талантов, чтобы нести столь тяжелое бремя. Но раз Господь мне ее вручил, то я сумею ее защитить и ничто на свете не сможет у меня ее вырвать. Я знаю свои обязанности и сумею их выполнить. Русский император в случае опасности должен умереть со шпагой в руке.
     К сожалению, то, к чему был готов Николай I, оказалось явно не по силам Николаю II – единственному из русских императоров, подписавшему позорное отречение от престола. Версия о том, что отречение подписывал и Петр III, достаточно сомнительна.
     Кстати, следует отметить и такой момент. Известно, что, не довольствуясь монашескими подвигами в обители, Серафим добровольно удалился в пустыню, где проводил время в строгом посте, в трудах и продолжительной молитве. Затем он принял на себя новый подвиг - затворничество, сначала полное, в продолжение пяти лет, затем ослабленное, т.е. «с открытыми для посетителей дверьми», в продолжение десяти лет. Из затвора он вышел 25 ноября 1825 г. – через неделю после того, как в Таганроге скончался император Александр I. Какое-то многозначительное совпадение…
     СЧитаетсЯ, что Серафиму Саровскому двенадцать раз являлась Богородица и семь - Иисус Христос, что ему была открыта судьба России и что именно ему было суждено принять все меры для спасения династии. Призвав к себе ученика своего, профессора Духовной академии Н.А. Мотовилова, святой старец рассказал, что императорская власть рухнет в 1917 году и что для спасения династии последнему императору Николаю II необходимо иметь кроме официального наследника Алексея, который появится на свет в 1904 году, еще одного – тайного – и наречь его Михаилом.
     Святой Серафим поручил профессору, когда настанет его час предстать перед Богом, передать этот наказ жене своей - Елене. Та же, в свою очередь, должна передать его блаженной Паше Саровской, монахине Дивеевского, которой и предстояло сообщить о наказе царствующей чете… Преподобный сделал существенную оговорку: передать наказ Николаю следовало тогда, когда император приедет прославлять его святые мощи. «Когда царь меня прославит, то и я его прославлю», - заявил иеромонах.
     Скончался преподобный в 1833 году в городе Сарове, где находилась его келья, а мощи его решено было перенести в Дивеевский монастырь в 1903 году - когда на троне, как и предвидел Серафим Саровский, был Николай II.
     За два года до этого – в ночь с 11 на 12 марта 1901 года – государь в присутствии императрицы Александры Федоровны и особо приближенных лиц вскрыл ларец с предсказаниями вещего Авеля. По приказу Павла I им самолично опечатанный ларец следовало открыть его преемнику в день 100-летия смерти императора.
     Предсказания потрясли императора - Авель предвидел все основные события XIX столетия: гибель Павла, сожжение Москвы, восстание декабристов, добровольный уход Александра I, убийство Александра II... В пророчестве говорилось и о предстоящей Мировой войне, когда «по воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонную друг друга истреблять начнут», а «накануне победы рухнет трон царский».
     Правда, пророчества великого старца содержали и обнадеживающую информацию: «Россия вновь станет великою страною и процветет аки крин небесный. Наследник последнего царя Николая Второго править будет во время возрождения России, и имя его – Михаил. Перед ним два тезоименитых Михаила будут на престоле России – но не царском – а этот воссядет, как на царский престол…»
     Спустя два года, в 1903 году, после крестного хода и священной литургии, Паша Саровская пригласила в келью царскую чету и вручила наказ преподобного Серафима. Александре Федоровне она сказала: «Одного сына ты родишь в будущем году, а одного приедешь рожать ко мне, и так, чтобы никто не знал об этом».
     Известно, что 12 августа 1904 года родился великий князь Алексей Николаевич. Есть также версия, что в 1915 году, когда уже шла Первая мировая война, императрица прибыла в Дивеево и втайне родила второго сына, Михаила, о чем, якобы, знал крайне ограниченный круг лиц. В целях сохранения царской семьи в ходе предстоящих социальных потрясений принимались и другие меры предосторожности. Так, еще в годы первой революции на всех ее членов были изготовлены паспорта на фамилию Тугаревы и куплено имение на хуторе Тугарев в Царицинской губернии...
     И еще один любопытный, но вызывающий определенное сомнение штрих к биографии последнего русского государя. Весной 1905 года на встрече с членами Священного Синода он высказал предложение о восстановлении в России патриаршества и сообщил о своей готовности занять патриарший престол. «По соглашению с Императрицей, вспоминал позднее слова царя один из участников встречи, я оставляю престол моему сыну и учреждаю при нем регентство из государыни императрицы и брата моего Михаила, а сам принимаю монашество и священный сан, с ним вместе предлагаю себя в патриархи».
     Николай II, конечно, понимал, что судьба нашего Отечества всегда непосредственно зависела от нравственного состояния народа, и в той кризисной ситуации, в которой оказалась Россия, единственной, наверное, силой, способной облагородить страну, вылечить национальное самосознание, было православие. Вот только Николаю ли, по своим «заслугам» получившему в народе прозвище Кровавый, было претендовать на чин «святейшего»? Хотя, как мы уже говорили, в России весьма ярко выражено «монархическое сознание». Поэтому, возможно, государь и намеревался восстановить соборные начала в церковной жизни, оздоровить ее, а затем, опираясь на духовную поддержку церкви, осуществить перемены в общественно-государственной области. Но, говорят, представители тогдашнего высшего церковного управления предпочли затянуть созыв церковного собора...
     ДальнейшаЯ судьба Николая Романова и его семьи – тема совершенно запутанная. Кто-то утверждает, что их останки ныне захоронены в соборе Петропавловской крепости; кто-то возвращает в Россию младшую дочь царя – Анастасию; кто-то считает, что всем Романовым удалось пережить Гражданскую войну.
     На последней версии мы и остановимся. В спасении династии якобы немалую роль сыграл Сталин... Непосредственно в операции принимала участие группа офицеров Генерального штаба, тайно прибывшая в Екатеринбург. Им был известен секрет Ипатьевского дома, где держали в заточении царскую семью, вроде бы его бывший владелец, опасаясь новых революций и волнений, прорыл из подвала два подземных хода. Об их существовании большевистская охрана не подозревала.
     Считается, что император умер в 1947 или в 1953 году. До недавних пор были живы свидетели, которые якобы видели его в Кремле, знали о его встречах со Сталиным. Есть также сведения, что царская семья много лет жила в Глинской пустыни, которую разогнали уже при Хрущеве. Известно также, что в кровавом вихре революции удалось сохранить жизнь Михаилу Николаевичу Романову. Есть версия, что Сталин, много сделавший для уничтожения пресловутой «старой партийной гвардии» Троцкого, Бухарина и их идейного наследия, исподволь готовил возрождение монархии. Не тайно ли рожденного сына императора Николая II собирался он возвести на престол летом 1953 года? Ведь он не остановил своего выбора ни на ком из партийных бонз и демонстративно выразил недоверие к остаткам «старой гвардии» на XIX съезде партии осенью 1952 года...
     Различных версий, впрочем, существует немало. Поэтому хочется закончить наш рассказ реально зафиксированным пророчеством преподобного Серафима Саровского:
     «Россия претерпит много бед и ценой великих страданий обретет великую славу. Она объединит православных славян в одну великую державу…»
     Считается, что русские святые подвижники за минувшие столетия в своих пророчествах не ошиблись ни разу.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства