на главную страницу

5 Августа 2004 года

Армия и общество

Четверг

Законодательный «бронежилет»

Беседу вела Татьяна РОМАНЕНКОВА.



Вернувшись на неделю из отпусков, депутаты Государственной Думы собрались на внеочередную сессию. В течение ближайших дней будут приняты важнейшие законы – о монетизации льгот, об ипотечно-накопительной системе кредитования жилья для военнослужащих. Об этом и многом другом нашей газете рассказал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерал-лейтенант Алексей СИГУТКИН.

     - Государственная Дума приняла во втором чтении закон о монетизации льгот. Тема эта очень болезненная, уже расколовшая общество на два противоположных лагеря. Льгот лишаются и кадровые военные - самая уважаемая часть нашего населения и, по недоразумению, одна из самых незащищенных. Какие плюсы и минусы вы видите в этом?
     - Принятие этого закона – очередной шаг в процессе разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Предлагаемая система, безусловно, позволит использовать бюджетные средства по назначению. Цели будет определять тот, кому эти деньги выделены.
     Что касается военнослужащих, проблемы в законопроекте, к сожалению, еще остались. В частности, по компенсации проезда. 120 процентов надбавки к окладу, которые предлагает правительство, в крупных городах не покроют расходы на проезд. Я приведу простой пример. Многие военнослужащие служат в Москве, а проживают в городах-спутниках Московской области. На дорогу у них ежедневно уходит около ста рублей из расчета «туда - обратно». Это 2—2,5 тысячи в месяц. 120 процентов надбавки не покроют такую сумму.
     Но ничего не бывает бесплатно. Транспортник тоже несет расходы, поэтому нужно четко определить обязательства, которые должны быть обеспечены. Если мы предоставляем льготу, то она должна быть профинансирована.
     При подготовке законопроекта ко второму чтению по настоянию Комитета по обороне были сохранены условия оплаты путевок военнослужащим и членам их семей (25 и 50 процентов плюс 600 и 300 рублей соответственно).
     Поскольку не все вопросы, связанные с этим законом, нам удалось решить, мы планируем продолжить работу в этом направлении в осеннюю сессию. Будем готовить пакет законопроектов, направленный на урегулирование ряда проблем. В частности, положений, которые касаются стратегических вопросов – о мобилизации, обороне и другие.
     - Еще одна проблема кадровых военных – жилье. Всем известно, что офицер – это человек без дома. Он получает какие-то временные квартиры, его перебрасывают вместе с семьей с одного места службы на другое. Сегодня наконец-то встал вопрос о возможности ипотечного кредитования жилья для военнослужащих. Насколько эта программа кажется вам успешной?
     - Существующая система обеспечения жильем военнослужащих давно находится в кризисе. Она просто не в состоянии решать задачи, поставленные перед ней. Сегодня эта система подталкивает военнослужащих к увольнению из Вооруженных Сил. Мы теряем квалифицированные кадры, что просто недопустимо. Принятый во втором чтении законопроект об ипотечно-накопительной системе жилищного обеспечения военнослужащих должен финансово обеспечить их право на приобретение жилья. Однако у него тоже есть минусы. Сейчас мы работаем над поправками.
     - Этот законопроект рассчитан на перспективу и будет действовать в отношении только тех военнослужащих, которые находятся в самом начале военной службы. А как быть со «стариками», с теми, кто много лет не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий?
     - Таковых сегодня только в Вооруженных Силах более 160 тысяч семей. Решая перспективные задачи военного строительства, мы не вправе забывать об обязательствах перед теми, кто в настоящее время выполняет или уже выполнил свой воинский долг. Поэтому мы комплексно подошли к проблеме жилищного обеспечения военнослужащих.
     Существуют два направления: ипотечно-накопительная система и целевая федеральная программа по ускоренному формированию фондов служебного жилья для военнослужащих, над которой мы сейчас также работаем. Первое подразумевает обеспечение жильем, которое будет находиться в собственности военнослужащего. Это не жилье по месту службы. Военнослужащий может иметь квартиру в Москве, а всю жизнь служить на Дальнем Востоке. По новой системе он уже через три года службы может по закону приобрести себе квартиру, сдавать это жилье в аренду или отправить туда повзрослевших детей. Второе направление - обеспечение военнослужащих в обязательном порядке служебным жильем по месту прохождения службы.
     Сегодня Министерство обороны имеет не более 20 процентов жилого фонда от того, что необходимо. Поставлена задача в кратчайший срок создать полноценный фонд служебного жилья.
     Вопрос этот решается, сейчас подготовлено и рассматривается 18 законопроектов, связанных с ипотечно-накопительной системой обеспечения жильем военнослужащих. 8 из них уже принято. Уверен, мы справимся с этой проблемой.
     - Перейдем к другим законодательным проблемам. На осеннюю сессию Государственной Думы вынесен законопроект о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающих наказание за преступления, совершенные в военное время. Звучит несколько неожиданно. Почему подобная тема возникла именно сейчас?
     - Я бы не сказал, что она неожидана. Как назвать то, что происходит в Чечне? Это военное время или нет? Кроме того, российские солдаты выполняют миротворческие функции, поэтому тема очень актуальна.
     Проблема в том, что в советское время в Уголовном кодексе существовал отдельный раздел, посвященный преступлениям, совершенным в военное время, в условиях боевой обстановки. Когда был принят действующий Уголовный кодекс, в нем была сделана ссылка на то, что эти вопросы регулируются отдельным законодательством по военному времени. Однако оно так и не было разработано. Фактически многие важные вопросы о составе преступлений вообще оказались вне правовых рамок Уголовного кодекса. Все это потребовало разработки, внесения изменений и дополнений в УК. Работа была тяжелая, напряженная, длилась несколько лет.
     Впервые подобные поправки были внесены на рассмотрение Государственной Думы в 2001 году. Но реакция была отрицательной, пришлось их дорабатывать. Та редакция, которая внесена на рассмотрение в осеннюю сессию, новая. Сегодня можно даже сказать, что законопроект прошел нулевое чтение.
     - Алексей Алексеевич, с одной стороны, невольно возникают ассоциации – «по законам военного времени», «ни шагу назад». Но с другой - мы хорошо помним дело полковника Буданова, которое тянулось длительное время. Кроме того, наших солдат нередко обвиняют в мародерстве, просто в нарушении закона. Кто их должен судить: военный или обычный суд? Как решить эти пограничные вопросы?
     - Работая над поправками и изменениями в Уголовный кодекс, мы руководствовались системным подходом. Была создана большая группа, которой мне доверили руководить. В нее вошли представители большинства государственных органов и учреждений, в компетенции которых находятся подобные вопросы. Это Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Военная коллегия Верховного суда, Главная военная прокуратура, Военный университет Минобороны, другие учебные и академические заведения, где есть кафедры уголовного права. На самом серьезном уровне мы изучили историю проблемы, опыт других стран. Думаю, что подготовленный законопроект заполнит сложившийся правовой вакуум.
     По части статей, которые действуют сегодня, мы пришли к заключению, что нет необходимости привлекать людей к уголовной ответственности. Например, неповиновение, словесная угроза начальству, которые сегодня являются уголовнонаказуемым преступлением. По ряду статей, которые являются серьезными, предложено усилить наказание. Это такие опасные преступления, как насильственные действия в отношении начальника или, наоборот, в отношении подчиненного, неуставные взаимоотношения.
     В законодательство введены новые статьи, которых не было ранее. Их достаточно много. Касаются они таких преступлений, как отдача незаконного приказа. Или превышение дисциплинарной власти, бездействие по службе, систематическое неисполнение начальником законодательства по предоставлению льгот военнослужащим. Если, допустим, государственные деньги перечислены, а начальник решил потратить их на другие цели, то мы предлагаем ввести за это уголовную ответственность.
     Сегодня в Российской армии много серьезнейших проблем. В том числе мародерство. Сейчас наказания за это в нашем законодательстве нет. Мы предлагаем ввести по этой статье достаточно суровую уголовную ответственность.
     - Не будет ли возврата к сталинским временам, когда наказания за воинские преступления были исключительно жестокими?
     - Возврата к прошлому быть не может. В законопроекте учтены теория и судебная практика. Для того, чтобы это понять, достаточно сравнить нормы военно-уголовного законодательства советского периода и те, что мы предлагаем. Санкции за аналогичные преступления различны. За многие воинские преступления во времена СССР была предусмотрена смертная казнь. В нашем же законопроекте максимальное наказание – 20 лет лишения свободы. Налицо не ужесточение, а смягчение санкций.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства