на главную страницу

5 Августа 2004 года

Армия и общество

Четверг

ЧТО В «СУХОМ» ОСТАТКЕ?

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Премьер-министр Михаил Фрадков утвердил план действий Правительства РФ до 2008 года, в котором в числе приоритетных направлений отмечена необходимость развития авиакосмической промышленности. В число фирм, образующих ее становой хребет, входит лидер российского авиапрома – Авиационная холдинговая компания (АХК) «Сухой». О перспективах ее развития, взаимодействии с Минобороны, новых разработках в преддверии Дня ВВС рассказал на прошедшей пресс-конференции генеральный директор компании Михаил ПОГОСЯН.

     
Языком цифр

     В последние годы АХК «Сухой» заметно укрепила свои позиции не только в российском, но и в мировом рейтинге. По итогам 2003 года среди 100 ведущих компаний оборонно-промышленного комплекса мира она заняла 28-е место с 14 процентами общего объема производства. Выручка российского лидера в прошлом году составила около 1,5 млрд. долларов. При этом объем продаж военной продукции достиг 95 процентов.
     В ближайшие годы фирма «Сухой» намерена сохранить годовой объем экспорта на уровне от 1,2 до 1,5 млрд. долларов. По прогнозам экспертов, в ближайшие пять лет через «Росооборонэкспорт» планируется заключить контракты на общую сумму до 8 млрд. долларов – это около 150 боевых авиационных комплексов.
     По распоряжению Правительства России компания получила право на самостоятельное послепродажное обслуживание своих военных самолетов. В 2015 году на этот вид сервиса будет приходиться около 10 процентов всех доходов фирмы. А рынок запчастей для авиакомплексов марки «Су» на ближайшие годы оценивается специалистами в 1 млрд. долларов. Около 20 процентов на рынке может занять так называемый «серый» экспорт – поставки бывших в употреблении запчастей из стран СНГ. Остальные 80 процентов намерена взять под свой контроль АХК «Сухой». В 2003 году компания на этих поставках заработала 15 млн. долларов, в этом году – уже порядка 100 млн., а в следующем году – данный показатель планируется довести до 200 млн.
     
Для ВВС России

     АХК «Сухой» выполняет несколько программ по модернизации самолетного парка российских Военно-воздушных сил. Ведутся работы по фронтовому штурмовику Су-25СМ. Главным отличием нового «Грача» стала более высокая точность применения средств поражения штурмовика.
     Министерство обороны и АХК «Сухой» вышли на новый уровень сотрудничества и решили перейти от ежегодных контрактов на модернизацию авиационной техники к трехлетнему контракту. В частности, прорабатывается вопрос модернизации крупной партии строевых самолетов Су-27 в вариант Су-27СМ. При этом предусматриваются опережающие поставки с последующим финансированием. Ожидается, что такие же соглашения будут заключены и по всем другим авиакомплексам, над которыми фирма ведет работы. Это в конечном результате позволит снизить среднюю стоимость выпускаемых машин и сократить расходы Минобороны на модернизацию авиапарка ВВС России.
     Модернизированный Су-27 максимально приближен к самолету пятого поколения. На нем установлена модифицированная бортовая РЛС, позволяющая применять телевизионные ракеты при помощи предварительного целеуказания от локатора, а также осуществлять бомбометание в сложных метеоусловиях и ночью. Су-27СМ оснащен новой системой разведки и управления, обновлена авионика, улучшены аэродинамические характеристики. Модернизации подлежит весь парк российских истребителей Су-27. Первые пять самолетов поступили на вооружение уже в конце 2003 года.
     В 2004 году будут завершены госиспытания и модернизированы 7 истребителей Су-27 в полном объеме тактико-технического задания ВВС. Эта работа идет в рамках гособоронзаказа, и сейчас машины проходят «обкатку» в Липецком центре боевого применения и подготовки летного состава.
     С 2006 – 2007 годов планируется начать поставки российским ВВС фронтовых бомбардировщиков Су-27ИБ (Су-34). Работы по его созданию завершаются в Новосибирском авиационно-производственном объединении. Сделан и подключился к испытаниям восьмой самолет этой серии. Госиспытания планируется закончить в 2005 году.
     Ведутся работы над модернизацией фронтового бомбардировщика Су-24М2. После замены вычислительной и навигационной систем на порядок повысится точность применения средств поражения на различных режимах.
     
К пятому поколению

     АХК «Сухой» в третьем квартале 2004 года представит заказчику – Министерству обороны РФ – эскизный проект боевого самолета пятого поколения. До конца года планируется получить заключение заказчика по разработанному эскизному проекту самолета.
     Основные этапы создания самолета будут уточнены в соответствии с разрабатываемой Государственной программой вооружения на 2006-2015 годы. При его разработке широко используются передовые технологии, полученные в ходе создания гражданского самолета RRJ.
     По оценке экспертов, базовый вариант истребителя пятого поколения (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации) не будет уступать по своим характеристикам американскому JSF, а по ряду параметров и тяжелому истребителю
     F-22. Отличительными чертами истребителя нового поколения будут многофункциональность – способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток), сверхманевренность – возможность совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки, малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, способность взлетать и садиться, используя участки ВПП длиной 300-400 метров.
     Серийное производство истребителя предполагается начать в 2010 году.
     В соответствии с решением Правительства РФ и трехсторонним соглашением между НПО «Сатурн», Уфимским моторостроительным производственным объединением и компанией «Сухой» двигатель пятого поколения, предназначенный для установки на перспективный авиационный комплекс пятого поколения, разрабатывается НПО «Сатурн». Производство узлов осуществляется в кооперации на предприятиях Рыбинска, Уфы и Москвы.
     
ВТС – сфера деликатная

     На сегодняшний день АХК «Сухой» наиболее тесно сотрудничает с Индией и Китаем. По заказу индийских ВВС создан двухместный многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Его «изюминкой» стали двигатели с управляемым вектором тяги и бортовое оборудование как отечественного, так и французского производства. Для китайских ВВС Су-30МК2 оборудуется новой системой вооружения, обеспечивающей уничтожение воздушных, наземных и надводных целей с применением управляемого оружия.
     Недобросовестные конкуренты до недавнего времени пытались принизить возможности российских боевых самолетов, и в частности истребителей марки «Су». Прошедшие в начале этого года совместные американо-индийские авиационные учения поставили точку в этих высказываниях. Индийские летчики на российских самолетах одержали убедительные победы. Лучшую рекламу для нашей авиатехники трудно придумать. Есть над чем задуматься и потенциальным покупателям.
     АХК «Сухой» участвовала в тендере на поставку истребителей для ВВС Бразилии. Он завершен, и в ближайшее время ожидается решение правительства этой страны. По опыту российского участия в предыдущих тендерах можно сделать вывод о том, что предпочтение иностранной авиатехнике отдавалось лишь тогда, когда во главу угла ставилось политическое решение, а не характеристики самолетов. В данном случае бразильской стороне предложен весьма выгодный контракт, а высокое качество «сушек» было отмечено руководством ВВС Бразилии. К подписанию готовятся еще два контракта. Однако о подробностях говорить пока рано, так как речь идет о такой деликатной сфере, как военно-техническое сотрудничество.
     
Гражданский профиль

     Руководство компании в ближайшие годы намерено выравнять баланс заказов между военной и гражданской тематикой.
     В первую очередь ставка делается на семейство региональных пассажирских самолетов RRJ. Оно состоит из шести версий самолетов с пассажировместимостью 60, 75 и 95 мест, а также базовой и увеличенной дальностью полетов. К созданию лайнера фирма привлекает многие зарубежные компании, обладающие самой передовой технологией в различных областях самолетных систем. В настоящее время научно-производственное объединение «Сатурн» и французская фирма Snecma Moteurs ведут активную разработку двигателя SM146 для RRJ.
     Прогнозируемый спрос должен составить 800 машин в течение 20 лет, что оценивается в 12 млрд. долларов. Цена на новый лайнер будет на 10-15 процентов ниже зарубежных аналогов.
     Подписанное на международном аэрокосмическом салоне «Фарнборо-2004» соглашение с авиакомпанией «Сибирь» о заказе 50 самолетов RRJ стало добрым знаком. Первый самолет должен быть передан авиакомпании в 2007 году. Свой интерес к проекту высказали авиакомпании «Ютэйр», «Аэрофлот», «Пулково», «Красноярские авиалинии». Подписан меморандум с ФГУП «Почта России» по закупке 7 самолетов RRJ в грузовом варианте.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства