на главную страницу

6 Августа 2004 года

Подробности

Пятница

В модернизации - надежды ВВС

Андрей ЛУНЁВ.



На днях главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал армии Владимир Михайлов встретился с журналистами. Вместе с ним на пресс-конференции присутствовали бывшие главкомы ВВС, в разное время руководившие этим видом Вооруженных Сил: маршалы авиации Александр Ефимов и Евгений Шапошников, генералы армии Петр Дейнекин и Анатолий Корнуков. Говорят, что бывших главкомов не бывает. Даже уйдя в отставку, они продолжили работу на благо своей страны в различных государственных учреждениях.
Модернизируя авиационную технику, ВВС не снизят свой потенциал, – вот главная тема состоявшегося разговора.

     
Об авиатехнике

     Военно-воздушные силы не располагают необходимыми для обновления самолетного парка средствами, поэтому единственный способ поддержания их боеготовности – модернизация стоящих на вооружении самолетов. «До конца года в войска поступит несколько десятков самолетов Су-27-СМ. И уже вскоре на них будет переучен один авиационный полк», – сообщил Владимир Михайлов. По его словам, в настоящее время ВВС располагают восемью машинами этого типа. В Липецком учебном авиационном центре на них отрабатывается методика боевого применения.
     Стоит отметить, что Су-27СМ благодаря великолепным аэродинамическим свойствам практически не имеет аналогов в мире. При модернизации самолетов Су-27 в вариант Су-27СМ происходит замена всех силовых установок. Устанавливается самое современное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). При этом используются конструкторские наработки, полученные фирмой «Сухой» в ходе выполнения экспортных поставок самолетов типа Су-30МКК и Су-30МКИ в Китай и Индию. После доработки Су-27СМ может «работать» уже не только по воздуху, но и по земле. Модифицированная бортовая РЛС позволяет применять телевизионные ракеты при помощи предварительного целеуказания от локатора, а также осуществлять бомбометание в сложных метеоусловиях и ночью. Самолет также оснащен новой системой развязки.
     «Срок службы модернизированных машин будет 12—13 лет, – практически столько же, сколько у новых самолетов», – отметил главком.
     Закончились испытания модернизированного Су-27ИБ, который получил название Су-34. Один самолет уже вышел с завода, остальные находятся в стапелях. По мнению Владимира Михайлова, с которым согласился и советник ОКБ Сухого Евгений Шапошников, эта машина будет еще минимум 30 лет отвечать всем современным требованиям.
     
Об Ан-70

     Тема создания российско-украинского самолета уже давно муссируется как в прессе, так и на телевидении. Главком ВВС однозначно заявил журналистам: для того чтобы Ан-70 был принят на вооружение российских ВВС, мало одного желания – требуется кропотливая работа по устранению серьезных недостатков, имеющихся в машине. «Без этого дальнейшее продвижение самолета невозможно. К великому сожалению, пока машина не готова, в частности по винтовентилятору двигателя Д-27», – сказал Владимир Михайлов. Разработчик двигателя – Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» пока не устранило и замечания заказчика по низкому ресурсу и надежности силовой установки для Ан-70.
     Главком ВВС недавно побывал в Авиационном научно-техническом комплексе «Антонов» в Киеве, встречался с разработчиками самолета и двигателя. Он потребовал решить технические вопросы, без чего дальнейшие испытания самолета невозможны. Кстати, еще в июне фирма «Антонов» должна была выполнить три полета Ан-70 для проверки газодинамической устойчивости, но пока испытания не состоялись.
     «Требования же к двигателю Д-27 объективны и имеют не политическую, а техническую направленность, – отметил генерал армии Владимир Михайлов. – Двигатель малоресурсный, имеющий много недостатков, его нельзя назвать надежным. К тому же, безусловно, очень дорогой».
     Кроме того, Д-27 не удовлетворяет требованиям российской стороны по шумам на местности. С 2006 года Международная организация гражданской авиации ИКАО вводит ограничения на полеты самолетов, превышающих установленные показатели шума на местности. Раньше вопрос по шумам просто не ставился. Зачем же делать самолет, который будет летать только внутри России и Украины?
     Вместе с тем главком сказал, что работы по совершенствованию двигателя Д-27 и самолета Ан-70 будут продолжены. А ступинские моторостроители к исходу 2005 года обязались сделать новый винтовентилятор, который будет надежнее украинского.
     
О конкурсе на средний ВТС

     «В КБ «Антонов» мне очень понравился Ан-148 – великолепная машина, – поделился своими наблюдениями с журналистами Владимир Михайлов. – Красивая с виду, оснащенная уже прошедшими сертификацию двигателями Д-436, с хорошими геометрическими размерами, она не имеет так называемых технических рисков. Пока существует пассажирский вариант самолета, который, однако, несложно переделать в транспортный, сделав рампу...»
     Конкурс на средний военно-транспортный самолет для российских ВВС планируется провести в ближайшие два месяца. Основные критерии – оптимальное соотношение эффективности и стоимости. По оценке специалистов, максимальный взлетный вес этого самолета не должен превышать 65—75 тонн.
     В конкурсе должны принять участие практически все ведущие российские самолетостроительные фирмы, в том числе Ильюшина и Туполева. Что касается КБ «Антонов», то его участие в конкурсе ранее не предполагалось. Но после добрых слов главкома ВВС в адрес Ан-148, возможно, ситуация изменится.
     
О зенитных ракетных комплексах

     НПО «Алмаз» разрабатывает новую, высокомобильную зенитную ракетную систему. Об этом собравшимся поведал советник генерального директора «Алмаза», экс-главком ВВС России Анатолий Корнуков. Это будет недорогой, высокоточный и высокоманевренный комплекс, который может быть быстро доставлен по воздуху, железной дороге или автотранспортом в нужное место.
     Корнуков пояснил, что работа над новыми видами ЗРС обусловлена возросшими террористическими угрозами. Что касается перспективной ЗРС «Триумф», то работа над ней вступила в завершающую стадию – сейчас идет доводка системы. «Испытания на большую дальность стрельбы прошли успешно. Остались небольшие доработки. Главное – подготовить промышленность, то есть тех, кто будет систему производить. Но, к сожалению, отечественная промышленность отстает по части развития материальной базы», – подчеркнул Анатолий Корнуков.
     Кроме всего прочего, «Алмаз» продолжает модернизацию ЗРС С-300 ПМУ по программе «Фаворит». Этими системами уже оснащены два зенитных ракетных полка ВВС.
     Таким коллективным был разговор. В главном, самом существенном, - обнадеживающим. А в чем-то — тревожным.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства