на главную страницу

6 Августа 2004 года

С военного бала в Дрездене

Пятница

Незваный гость

Андрей Райхерт. Дрезден.



     

     ОФИЦИАЛЬНАЯ церемония открытия военного бала дрезденского гарнизона, длившаяся более часа, только что закончилась. Встречавшие гостей курсанты офицерской школы умчались на поиски офицера пресс-службы, роль которого в тот вечер исполнял штабс-фельдфебель Марио Форстер. Позже я узнал, что офицер, которого он замещал, в настоящее время находится в Афганистане.
     Чего не отнять у немецкого офицерского корпуса, так это умения при виде незнакомца изображать на лице милую улыбку, при этом сверля его пристальным взглядом, который хорошо изображал артист Леонид Броневой в роли Мюллера в известном сериале. Форстер не был исключением. Но его улыбка мгновенно исчезла, когда я сообщил, что меня нет в списках приглашенных гостей, а когда он услышал о «Красной звезде», то вместо любопытства у него вспыхнула тревога в глазах.
     - Это будет непросто! Очень непросто! – ответил штабс-фельдфебель и ушел. В жизни всегда бывают исключения из правил. И это исключение приближалось ко мне в лице оберст-лейтенанта Паниана – организатора бала и проект-офицера части. При виде его хмурого лица мне показалось, что военный бал пройдет в этот раз без единого представителя славного русского оружия.
     - Как я могу быть уверен, что вы пишете для «Красной звезды» (название газеты он сказал на чистом русском), а не для какой-нибудь другой газеты? – смотря мне пристально в глаза, спросил Паниан.
     В ходе короткого диалога выяснилось, что оберст-лейтенант до воссоединения Германии учился в Москве, а после - в Лондоне. Русские газеты он по-прежнему периодически читает и «Красную звезду» прекрасно знает.
     - А когда вы мне сможете ответить на мои вопросы? – в ответ поинтересовался я.
     Оберст-лейтенант Паниан похлопал меня по плечу, и тут произошло маленькое чудо: он наконец-то улыбнулся и пошутил совсем по-нашему:
     - Для начала надо горло прополоскать, только проблема: водки нет!
     Действительно, в меню бала, на который меня все же пригласили, было все: французское вино четырех сортов, шведский стол, улыбающиеся матросы и матроски с подносами с фрегата «Саксония», который плавает в водах Северного моря, торты размером с письменный стол с гербом Дрездена, офицерские дочки в сверкающих вечерних платьях с глубоким декольте и чешский военный оркестр, специально приглашенный для бала, а водки не было!
     Бал проходил в военно-историческом музее Дрездена. Главное здание музея построено в 1876 году. На первом этаже - 300 пушек, на втором – 200 тысяч ружей, на третьем - боевое снаряжение. Когда-то все это официально называлось «Музей исторического оружия и коллекция моделей». После 1945 года он перестал выполнять свои исторические функции, в нем расположился крольчатник с курятником, проводились рождественские ярмарки, выставки цветов, фотографий и картин. Это объясняется еще и тем, что единственным уцелевшим муниципальным зданием в Дрездене после англо-американской бомбардировки в 1945-м было здание музея. И только в 1967 году правительство ГДР решило вернуть ему историческую функцию, переименовав в Армейский музей ГДР.
     В 1991 году музей перешел в руки бундесвера. Исторические залы музея снова закрыли для посетителей до 2008 года. Музей в очередной раз переживает «хирургическое вмешательство» современных архитекторов, на этот раз под присмотром автора еврейского музея в Берлине Даниела Либескинда и его коллеги Ханс-Гюнтера Мерца.
     Мое личное впечатление: без экспонатов музей напоминает дворец из сказки Андерсена с многочисленными колоннами и сводами, с высокими стенами, на которых красуются портреты бравых саксонских полководцев. Во дворе стоит памятник солдатам ННА (национально-народной армии ГДР). Трое из них застыли в прыжке с флагом, и на фоне военной техники бундесвера этот скульптурный ансамбль потерял свой первоначальный смысл - борьбы со злыми силами капитализма. А немецкий капитализм уже и не выглядит таким страшным, каким его «рисовали» тем же солдатам ННА.
     ЗА СТОЛИКОМ я познакомился с еще одним оберст-лейтенантом бундесвера - Еханнесом Броер. Во время бала ему было поручено опекать побратимов дрезденского гарнизона – чешских офицеров и их жен. Во время праздничного ужина мы разговаривали сначала на русском, затем на немецком. Вспомнили хорошими словами ушедший в историю Варшавский Договор, выпили за славное русское оружие, которое не только избавило мир от фашизма, но и, как оказалось, спасло жизнь моему собеседнику.
     Дело было в Боснии, куда Еханнес Броер был откомандирован на полгода. Оберст-лейтенант возвращался на машине с водителем в свою часть. В пути он увидел, как возле остановившейся на обочине машины двое боснийских полицейских избивают ее хозяина. Еханнес приказал водителю остановиться, вышел из машины и спросил полицейских: «В чем дело?» Боснийцы посоветовали ему не вмешиваться. Еханнес снова задал свой вопрос. Тогда один из полицейских пояснил, что водитель превысил скорость и теперь не хочет оплачивать штраф, который укладывался в стоимость ужина двух блюстителей порядка в близлежащем ресторане. На просьбу немца показать прибор определения превышения скорости раздраженные полицейские направили на него пистолеты. Водитель оберст-лейтенанта не растерялся и тут же привел в боевое положение свой «МГ». Неизвестно, чем бы закончилась эта игра на нервах, если бы в тот момент не появился русский УАЗ. Из него выскочил офицер, который, не говоря ни слова, пустил очередь из «калашникова» над головами полицейских. Те сразу побросали оружие на землю. Так Еханнес познакомился с Алексеем, который, по сути дела, спас ему жизнь.
     Другого моего соседа за столиком звали Иосиф. Выяснилось, что он – заместитель начальника штаба чешского гарнизона. Иосиф и еще двое офицеров приехали на бал в Дрезден вместе с чешским военным оркестром. Младший сын Иосифа женат на украинской девушке. Поэтому разговор как-то незаметно перешел на самую главную армейскую тему – где девушки красивее.
     Здесь, в маленьком по российским меркам немецком городе, представители трех давно уже не враждующих государств спорили в принципе о вечном. И на этом фоне самым главным выводом напрашивался такой: что в наступившем веке в объединенной Европе проблемы любой страны кажутся удивительно близкими всем. И нет ничего более важного, чем вовремя прийти на помощь, выручить в трудную минуту. России к этому не привыкать – во всяком случае немцы и чехи в этом уверены.
     А ЗАКОНЧИЛСЯ вечер тривиально. Выяснилось, что супруга командира дрезденского гарнизона Вольфана Брасака в этот день праздновала день рождения. Наверное, этим и объяснялся не совсем удобный выбор дня для проведения бала – четверг. Бал продолжался до часу ночи, но многие гости покинули его уже в 11. Пунктуальность была и остается национальной чертой Германии, и опоздание на работу из-за военного бала накануне не считается уважительной причиной.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства