на главную страницу

7 Августа 2004 года

Тема номера

Суббота

Военстрой: взгляд в завтра

С праздником, военные строители!

Беседовал Дмитрий ЮРОВ, «Красная звезда».



На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник строительства и расквартирования войск – заместитель министра обороны России генерал-полковник Анатолий ГРЕБЕНЮК.

     - Анатолий Владимирович, завтра мы будем отмечать День строителя, который в этом году совпал с другой знаменательной датой – 55-летием отечественного военно-строительного комплекса. Не могли бы вы, хотя бы коротко, рассказать о сегодняшнем его состоянии в связи с проводимой в стране административной реформой и перспективах, которые ожидают комплекс в этом плане?
     - Сейчас в Министерстве обороны работает комиссия под руководством начальника Главного управления кадров - заместителя министра обороны России по кадрам, которая должна привести нормативные правовые акты в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
     Этой комиссией уже подготовлены проекты новых положений о Министерстве обороны и подведомственных ему федеральных службах и агентствах, в том числе и Федеральном агентстве специального строительства. В ближайшие месяцы после их утверждения будет утверждена структура оборонного ведомства, в соответствии с которой будет реформироваться и военно-строительный комплекс.
     Не скрою, нас затронут достаточные перемены в структуре и составе организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск. Однако сообщаю вполне официально: наша структура реформирована в интересах решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
     - А если конкретизировать, что «из свежего» у военных строителей в активе и что на повестке дня?
     - За последнее время успешно завершен эксперимент по обустройству военнослужащих 76-й вдд, проходящих военную службу по контракту, обустроены части в н.п. Ведено, которые обеспечивают безопасность населения в горной части Чеченской Республики. На территории ДВО, СибВО и ЛВО реконструированы взлетно-посадочные полосы ряда аэродромов Военно-воздушных сил, большой объем работ произведен в ходе открытия российской авиабазы Кант в Киргизской Республике.
     В сложнейших боевых условиях военные строители продолжают решать задачу по обустройству частей 42-й гвардейской мотострелковой дивизии. Вообще на территории Северо-Кавказского военного округа (как и других) выполняется большой объем работ по Федеральной целевой программе, предусматривающей переход военнослужащих на службу по контракту.
     Заново отстроен по индивидуальному проекту и в ближайшее время начнет принимать первых раненых и больных новый военный госпиталь в Моздоке, что год назад был взорван в результате теракта. Только поликлиника при нем, оснащенная самым современным оборудованием, сможет обслуживать до 500 пациентов в день. Здесь же продолжается возведение мемориального комплекса, посвященного трагически погибшим, - белокаменная часовня уже открыта.
     Также продолжается восстановление инфраструктуры Центрального полигона Российской Федерации на Новой Земле, успешно выполняются задачи на первом Государственном испытательном космодроме Минобороны в Плесецке и строительные работы по постановке на боевое дежурство ракетных комплексов «Тополь-М» в Татищево.
     Продолжаются и работы по созданию береговой инфраструктуры Новороссийской военно-морской базы…
     - И все-таки, пожалуй, одна из главных целевых задач, стоящих перед военно-строительным комплексом, от выполнения которой, без преувеличения, зависит нормальное социальное самочувствие армии и флота, – обеспечение военнослужащих жильем. Какова ситуация в этом плане?
     - Годовое задание по получению квартир в текущем году за счет всех источников финансирования составляет 23,6 тыс. квартир, при этом замечу, что по плану Министерства обороны за счет собственного строительства – из них менее половины (10,7 тыс. квартир).
     На 1 января 2004 года общее количество нуждающихся в жилье составляло около 164,7 тыс. семей военнослужащих, в том числе не обеспеченных постоянным жильем – 91 тыс., служебным жильем – 45,3 тыс. За первое полугодие текущего года данные показатели практически не изменились: общее количество нуждающихся – 163,6 тыс. (снижение на 1,1 тыс.), количество бесквартирных осталось на прежнем уровне (соответственно 89,9 тыс. нуждаются в постоянном жилье и 45,6 тыс. – в служебном). Причем ситуация с остротой жилищной проблемы во всех видах, родах войск и военных округах практически одинакова.
     - А как идет формирование служебного жилого фонда? Ощутят ли военнослужащие и их семьи какие-то значительные перемены в этом отношении уже в ближайшее время?
     - Для военно-строительного комплекса это одна из важнейших и перспективных задач. В первую очередь необходимо сформировать служебный жилой фонд в полном объеме для соединений и воинских частей постоянной боевой готовности.
     В целом по Вооруженным Силам при общей потребности в служебном жилом фонде в 480 тыс. квартир на 1 января прошлого года имелось в наличии 120 тыс. служебных квартир, на начало текущего года – уже 146,2 тыс. квартир и на 1 июля с.г. – около 158,6 тыс.
     Перед нами стоит весьма непростая задача: завершить формирование фонда к 2015 году, для чего требуется дополнительно получить за счет всех источников около 334 тысяч служебных квартир, то есть в среднем по 30 тысяч ежегодно. По расчетам, это позволит в полном объеме обеспечить служебным жильем всех офицеров и прапорщиков согласно планируемой штатной численности частей и соединений. И, поскольку необходимый темп прироста служебного жилья пока не достигнут, могу заверить, что будем концентрировать усилия в данном направлении активнее.
     Так, одним из важных источников, не требующих вложения финансовых средств по линии Минобороны России, является повторное заселение освобождаемых в ходе реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» жилых помещений в закрытых военных городках и перевод их в категорию служебных. В этом году в рамках упомянутой программы запланировано получить 6,7 тыс. квартир.
     - А что касается еще одного источника получения жилья - за счет инвестиционной деятельности?
     - Мера эта вынужденная, поскольку средства, выделяемые из федерального бюджета на жилищное строительство, с каждым годом сокращаются. В то же время объекты недвижимого имущества и земельные участки, принадлежащие Минобороны, что составлены для включения в инвестиционную деятельность, зачастую вообще никак не использовались, потому такое их применение выгодно для всех: и для военного ведомства, и в первую очередь для самих военнослужащих.
     Министром обороны поставлена задача получить в 2004 году за счет заключения инвестиционных контрактов не менее 5 тыс. квартир. Но, к сожалению, пока эта работа, за редким исключением, за пределы Москвы и Санкт-Петербурга не вышла. Из полученных за счет реализации инвестконтрактов 909 квартир практически все приобретены в Москве и за счет реализации проекта в г. Перми по плану РВСН.
     Тем не менее в ближайшее время нам предстоит принять решение по значительным объемам высвобождаемых фондов и земельных участков. Об организации этой работы доложено министру обороны, и в строительные организации направлены директивные указания об активизации работы в рамках разработанного порядка подготовки и реализации инвестиционных проектов и поставлены задачи по данному вопросу.
     В течение ближайших двух-трех месяцев будет разработан соответствующий нормативный правовой акт Правительства РФ по данному вопросу, функции заказчика по инвестиционной деятельности будут переданы единой уполномоченной организации Министерства обороны. При этом будет обеспечено приоритетное строительство жилья по собственному плану на площадках в гарнизонах, где жилищная проблема стоит наиболее остро, с привлечением средств инвесторов в качестве долевого участия.
     - Ну и, чтобы завершить «квартирный вопрос», коснемся темы, которая вот уже несколько месяцев бурно обсуждается и в обществе, и «в верхах»: переход со следующего года к накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих…
     - Как вы знаете, на этой неделе проект соответствующего федерального закона был принят Государственной Думой в третьем чтении и в ближайшие дни будет направлен в Совет Федерации и на подпись Президенту Российской Федерации.
     В Вооруженных Силах реализация указанного закона будет возложена на органы обустройства и расквартирования войск. Предполагается, что именно он и явится искомой «панацеей» в сложившейся с жилищной проблемой ситуацией, и все предпосылки для этого имеются: подход к обеспечению жильем военнослужащих путем формирования системы постепенного накопления средств для приобретения жилья в собственность при сохранении существующего уровня их социальной защищенности достаточно эффективен.
     Напомню, вступление в силу закона в случае его принятия планируется с 1 января 2005 года. Военнослужащим – участникам накопительно-ипотечной системы будет гарантироваться накопление средств для приобретения постоянного жилья в собственность на персональных счетах. После трех лет участия в накопительной системе военнослужащий обретает право на получение ипотечного кредита для приобретения жилья с использованием уже накопленных средств. В дальнейшем основную часть долга по ипотечному кредиту будет погашать государство. Сумма за 17 лет накоплений позволит каждому участнику системы приобрести жилье в собственность после увольнения.
     В период с 10 до 20 лет службы при увольнении по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья, предельный возраст и семейные обстоятельства) военнослужащий получает накопленные средства и по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, дополнительные денежные средства в пределах расчетного размера денежных средств, которые он мог бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты достижения 20 лет продолжительности его военной службы. Отмечу, что бюджетные средства накапливаются на персональном счете военнослужащего весь период прохождения им военной службы.
     При этом человек в погонах будет заинтересован в том, чтобы служить как можно дольше, так как сумма перечисляемых государством средств прямо пропорциональна продолжительности срока службы. При досрочном расторжении контракта по инициативе военнослужащего он будет обязан погасить сумму ипотечного кредита за счет личных средств и одновременно с этим вернуть государству деньги, перечисленные из бюджета на его персональный счет.
     С учетом начала функционирования накопительно-ипотечной системы начиная с 2005 года первые военнослужащие смогут приобретать квартиры с помощью ипотечных кредитов уже в 2008 году. Это особенно актуально сегодня для крупных административных центров, в которых отсутствует фонд служебных жилых помещений. В последующем приобретенное за счет ипотечного кредита жилье останется у военнослужащего в собственности, и в случае его перевода к новому месту службы за ним остается право на получение служебного жилья.
     Причем, что важно, новая система будет работать без свертывания ныне действующих программ обеспечения жильем военнослужащих, не заменяя, а дополняя их, особенно в части обеспечения служебным жильем.
     - А что касается экономической оценки новой системы?..
     - Накопления на персональных счетах составят 37 тыс. рублей в год в ценах 2004 года, причем ежегодно они будут индексироваться в зависимости от уровня инфляции. Первоначальное количество участников системы – 58 тыс. человек. Потребность на финансирование накопительно-ипотечной системы в 2005 году из федерального бюджета составляет 1,03 млрд. рублей.
     Далее прогнозируется до 2009 года рост на 2 млрд. рублей в год, с 2029 года – выход на 20 млрд. рублей в год. Предполагаемое максимальное количество участников – более 700 тыс. военнослужащих.
     - Анатолий Владимирович, в начале нашего разговора вы упомянули о работе военных строителей в рамках Федеральной целевой программы по переводу соединений и воинских частей на контрактный принцип комплектования. Как она продвигается?
     - Реализация ФЦП начата с 1 января этого года. Как известно, всего в ее рамках на контрактный принцип комплектования переводятся 72 воинские части, в том числе в 2004—2005 годах - 41 воинская часть общей штатной численностью 62,4 тыс. солдат и сержантов.
     Исходя из реальных возможностей федерального бюджета в текущем году для решения задач по обустройству переводимых на новый способ комплектования соединений и воинских частей предусмотрено 5,9 млрд. рублей. Распределение выделенных средств между видами и родами войск, военными округами и флотами осуществлено с учетом сроков перевода воинских частей и выполнения соответствующих объемов работ.
     Несмотря на одинаковые условия для организации выполнения ФЦП, в лучшую сторону в данном вопросе отмечаю ВМФ, где освоены все выделенные средства, а также работу строительных организаций и служб заказчика в ЛВО, ПУрВО, СКВО, где за полугодие освоено более 45 процентов капвложений от годового плана.
     Как известно, в настоящее время идет работа над проектом бюджета-2005. Программой на следующий год предусмотрены капвложения в объеме 7,6 млрд. рублей в ценах 2003 года. В Минэкономразвития и Минфин России направлены предложения о выделении на эти цели около 12 млрд. рублей с учетом индексов изменения цен в строительстве. Однако Минфин России планирует осуществлять целевое финансирование только строительства солдатских общежитий, столовых и объектов инженерной инфраструктуры. На учебные корпуса и объекты соцкультбыта бюджетные средства не выделяются, не планируются также в рамках ФЦП средства на квартирно-эксплуатационные расходы и текущий ремонт фонда. При этом не предусматривается и индексация.
     Выход в этом положении один - сконцентрировать силы и средства на решении задач размещения личного состава, то есть на строительстве и реконструкции солдатских общежитий, а также необходимых для их ввода инженерных сетях и сооружениях.
     Начальный этап практической реализации программных мероприятий выявил необходимость внесения в программу некоторых изменений, которые позволили бы с максимальной эффективностью использовать выделяемые бюджетные средства, а также вносить изменения в сроки и очередность перевода на новый способ комплектования отдельных соединений и частей с учетом складывающейся оперативной обстановки.
     К сожалению, программой не предусмотрено строительство служебного жилья в частях постоянной готовности для офицеров и прапорщиков. А без решения этой проблемы выполнить в полной мере задачу совершенствования боевой готовности переводимых на новый способ комплектования частей невозможно. Учитывая, что количество объектов инфраструктуры боевой подготовки и соцкультбыта должно соответствовать нормативным документам и не может быть уменьшено, строительство служебного жилья для офицеров и прапорщиков полагал бы целесообразным осуществлять за счет средств федерального бюджета по разделу «Военная реформа».
     В настоящее время во всех округах заказчиками определены планы капитального строительства на 2004 год, организована разработка проектно-сметной документации и развертыванию строительно-монтажных работ.
     Могу сказать, что все солдаты и сержанты частей, переводимых на контрактный способ комплектования в 2004 году, будут обеспечены солдатскими общежитиями. Всего в текущем году в рамках ФЦП планируется ввести в эксплуатацию 106 общежитий на 25.087 мест (из них 42 общежития – новые, с жилыми ячейками, и 64 – общежития упрощенного типа в реконструируемых казармах).
     Для обустройства частей и соединений, переводимых на новый способ комплектования в 2005 году, и создания оптимальных условий для набора контрактников с января 2006 года необходимо в следующем году ввести в эксплуатацию более 300 объектов, в том числе 201 общежитие, 95 объектов соцкультбыта и необходимые для их функционирования объекты инженерной инфраструктуры.
     - В какой стадии находится работа по передаче жилого фонда и объектов соцкультбыта на баланс местным муниципальным органам? Есть ли здесь какие-то проблемы?
     - Всего в муниципальную собственность планируется передать 16,3 тыс. зданий и сооружений. Из них – 11,7 тыс. жилых домов в этом году. Фактически же на сегодня передано только 1,4 тыс. Процесс передачи сдерживается необоснованными требованиями администраций муниципальных образований о перечислении денежных средств на проведение ремонтно-восстановительных работ, а также о передаче техники на обслуживание передаваемых объектов.
     В то же время следует отметить, что впервые мы добились выделения из федерального бюджета средств на эти цели и работаем над проектами постановлений Правительства России по вопросу упрощения порядка передачи объектов и сокращения сроков подготовки документов.
     - Еще одна составляющая работы строительно-квартирных органов – содержание имеющихся фондов, обеспечение их безаварийного функционирования. Какова ситуация здесь?
     - Пожалуй, нет в стране органов и организаций, способных поддерживать такие огромные объемы фондов (около 200 тыс. зданий и сооружений в 8,6 тыс. военных городках) в существующих реальных условиях недофинансирования и их технического состояния.
     Учитывая обстоятельства, связанные с техническим состоянием фондов и ростом тарифов на их содержание, понятно, что ежегодные потребности в квартирно-эксплуатационных расходах по объективным причинам растут. И если в 2000—2001 годах Министерству обороны выделялось на эти цели порядка 10 млрд. рублей, то фактические назначения на текущий год составляют уже 24,8 млрд. рублей, и тем не менее это немногим более половины от необходимой потребности. Потому одна из актуальных задач - обеспечить рачительное, эффективное и строго целевое использование выделенных бюджетных средств.
     Сегодня еще одной важной текущей задачей, не требующей от нас значительных финансовых затрат, но гарантирующей в самом ближайшем будущем ощутимый эффект, является организация работы по оптимизации казарменно-жилищного фонда (КЖФ).
     Из находящихся на учете в Минобороны России зданий и сооружений КЖФ, прошу заметить, только 21,7 тыс. обеспечивает непосредственное расквартирование войск. А для практического расквартирования войск по действующим нормам требуется еще меньше. И только благодаря сокращению объемов этого фонда возможно уменьшить затраты на его содержание в сумме 3,9 млрд. рублей.
     Отмечу также, что нами уже сегодня развернута и проводится значительная работа по подготовке к очередному отопительному сезону.
     В целом же хочу подчеркнуть, что военно-строительный комплекс способен решать возложенные на него задачи, он нужен армии, стране. И этот вывод ежедневно подтверждается напряженным трудом на строительных площадках, в ходе содержания и эксплуатации специальных объектов, военных городков, учреждений Минобороны.
     
ПРИКАЗ

     
министра обороны Российской Федерации

     6 августа 2004 г. № 225 г. Москва
     Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики, офицеры, рабочие, служащие и ветераны организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск!
     8 августа в Российской Федерации отмечается профессиональный праздник – День строителя.
     В этом году исполняется 55 лет со дня создания военно-строительного комплекса. Его история неразрывно связана с историей нашей Родины и ее Вооруженных Сил.
     Самоотверженным трудом военных строителей обеспечено создание ракетно-ядерного щита государства, систем противовоздушной и противоракетной обороны, космодромов, испытательных полигонов, командных пунктов управления и связи, аэродромов, военно-морских баз, других важных объектов, построены военные городки для военнослужащих и членов их семей.
     В настоящее время военно-строительный комплекс располагает значительным потенциалом, обеспечивающим проектирование, строительство и эксплуатацию оборонных объектов и социальной инфраструктуры.
     Личным составом организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск с высокой ответственностью решаются задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, по обустройству войск в местах постоянной дислокации, выполнению Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 – 2007 годы, формированию системы жилищного обеспечения военнослужащих, отвечающей требованиям сегодняшнего дня.
     Приветствую и поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем строителя!
     Желаю вам крепкого здоровья, счастья и благополучия, новых трудовых свершений на благо нашей Родины!
     Министр обороны Российской Федерации С. ИВАНОВ.

     

     * * *
     В Культурном центре Вооруженных Сил РФ состоялось торжественное собрание, посвященное Дню строителя и 55-летию военно-строительного комплекса. В нем приняли участие представители Администрации и Управления делами Президента России, Правительства РФ, Федерального Собрания, советники и полномочные представители президента в федеральных округах. Его участниками были представители всех силовых министерств и ведомств, а также федеральных служб и агентств, правительства Москвы, патриархии, другие официальные лица. Собрание завершилось праздничным концертом и приемом ветеранов военно-строительного комплекса у начальника строительства и расквартирования войск - заместителя министра обороны России.

     На снимке: Идет строительство военного городка в Чечне,новый госпиталь в Моздоке.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства