на главную страницу

7 Августа 2004 года

Армия и регионы

Суббота

Патриотизм не воспитывается сам по себе

На вопросы «Красной звезды» отвечает губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ

Евгений ШАЛЬНЕВ



     - Леонид Константинович, к сожалению, у части молодежи под влиянием различных факторов сложилось неадекватное представление о службе в армии. Как сломать этот стереотип?
     - Думаю, есть определенная заданность в том, почему армия предается остракизму в такой стране, как Россия. Вряд ли это идет от самих людей. Это вполне осознанный идеологический посыл, необходимый для ослабления экономики страны, ее оборонного потенциала. Зарубежные «друзья» нашу историю, философию и психологию изучили лучше нас. Они знают, как с нами бороться - как с фактором, влияющим на мировую геополитику. Расшатать экономику, лишить страну промышленности, армии.
     Я был на одной научно-практической конференции за рубежом, где специалисты Европы и США обсуждали перспективы добычи углеводородного сырья в мировом масштабе. Там даже имя России ни разу не называлось, назывались только наши отдельные области как нефтяные и газовые полигоны. Для них мы – не страна, не люди, а полигон, сырьевой придаток. Зачем нам промышленность, армия?
     - И это при мировом культе американского патриотизма?
     - В США он воспитывается всей государственной идеологической машиной. Американцы, наверное, правы, ставя задачу сделать так, чтобы их граждане гордились своей страной. И они в этом преуспели и действительно сделали США великой страной, с которой все считаются и которой по праву гордятся ее граждане. Это последовательная политика государства, которое думает о своем будущем, о внутреннем состоянии общества и воспитывает людей на соответствующих идеалах.
     А задача развала Советского Союза и максимального ослабления России не могла осуществляться только извне. Надо было внутри страны найти механизмы, адептов влияния, нужные СМИ, сформировать определенную идеологическую политику в искусстве, литературе, масс-медиа. Ни о каком патриотическом воспитании здесь, естественно, и речи быть не могло. Для чего? Патриоты ведь начнут спрашивать. Поэтому то, что мы делаем здесь, в Омской области, поддерживая армию, ее имидж, ни в коей мере не корреспондируется с общей тенденцией в прошлые годы и только сейчас находит поддержку и выражение в политике Президента Российской Федерации.
     - Даже несмотря на высказывания президента о поддержке армии?
     - Одного личного отношения мало, чтобы развернуть эти антиармейские настроения, которые за эти годы дали слишком мощные корни. Прежде всего должна быть политическая воля - или мы с этим боремся, или продолжается отторжение армии от общества. А если страна не имеет мощного духовного начала, если в общественном сознании не культивируется любовь к Родине, люди теряют интерес к истории страны, лишаются мотивов гордиться ею. В Омской области мы попытались ввести в школах уроки начальной военной подготовки, углубленный курс истории и встретили – знаете чье – противодействие? Молодых учителей, они, как и все поколение 90-х, заражены идеологией «пофигизма». Для них Великая Отечественная все равно, что для нас большая Пелопонесская война в древней Греции. Хотя в советской идеологической практике война с фашизмом была одним из главных инструментов патриотического воспитания. Очень важно понять: патриотизм не воспитается сам по себе, но может возникнуть стихийно, когда настроение масс достигнет критического уровня.
     - России нужна национальная идея?
     - Ее отсутствие - самый важный фактор для тех, кто хочет ослабить Россию, расчленить ее. Я очень много общаюсь с людьми, но никогда за все эти годы ко мне не обращались с просьбами и жалобами немцы, татары, казахи и евреи. Это почему-то очень трудные годы только для русских. Живя в Казахстане, я видел, как казахи создавали свою национальную историю - из легенд, эпоса. У этого кочевого народа ничего больше не было, 80 лет назад там и письменности не было, один фольклор. Но они эту историю воссоздали и воспитывают сегодня на ней молодое поколение. Зато мы свою историю растаптываем, подвергаем сомнению. Читаешь газеты – оказывается, и битвы Александра Невского на Чудском озере не было, и битвы Дмитрия Донского не было, и татаро-монгольское иго Россия не свергала. У новых псевдоисториков вся российская история – сплошная мифология, и нет такой национальности – русский. Все это тиражируется, вбрасывается в массовое сознание, разлагает нашу национальную сущность и не дает возможности создать целостную национально-историческую картину страны.
     Действуют разные национальные установки – живя рядом с русскими, казахи и татары живут в другой стране и под другим небом. Одни живут в том времени, в котором им выпало жить, рожают, воспитывают детей, обустраивают жилье, работают. Другие живут в ожидании какого-то «розового» времени, жалуясь на плохое правительство, плохих губернаторов и никудышных мэров.
     - Но в Омской области вы пытаетесь переломить ситуацию?
     - Я это делаю только потому, что вижу, в каком состоянии находятся общество, молодежь. При плане призыва на область в 7 тысяч человек военные комиссариаты вынуждены вызывать на призывные пункты до 36 тысяч призывников. В итоге 80 процентов получают освобождения и отсрочки от службы по разным причинам, в том числе и по состоянию здоровья. Мы развиваем спорт, инвестируем огромные средства в оздоровление населения, в области действует около двух десятков специализированных социальных программ. Мы – один из немногих регионов страны, где в полной мере реализуется федеральный закон «О ветеранах» и ветеранам Великой Отечественной войны предоставляются все льготы, в том числе по оплате жилья, телефона, коммунальных услуг, лекарств, проезда в общественном транспорте. В 1998 году мы воссоздали Омский кадетский корпус, в прошлом году ему исполнилось 190 лет. Только ремонт его зданий обошелся в 100 миллионов рублей, сейчас там учатся 700 детей. Бюджет области выделяет 70 тысяч в год на каждого кадета. Их хорошо учат, стараются воспитать на высоких идеалах. Но я очень часто думаю – мы мальчишек отбираем, воспитываем, готовим, они искренне нам верят. И с ужасом думаю о том моменте, когда они выйдут в мир и столкнутся с другими людьми, исповедующими совершенно другие взгляды. Что их ждет, какой человеческой драмой это обернется? Это молодые люди. А в армии меняется мировоззрение и самих офицеров - они же видят, как обращаются с армией. Многие из офицеров еще выполняют свой долг, служа своей стране и своему народу в ожидании, что что-то все же изменится и они переживут нынешние времена. Другая часть офицерства превращается в прагматиков, покидает армию, ища себе другое применение, стыдится своих погон. В Москве я первый раз столкнулся с тем, что военные ходят на работу в гражданских костюмах.
     А если говорить о рядовых, то сегодня у нас действительно рабоче-крестьянская армия за очень редким исключением. В основном служат ребята из деревень, с городских окраин.
     - Как вы считаете, программа жилья для офицеров, разработанная в правительстве, изменит социальную ситуацию в Вооруженных Силах?
     - Президент высказал сейчас четкую позицию, безусловно, многое изменится. Программа есть, но при таком финансировании она не решит проблему. Если по требованию президента что-то и решится, это может быть только обеспечение жильем действующих офицеров. Те, кто ушел в отставку, по-прежнему будут стоять в этой очереди в ожидании сертификатов, и здесь вновь нужна серьезная помощь регионов.
     - В Омске разработана программа реструктуризации крупнейшего танкового завода страны – «Трансмаша». Что предполагается сделать в этом направлении?
     - Мы пошли на это не от хорошей жизни. 10 лет мы участвовали в военных выставках, искали заказчиков, катались в Москву, и в Минобороны, и в Главное бронетанковое управление, деньги бюджетные «вбили» в сохранение этого завода. В других областях на подобных предприятиях давно уже крест поставили, а мы все надеемся. В итоге ни госзаказа, ни средств, одни долги. Я был вынужден, чтобы завод не разворовали, инициировать решение об акционировании предприятия. Там будет три производства – вагонное, тракторное и военное – спецпроизводство. Мы будем заниматься вагонами, тракторами, надеемся, что федеральные органы не забудут про военное производство.
     - В области налажены шефские связи с учебным центром ВДВ, другими воинскими частями. Расскажите об этом поподробнее.
     - Не только с воинскими частями. Сейчас мы полностью на свои деньги обустраиваем пограничные посты на границе с Казахстаном. Пограничникам будем помогать. Мы поддерживаем вообще все части Омского гарнизона, в том числе и учебный центр ВДВ в поселке Светлый – зачастую и материально, компенсируем коммунальные услуги. Например, сейчас у меня на столе лежит решение центра о подготовке к проведению торжественного выпуска младших специалистов в мае здесь, на площади, в центре города. Надо, чтобы все это было на глазах людей, узнаваемо, и т.д. В прошлом году расходы областного бюджета на поддержку омских военных составили 80 миллионов рублей. Мы все равно должны что-то делать, чтобы по крайней мере затормозить негативные процессы в армии до момента, когда ситуация будет переломлена и государство задумается о своих вооруженных силах.
     
Омская область была образована в составе РСФСР в 1934 году, на ее территории площадью 139,7 тысячи квадратных километров проживают более двух миллионов человек.
     Областной центр - город Омск - был основан в 1716 году как пограничная крепость для защиты от набегов кочевников и как опорный пункт для дальнейшего освоения русскими Сибири. Крепость основали участники направленной Петром I военной экспедиции на разведку новых золотоносных земель. Сегодня основная часть промышленного производства области сосредоточена в Омске. Здесь действуют крупные предприятия химии и нефтехимии, машиностроения и авиационной промышленности. Важнейшее место в экономике области занимает крупнейший в России нефтехимический комплекс: Омский нефтеперерабатывающий завод, «Омскшина», «Омский каучук», «Омскхимпром», «Омскнефтепродукт» и др. Машиностроение и авиационная промышленность представлены Омским заводом транспортного машиностроения («Трансмаш») и ПО «Полет». «Трансмаш» – одно из двух сохранившихся в России танкостроительных предприятий, выпускает знаменитый танк Т-80 и его модификации, новейший российский танк «Черный орел», а также самоходные артиллерийские и зенитные установки, угледобывающие комбайны, тракторы и т.д. Производственное объединение «Полет» - одно из крупнейших аэрокосмических предприятий страны с широким спектром производства ракетно-космической и авиационной техники. В число продукции объединения входят ракета-носитель легкого класса серии «Космос» (самая надежная в мире ракета своего класса), самолеты Ан-74, стратегические ракеты, спутники связи и навигации, экологически безопасное нефтедобывающее оборудование.
     Начиная с 1996 года в Омске проводятся традиционные международные выставки наземной и воздушной военной техники, вооружения и конверсионной продукции.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства